Меню

Рост выручки втрое или снижение продаж? Как ЧМ по футболу повлиял на малый бизнес

«Все ушли смотреть футбол. Продажи упали». Влияние прошедшего мундиаля почувствовали по-разному предприниматели даже из одной сферы: у одних — заметный рост, у других — серьезное падение.

9% предпринимателей, которые работают в городах прошедшего чемпионата мира по футболу 2018 г., и 6% бизнесменов из других городов ощутили его положительное влияние на свой бизнес, говорится в опросе Альфа-банка. 27% респондентов отметили рост продаж, 19% — увеличение числа клиентов, 11% — рост выручки и прибыли, а еще по 3% — появление новых партнеров или инвесторов. Наибольший позитив от мундиаля отметили предприниматели из сферы розничной торговли, общественного питания, рекламы и маркетинга, такси и гостиничного бизнеса.

Однако 12% предпринимателей из мегаполисов, принимавших ЧМ, и 8% — из других городов, посчитали, что чемпионат по футболу негативно сказался на их бизнесе. Они столкнулись с падением продаж (28%), ограничением движения (13%), задержками поставок и логистическими трудностями, ограничениями со стороны проверяющих госструктур (по 8%) и другими трудностями.

Противоположными могут быть даже впечатления предпринимателей, работающих в одной отрасли. Так, в сфере ритейла и общепита одни компании ощутили заметный рост: «выручка увеличилась в три раза», «поднялись продажи за счёт приехавших болельщиков», «эмоциональный подъем клиентов и сотрудников». 

В то же время другие испытали падение спроса: «все ушли смотреть футбол. Продажи упали». 

Многие жители города уехали отдыхать на время проведения ЧМ по футболу. А приезжим туристам не интересен наш продукт, в связи с этим был спад продаж на время проведение Чемпионата, — приводится в опросе ответ респондента.

Еще один предприниматель сказал о внеплановой проверке Роспотребнадзора, якобы связанной с приходом болельщиков в заведение, тогда как ни зарубежные, ни иногородние фанаты его не посещали, и даже местные жители обошли стороной. 

Предприниматели из стройсферы отметили рост спроса на строительные и отделочные материалы, а также на услуги по обустройству фасадов зданий и внешней отделке кафе. В то же время многие проекты были заморожены из-за отсутствия финансирования — все деньги уходили на стройки чемпионата. 

Больше трудностей было в секторе грузоперевозок. Бизнес столкнулся с задержкой сроков, перекрытием дорог, перебоями с поставками сырья и задержкой доставки грузов из Китая и Европы из-за загрузки таможенных служб. Почти полностью остались довольны лишь предприниматели из гостиничной сферы и служб такси. 

Результаты опроса позволяют говорить, что далеко не все собственники и руководители предприятий могут быстро адаптировать бизнес к таким масштабным событиям, как прошедший в России в этом году Чемпионат Мира <…> Это требует от предпринимателей определенных знаний и опыта в управлении, маркетинге и организации бизнеса — надо менять ассортимент и уровень сервиса под вкусы и потребности многочисленных туристов, нужно заранее готовиться к изменениям в логистике, нужно соответствовать ожиданиям потребителей и быть готовым к проверкам надзорных органов и строгим мерам безопасности. Российскому бизнесу, особенно малому, не хватает экспертизы, чтобы быстро менять организацию бизнеса и получать максимальную отдачу от проведения таких мероприятий, — прокомментировала Ирина Анохина, директор по развитию малого бизнеса Альфа-Банка.