Меню

«Редкий шанс хоть чем-то поддержать местных». Как помочь уральской рознице с кадрами

Иллюстрация: Uldelo.ru

Почему управленцы бегут из розницы и как добиться прихода в региональный бизнес востребованных кадров и его узнавания на рынке труда, если ты не супергигант.

Одно из основных проблем трудоустройства для большинства участников регионального рынка труда является жесткий дефицит нерекламной информации о том или ином работодателе. При этом проводимые региональными компаниями различные рейтинги работодателей и профессиональные конкурсы чаще всего почти неизвестны региональным кандидатам, в том числе в Екатеринбурге. Кроме того, в этих проектах принимают участие почти исключительно федеральные компании, причем наблюдается жесткий уклон либо в сферу ИТ/Telecom, любо сферу высокотехнологичных услуг. 

Если у вас самый большой банк в стране или самая большая торговая сеть или нефтяная компания, понятно, что ваш бренд на рынке труда присутствует априори. Но ведь есть еще сотни, если не тысячи сильных и растущих региональных бизнесов, которые также хотят как-то отмечать свою уникальность в глазах кандидатов, а кандидаты — искать информацию о них. Прямой рекламе кандидаты верят мало, а косвенно доказать свою качественную работу на рынке региональные компании не знают, как. Конечно, рейтинги полезны, но вопрос в том, что их крайне мало на местном уровне, — рассказывает Ольга Нефедова, замдиректора торговой компании «Алион».

По информации исследований, проведенных под эгидой Уральского государственного экономического университета, более 74% кандидатов, которые искали работу в Екатеринбурге в 2017 году, отмечали: для принятия решения им не хватает возможности сравнить компании по каким-то понятным критериям. На этом фоне особенно востребованы региональные рейтинги и независимые оценки работодателей. К примеру, в Екатеринбурге недавно подвели итоги уникального исследования рынка труда в сфере розничной торговли. Основной целью было определить те бренды, которые вызывают наибольший интерес у соискателей различных категорий. В анкетировании, проведенном по заказу DK.RU Профессиональным партнерством работодателей HR-mnenie, приняли участие более 1000 человек, как молодые специалисты с опытом не более двух лет, так и опытные кандидаты, и отдельно — кандидаты-управленцы. 

В итоге удалось составить список из 17 работодателей, получивших высокие оценки по результатам анкетирования. 

  1. Леруа Мерлен
  2. ТС «Пятерочка»
  3. Мегамарт
  4. OBI
  5. IKEA
  6. Евросеть
  7. Лента
  8. Галамарт
  9. ПивКо
  10. Сималенд
  11. DNS
  12. Магнит
  13. СпортМастер
  14. МВидео
  15. Перекресток
  16. Связной
  17. ТС Монетка

Стоит добавить, что оценки, которые работодателям выдали кандидаты-управленцы, позволили составить несколько иной рейтинг. Здесь расклад по тем же 17 компаниям выглядит следующим образом:

  1. OBI
  2. IKEA 
  3. Леруа Мерлен
  4. Лента
  5. ТС «Пятерочка»
  6. Мегамарт
  7. DNS
  8. Галамарт
  9. Евросеть
  10. Магнит
  11. ТС Монетка
  12. СпортМастер
  13. ПивКо
  14. Сималенд 
  15. МВидео
  16. Перекресток 
  17. Связной

В этой версии списка, к примеру, изменилось положение международных компаний, они сразу оказались на первых строчках рейтинга и заняли все три ключевые позиции. С другой стороны, не всегда федеральный/международный характер бизнеса играет ключевую роль: например, с 17-го на 11-е место поднялся региональный игрок — ТС «Монетка», и, напротив, федеральные ТС «Пятерочка» и «Мегамарт» несколько сдали позиции. В целом, это общий тренд для рынка розничной торговли: для большинства рядового персонала не имеет значения локализация бренда или его масштабы, при оценке речь идет об условиях труда (зарплате) и наличии (количестве) негативных отзывов. В случае с руководителями традиционно оцениваются еще и карьерные перспективы и выстроенность кадровой политики, что в среднем лучше у международного и федерального бизнеса.

Кстати, нужно добавить, что в опросах упоминались несколько работодателей из числа оцениваемых кандидатами, которые все же не попали в итоговый список из-за слишком низких оценок по пункту «репутация» и «внутренняя корпоративная культура», и поэтому оказались за пределами рейтинга. 

Отдельной проблемой для сферы торговли является ее относительно низкая репутация в глазах молодых специалистов, все больше студентов поступают, чтобы затем пойти работать в сферу высоких технологий или в сферу слуг. Отсюда низкий приток новых кадров и их острый дефицит. Как отмечают эксперты, на этом фоне огромное значение имеет профильная работа с нынешними студентами. 

Молодежь мало знает про работу в торговле, часто у абитуриентов и студентов существуют очень устаревшие представления, которые мешают им заинтересоваться работой на этом рынке. Для популяризации профессий сферы торговли мы, к примеру, с участием органов власти, бизнеса и представителей некоммерческих организаций ежегодно проводим целый ряд профессиональных праздников. Это те же День повара, профессиональный праздник Защиты прав потребителей, День качества, в которых прежде всего участвуют студенты. Когда такие мероприятия проходят в школах, мы приходим с приборами и оборудованием, проводим мастер-классы. Пример тому последнее воскресенье 25 марта, когда в университете проходил День открытых дверей. Все наши восемь кафедр Института торговли, пищевых технологий и сервиса были представлены выставкой. Таким образом, мы показали, что делают технологи-пищевики, как работают «туристы», с помощью приборов демонстрировали работу биотехнологов. Вместо выступлений заведующих кафедрами мы представили студентов и выпускников, занимательно рассказавших о своих профессиях и о ближайших перспективах карьерного роста. Это — та конкретика, которой не хватает молодежи, — комментирует Вера Соловьева, директор Института торговли, пищевых технологий и сервиса УрГЭУ, экс-министра торговли, питания и услуг Свердловской области.

Работодатели сферы розничной торговли, с одной стороны, традиционно обладают одними из самых известных брендов на рынке труда, с другой — обременены огромным негативом (как реальным, так и мнимым). Поэтому методика оценки предполагала определение как общей известности бренда, так и информированности кандидатов о содержании мотивационного пакета, корпоративной жизни компании, знакомство с возможными негативными отзывами о компании. Соискатели заполняли мини-анкеты анонимно, отдельно оценивались ответы людей, работавших в компании. 

Ни о ком нет такого количества негатива в оценках работодателей, как о компаниях сферы розничной торговли. Это крайне стрессовая сфера, в которой действительно трудно работать. Поэтому кандидаты, которые отработали «базовый срок» три-четыре года в рознице и выросли до руководителей, достаточно активно переходят в другие отрасли, если не видят близкого карьерного роста в родной компании. В целом розница — один из основных доноров опытных кадров для других отраслей. Отсюда этот рынок испытывает серьезный дефицит управленцев, что дополнительно обостряет конкуренцию, — рассуждает карьерный консультант Ирина Высокова.

По оценкам экспертов, при несопоставимости бюджетов на подбор и рекламу продуктового бренда единственный вариант реально помочь локальному розничному бизнесу в борьбе за кадры — показывать кандидатам, что: 

Есть немало критериев в работе с кадрами, по которым несколько магазинов небольшой сети реально опережают огромный федеральный бизнес. Но об этом просто мало кто знает из кандидатов. И на локальных рейтингах возникает редкий шанс это показать и хоть чем-то поддержать местных игроков, — резюмирует один из организаторов исследования Игорь Уфимцев.