Меню

Роботакси на улицах Москвы: когда ждать беспилотное будущее?

Из фантастических романов термин «роботакси» переместился в реальный мир. Возможность протестировать автомобиль без водителя уже есть у жителей Питсбурга и Сингапура, когда ждать остальным?

Компания Uber, которая 14 сентября запустила первые роботакси в Питтсбурге, призвала лояльных пользователей воспользоваться услугами таких авто, чтобы убедиться, что поездки совершаются корректно, безопасно и удобно для пассажиров. Пока в роботакси есть и настоящий водитель (он же – разработчик) — в экстренном случае он может перехватить управление у автопилота.

Разработчики наблюдают, как ведет себя система автопилотирования, a также за тем, как реагируют люди – пассажиры, велосипедисты, другие водители, пешеходы. Опросы показали, что  уровень тревожности у обычных граждан довольно высок, в то время как предприниматели смотрят на рынок беспилотного транспорта оптимистично. В течение ближайших 10-15 лет ожидается его бурное развитие.

Несомненные плюсы

Одно из явных преимуществ роботакси – это его абсолютная законопослушность. Машина никого не обгоняет, не пересекает двойную сплошную, не игнорирует светофоры. Кроме того, машина может использоваться круглосуточно, с экономией на оплате труда водителя (включая медстраховку, пенсию, отпуск и проч.). Автопилот не заснет, не будет отвлекаться, не захочет полихачить и уж тем более он выключен из коррупционных схем.

Питсбург стал одним из мест, где решили тестировать роботакси, именно потому, что дороги там далеки от идеальных. Тем временем в Москве власти уже всерьез рассматривают варианты создания роботаксопарка — с «Яндекс.Такси», Uber или кем-то еще, кто будет достаточно активным и быстрым, чтобы запрыгнуть на этот поезд в будущее.

Любопытно и то, что сейчас «Яндекс» разрабатывает беспилотный автобус. Возможно, это будет очень перспективно для мегаполисов, даже перспективнее роботакси, ведь для общественного транспорта уже существуют выделенные полосы и определены маршруты - все более или менее жестко регламентировано и в меньшей степени подвержено случайностям.

Несколько весомых НО

Мировой рынок роботов в 2015 году, пишет Forbes, достиг почти $25 млрд, подсчитали в Research and Markets. Он будет расти каждый год на 4% и к 2021 году пройдет отметку в $31,5 млрд. Но все же повсеместное внедрение  беспилотных автомобильных решений совершенно точно растянется на долгие годы. Почему робомобили массово не появятся, скажем, на улицах Москвы в ближайшие пять-семь лет?  

Одно дело — снять красивый ролик для YouTube, совсем другое — реальность. В ней основные проблемы роботов — ориентирование в пространстве, преодоление препятствий,  надежность всех систем — все еще не решены. Лучшие команды инженеров и программистов бьются над банальными, как может показаться непросвещенному обывателю, задачами.

Чтобы попасть из точки «А» в точку «Б», робот должен «видеть» — точно понимать, где он находится. Для этого сегодня используются GPS-навигация, локаторы, датчики, камеры, контрольные линии и прочее. Систему не должен «слепить» солнечный свет, ей не должны мешать дождь, туман или плохая видимость. Увы, на сегодняшний день навигация, компьютерное зрение и распознавание объектов далеки от совершенства. Но еще дальше — принятие со стороны общества и законодательное регулирование беспилотников в городах.

Этой весной произошла первая смертельная авария с участием робокара. К ней было привлечено огромное внимание прессы, общественников и властей США. В инциденте с автопилотируемой Tesla Model S погиб водитель. Как сообщали СМИ, сбой случился как раз в системе распознавания объектов — в первых публикациях предполагалось, что радар Tesla не смог распознать белый грузовик в лучах яркого весеннего солнца. Позже компания объяснила, что виноват был не автопилот, а система торможения. Tesla и так испытывает давление со стороны критиков, поэтому отстоять автопилот было крайне важно.

Впрочем, со временем и с развитием технологий робомобили все-таки сделают дороги более безопасными. Boston Consulting Group, например, прогнозирует, что беспилотные авто помогут снизить аварийность на дорогах аж на 90%. Беспилотные такси, в которые со временем пересядут если не все, то многие, решат много проблем современных городов, в частности — пробки. Вот только случится это явно не завтра.

Нужно не забывать и о регуляторе, государстве, которое будет касаться каждого этапа внедрения роботов в жизнь. В настоящее время не завершены даже споры о том, что следует считать роботом с точки зрения права. Как регулировать деятельность роботов? Кто должен отвечать за ошибки в случаях, когда что-то пошло не так и пострадали люди? Эти моменты только начали обсуждаться на государственном уровне — в нескольких странах, в том числе, в России и США.

По материалам «ПОнедельник», Forbes