Меню

Рынок труда перевернуло. Почему в Екатеринбурге растут зарплаты тех, кто ничего не умеет?

Иллюстрация: liter.kz

За последний год на рынке труда Екатеринбурга произошел странный «переворот»: статистика показывает, что зарплаты опытных специалистов не растут почти нигде, а стоимость труда «новичков» повышается.

Работодатели Екатеринбурга отмечают критическую ситуацию с трудоустройством молодежи, при общем дефиците рабочих мест по сравнению с периодом трехлетней давности найти молодого сотрудника оказывается крайне трудно. 
 
«Я в прошлом году летом приводил коллегам из отрасли пример о том, что у нас из 20 молодых людей, которых мы отбираем на вакансии, подходят для работы четверо, и думал, что это не очень хороший результат. В этом году при тех же технологиях отбора и тех же требованиях их уже двое. И это не разовый показатель, а статистика за февраль-апрель 2017 года»,  рассказывает Антон Щепцов, директор торговой компании «Аркада-Фест». 
 
Совершенно «дикая» ситуация складывается с зарплатами молодых специалистов. По информации сервиса Зарплата.ру, на конец марта 2017 г. работодатели Екатеринбурга готовы предложить молодым выпускникам зарплату в среднем 34 тыс. руб., что  внимание  на 6 тыс. руб. больше, чем в прошлом, в 2016-м. В процентном выражении рост более чем на 17% за год. При этом специалистам, имеющим опыт работы, предлагают получать от 38 тыс. руб. И если в 2016 г. только 15% городских компаний принимали людей без опыта работы, сейчас этот показатель вырос в два с лишним раза  до 33%.
 
 «Секрет в том, что целый ряд крупных региональных и федеральных компаний начинает конкуренцию за работников: если уже есть минимальный опыт, некоторые навыки, и при этом труд относительно дешев, то возникает большой потенциал для «эксплуатации» в хорошем смысле, для будущего карьерного роста. Плюс среди этих специалистов большая текучесть, а значит, крупным участникам рынка постоянно нужны все новые и новые кандидаты, они не останавливаясь готовы переманивать сотрудников из региональных компаний»,  отмечает Ольга Еремеева, заместитель генерального директора компании «Квадра».
 
Ситуация в уральском регионе не совсем типична. Достаточно вспомнить в этой связи недавнее исследование по распределению спроса и предложения на рынке труда молодежи в разных регионах. В начале 2017 г. были сопоставлены объемы спроса и предложения по базам в областях. Оказалось, что вполне ожидаемо больше всего возможностей для молодых специалистов открыто в Москве и Московской области. Для них совокупно было размещено 14% всех вакансий этого региона. Сложнее всего новичкам в Сибирском ФО  там только 8% всех вакансий ориентировано на молодежь. А вот УрФО занимает второе место: примерно 12% всех вакансий, и тут мы идем вровень с Питером. Что касается запросов кандидатов (опубликованных резюме) все наоборот: хуже, чем на Урале, со свободными молодыми специалистами опять только в Москве, Московской области и Петербурге. Мы на почетном третьем месте, которое делим с Дальним Востоком  около 15% всех вакансий. 
 
«Молодые люди хотят как можно быстрее стать финансово самостоятельными, заработать не только на аренду комнаты, но и на машину или новый гаджет. Поэтому они оценивают первое место службы по предлагаемой зарплате. Им кажется, что если начать с достойной зарплаты, то она будет автоматически расти на протяжении всей карьеры», — комментирует Анна Бурова, руководитель направления консалтинга ManpowerGroup Russia.
 
Парадокс ситуации, которая складывается на рынке труда сейчас, в том, что молодым специалистам без опыта все так же трудно найти работу. Но как только они минимально закрепляются на рынке, еще не наработали опыт, но уже получили первый стаж, ситуация меняется стремительно. И, как итог, в конце 1 кв. 2017 г., по данным Профессионального партнерства работодателей HR-mnenie, молодые специалисты, уже имеющие на данный момент работу, в меньшей степени, чем вообще все другие категории сотрудников на рынке труда Екатеринбурга опасаются потерять свое место.
 
Полезно отметить, что по итогам завершившегося в апреле 2017 г. исследования составлен рейтинг вузов Екатеринбурга, выпускники которых, по мнению работодателей, обладают наибольшей адаптированностью к требованиям рынка труда и легче проходят испытательный срок.
 
В опросах в общей сложности приняли участие более 900 работодателей, которые отмечали качества нанимаемых ими выпускников и старшекурсников за первый квартал 2017 года. При этом участники опроса не разделяли профессиональные и личностные компетенции студентов, то есть спрашивали о комплексных качествах молодых специалистов из разных вузов. Итогом стал следующий рейтинг:
 
  1. Уральский государственный экономический университет
  2. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  3. Уральская государственная архитектурно-художественная академия
  4. Уральская академия государственной службы
  5. Уральская государственная юридическая академия
  6. Гуманитарный университет
  7. Уральский государственный горный университет
  8. Уральская государственная медицинская академия
  9. Российский государственный профессионально-педагогический университет
  10. Уральский государственный педагогический университет
 
При этом, как уже отмечал DK.RU, порядка 84% молодых специалистов на рынке труда Екатеринбурга с подозрением относятся к работе в компании, если она предлагает пройти неоплачиваемую стажировку, чтобы трудоустроиться. К такому выводу пришли эксперты Центра изучения рынка труда на основании опроса примерно 900 студентов и выпускников в начале зимы 2016 г. А более 68%, скорее всего, откажутся от такой работы, даже если им будут интересны условия трудоустройства после стажировки. 
 
Интересно, что отношение к так называемому «бесплатному труду» не всегда было настороженным. В Екатеринбурге, например, по сравнению с несколькими крупнейшими городами страны (Москвой, Петербургом и Новосибирском), вплоть до 2015 г. выделялась заметная доля молодежи, готовой к подобным проектам. Речь шла о 25-30% людей в возрасте до 24 лет, которые готовы были до месяца работать бесплатно в интересной им компании. Стоит, правда, добавить, что под «интересной компанией» опрашиваемые почти всегда подразумевали крупную федеральную или иностранную организацию, чей бренд хорошо известен на рынке труда. Однако в 2016 г. ситуация изменилась, и на подобные проекты оказалось готово примерно в два раза меньше молодых специалистов, около 16%. И теперь картина только ухудшается.