Меню

«Школа должна делить детей по способностям. Иначе государство теряет слишком много»

Иллюстрация: pixabay.com

«99% детей способны справиться со школьной программой. При разделении, конечно, возможна несправедливость, но оно не заставляет неодаренного ребенка прыгать выше головы, а стране дает талантов».

Лекции и объяснения «по методичке» должны исчезнуть из школ уже в ближайшие 10 лет. Что их заменит? Обучение реальным навыкам и социализация, за этим будущее. Максим Спиридонов, основатель и генеральный директор  одного из пионеров отечественного рынка онлайн-образования «Нетология групп», рассказал «Идеономике» о грядущих изменениях в образовании. Главное из его интервью — в материале DK.RU.

— Скоро исчезнет жанр урока в виде лекции. Конечно, речь не идет о лекции как шоу, когда слушатель приходит услышать конкретного лектора с определенным темпераментом. Но лобовой вариант, когда преподаватель по методичке что-то рассказывает ученикам, будет исчезать, и это ляжет на плечи учащихся: они будут изучать многое самостоятельно. Место классической лекции займет практика — и в вузе, и в школе.

Также пропадет ориентация только на накопление знаний. Например, одно дело знать, что Земля крутится вокруг Солнца, другое дело уметь и создавать — например, выращивать пшеницу, зная, что в определенное время года Солнце ближе к земле. В-третьих, обучение будет более дробным. Даже занятие в школе на 45 минут — это довольно длинная итерация. Онлайн-образование уже использует итерации в 5-7 минут.

Со временем учитель превратится в наставника, тьютора. Он станет тем, кто помогает, мотивирует. Его работа будет заключаться в  индивидуальной «настройке» при работе с ребенком. Это вопрос пары десятков лет.

Пока soft skills востребованы узкой группой потребителей — в новом мире будут выигрывать те, у кого есть такие навыки. Но в теории само государство, как главный заказчик образования, заинтересовано, чтобы страна экономически выигрывала.

Оценка в школе слишком бинарна, порой нужны полутона, которые учитывают специфику ситуации. Оценки часто слишком грубы, чтобы передать реальное представление о ребенке: бесконечно талантливый в гуманитарных науках ученик может получать низкие результаты в тестах по естественным предметам. А это будет сказываться на общей успеваемости и общем отношении. С другой стороны, на больших масштабах неизвестно как быть. Кажется, что цифры необходимы.

Правильно разделять детей по уровню и способностям. В Германии после начальной школы происходит дробление: 80% детей — это будущий рабочий класс, он идет в hauptschule (то есть «главную школу», довольно толерантное название), там загрузка не сопоставима с «реал шуле» или гимназией. А белые воротнички идут в «реал шуле», гимназии, частные школы. При таком разделении, конечно, возможна несправедливость, но оно хорошо тем, что не заставляет прыгать выше головы при отсутствии способностей.

Когда в одном классе один тащит вперед, а другой назад, то оба проигрывают. Государственная экономика не получает сильного белого воротничка — инженера, клерка — и в то же время не дотаскивает того, кто отстает.

99% детей способны справиться с обычной школьной программой. Вопрос в скорости, степени разжевывания учителем предметов и т.п.

Надо понимать, что сейчас школа — это социализация, обучение жизни в коллективе. Трудно предсказать, как это изменится. Может быть, действительно, изучение фундаментальных наук уйдет в онлайн, но будет развиваться дополнительное обучение (спорт, кружки), где и будет происходить социализация.

Государства конкурируют между собой за жизненное пространство и за человеческий капитал. И дешевле всего его воспитывать, а не покупать. Целесообразно поднимать уровень знаний, наращивать экономический и оборонный потенциалы.

Возможно, со временем не государства, а корпорации станут источниками силы, к ним перейдет власть. С другой стороны, кажется довольно очевидным, что ставка будет делаться на сильные персоналии, на человеческий капитал. За сильных людей будут конкурировать. Если глобализация усилится, то за людей между собой будут бороться уже корпорации. Чтобы людей выращивать и обучать, нужны будут образовательные программы.

Напомним, ранее DK.RU писал о проблемах воспитания в начале XXI века: современные дети и родители оказались настолько на одной волне, что бунт стал бессмысленным.

Теги: качество жизни, мнение, карьера