Меню

«Россия построила карго-культ капитализма, но в такой стране будущего нет». МНЕНИЕ

Иллюстрация: pixabay.com

«Помню, как в Институте космических исследований все заняли челноки. Аренда стала выгоднее изучения космоса. Юра, мы променяли принципы на жрачку. Но времена измерения всего «колбасой» должны пройти».

Дмитрий Волошин, сооснователь проекта «OTUS. Онлайн-образование», в своем блоге на Facebook размышляет о роли денег и сути бизнеса. Все ради заработка или ради того, чтобы сделать мир лучше? Какой подход дает компании и стране будущее?

— Вчерашним постом Горного про «90% успеха в онлайн-образовании — маркетинг» навеяло. Это вообще бич. Я имею в виду «наш бизнес-подход». На переломе веков произошел и перелом в головах. Его суть: хватай мешки, вокзал отходит. Все измеряем «на колбасу». Проект не приносит достаточно денег — нафиг проект. Человек не приносит достаточно денег — нафиг человека. Работа — она только для денег. Признаком этих решений является аренда. Да-да, аренда помещений.

Я очень хорошо помню, как в Институте космических исследований половина лабораторий была занята челноками. Крикливые бабы и краснолицые деловые мужички оттирали клетчатыми баулами к стенам скромных ученых в застиранных свитерах. Аренда стала выгоднее, чем изучение космоса. Аренда стала выгоднее, чем этот ваш «понедельник начинается в субботу». Юра, мы все продолбали, променяв принципы на жрачку. Так это выглядит.

Дальше — больше. Учителей заставили зарабатывать деньги. Медиков заставили зарабатывать деньги. Даже милицию, тогда еще, заставили зарабатывать деньги. Критерием правильности решений стали деньги. Без них никуда, разумеется. Но кто сказал, что должны быть только они? И сразу ощутимо стало пропадать будущее.

Читайте также: «Начали делать что-то тупо за деньги? У вас больше нет перспектив, совсем». МНЕНИЕ

Потому что деньги не могут быть будущим. Деньги могут быть инструментом его достижения, не больше. Но маятник так резко качнулся в другую от романтизма сторону, что от этого романтизма вовсе ничего и не осталось. Кажется, думая, что построили капитализм за 20 лет, мы построили карго-культ капитализма. Внешние признаки налицо. Мы умеем зарабатывать. У нас есть активы, мы производим инвестиции и можем все посчитать в эксель. Вот только за этим может вовсе ничего не стоять. Ни социального влияния, ни общественной пользы, ни радости.

Нам же не объяснили, что суть зарабатывания денег в том, чтобы как можно больше людей жило хорошо? Нам только сказали, что во время питч-сессий надо обязательно сказать про impact factor. Это модно.

Но знаете, а я вот верю в то, что это скоро пройдет. Потому что природа так устроена. Потому что человеку во всем нужен смысл и нужна цель. Человеку нужно будущее. И пойдет, он пойдет туда, где это будущее создается. Где о нем говорят не стыдливо поморщившись, а как о сути. И понемногу отток людей сделает невозможной логику измерения всего «колбасой». А там глядишь и заведутся у нас Илоны Ивановичи Маски, Джеффы Викторовичи Безосы. И Сергей Михайлович Брин, глядишь, сделает поисковый движок «Путник». И Дафна Аркадьевна Коллер запустит частный образовательный сервис «Руниверсариум». А Горный напишет у себя в блоге: «90% успеха в онлайн-образовании — это желание сделать мир лучше».