Меню

Регионы хотят в Москву, Москва не хочет учиться. Соотношение уровня зарплат и знаний

Иллюстрация: wikimedia.org

"Столичные жители более компьютеризированы и претендуют на высокооплачиваемые должности, но рост уровня образованности и интеллекта их не интересует". Как трудовая миграция влияет на развитие людей.

Зарплаты в столице традиционно выше, чем в небольших городах. Именно поэтому россияне выбирают трудовую миграцию, a не совершенствование развития в родном городе. При этом сами москвичи часто инвестируют в свое образование куда меньше «новичков», пишет iq.hse. Диспропорции отечественной образованности и выгоду от вложений в человеческий капитал изучил Василий Аникин, доцент факультета экономических наук, старший научный сотрудник Центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ.

Эффект территорий

По данным ООН, Россия относится к странам с очень высоким уровнем развития человека. Самым распространенным в РФ является среднее специальное образование (44% граждан). Однако его распределение по стране неравномерное. В Москве и Санкт-Петербурге — 46%, в районных центрах — более 50%, в центрах субъектов федерации — всего 34%.

Диспропорции и с высшим образованием. В целом по России его имеют 30%, при этом в Москве и Санкт-Петербурге — 33%, в столицах краев, областей и республик — 38%, в селах и городах районного значения — 25–26%. Низкий уровень образованности в первую очередь характерен для сел: 24% жителей с образованием ниже среднего.

Ученый констатирует, что такая структура соответствует специализации территорий: столиц — как сервисных городов, региональных центров — как городов профессионалов, а районных – как индустриальных городов с преобладающей долей работников, занятых физическим трудом.

Проблемы в получении образования испытывает лишь 1% населения России. Причина такой позитивной оценки не столько в его относительной доступности, сколько в том, что образование перестало быть однозначной дорогой к благополучной жизни. Сложности с ним не воспринимаются так же остро, как плохое материальное положение, трудности со здоровьем или с занятостью, которые испытывают соответственно 32%, 24% и 23% работающих граждан.

При этом недовольны своими шансами на получение образования прежде всего жители городов-миллионников: 63% в группе — занятые жители столиц в возрасте 31–40 лет, ощущающие сильную конкуренцию на рынке труда. 

Дети — за родителями

Условия первичной социализации (от рождения до формирования взрослой личности) в федеральных центрах и регионах не одинаковы. Москвичи и петербуржцы в большинстве — выходцы из семей, где хотя бы у одного из родителей образование выше среднего специального. Так что образовательные ресурсы в столицах просто воспроизводятся между поколениями.

В регионах такое воспроизводство — расширенное. Уровень родительской образованности здесь ниже, чем у детей — в 1,7 раза. Лишь около трети детей имеют отца или мать с образованием выше средне-специального. У старшего поколения селян в половине случаев нет даже такого образования: практически каждый четвертый житель села улучшил ситуацию в сфере образования по сравнению со своими родителями.

Наличие хорошего образования стимулирует тех, для кого оно является нормой (прежде всего, управленцев и специалистов), к инвестициям в свой человеческий капитал. В свободное от работы время занимаются повышением квалификации и получением образования 11% управленцев, 13% — специалистов и лишь 2% средне- и низкоквалифицированных представителей сферы торговли, бытового обслуживания и лиц, занятых физическим трудом. Именно управленцы и профессионалы чаще других считают, что самое главное в воспитании детей — дать им хорошее образование: 68% по сравнению с 55% среди занятых в сфере торговли и сервиса. 

Отстающие мегаполисы

Мегаполисы, работать в которые активно едут, сами по себе при этом не отличаются более высокими показателями человеческого капитала:

  •  уровень образованности в Москве и Санкт-Петербурге средний по стране;
  •  жители столиц менее активно, чем регионалы, тратят личные финансы на собственное образование. По данным на весну 2017 года, платными образовательными услугами для взрослых в последние три года пользовалось 7% работающего населения при среднем значении по России 12% (в региональных центрах — 9%);
  •  основная для столиц категория занятых — служащие — практически полностью исключена из процесса инвестиций в образование детей. На платные образовательные услуги расходуют деньги всего 4%, что в 2,5 раза ниже, чем в региональных центрах и в три раза меньше, чем в селах. Аникин подчеркивает, что такой подход серьезно увеличивает риск пролетаризации и прекаризации этой группы в будущем.

Так как столичные жители более компьютеризированы, сегодня они претендуют на более высокооплачиваемые должности, при этом совершенствование фундаментальных показателей человеческого капитала (уровня образования, культуры, интеллекта и проч.) отступает на второй план. 

Окупаемость инвестиций

Вложения в человеческий капитал, где бы ни жил человек, увеличивают трудовой доход. Но в каждой профессиональной группе есть своя специфика, пишет Аникин. Так, уравнение Минсера, с помощью которого традиционно оценивают экономическую выгодность инвестирования в человеческий капитал, хорошо «работает» при оценке доходов менее квалифицированного персонала. Для руководителей оно значимо лишь частично, для профессионалов часто совсем ничего не значит.

Например:

  •  дополнительный год трудового стажа увеличивает индивидуальный доход на 5,7% для управленцев и только на 1,5% — для служащих и рабочих;
  •  дополнительный год обучения повышает заработки служащих на 3,9%, рабочих — на 2,4%, для управленцев и профессионалов этот эффект статистически не значим;
  •  в среднем по стране высокая квалификация рабочих (от 5 разряда) отражается на 18%-ом приросте их зарплат, в центрах субъектов РФ — на 24,8%.
  • В то же время на зарплатах руководителей и профессионалов интенсивнее, чем других профгрупп, сказываются такие формы инвестиций в человеческий капитал:
  •  для руководителей наиболее значимо изучение иностранных языков на курсах или самостоятельно — 61%-й прирост заработной платы;
  •  повседневное использование компьютера, вне зависимости от целей использования, увеличивает доход специалистов на 20,5% (если сравнивать с их коллегами, применяющими эти навыки реже);
  •  расширение кругозора за счет путешествий и изучения зарубежных образовательных практик отражается позитивно лишь на доходах руководителей и специалистов (+18%), однако для специалистов этот эффект стабильный;
  •  переподготовка по новой специальности эффективна на 19,2%.

 

Теги: исследование, карьера, личностный рост