Меню

СМИ узнали, о чем говорили на ночном совещании Путина

В минувший четверг, 10 марта, у Владимира Путина состоялось ночное совещание. Президент, министры и представители ЦБ решали судьбу программы дешевых денег от Центробанка.

СМИ узнали о том, для чего собрали ночное совещание и что на нем обсуждали, только накануне поздно вечером. Дмитрий Песков пояснил, что такое время для решения вопроса было выбрано, так как дневной график президента перегружен.

На мероприятии у президента присутствовали его помощник Андрей Белоусов, премьер Дмитрий Медведев, его первый зам Игорь Шувалов, министры финансов Антон Силуанов и экономического развития Алексей Улюкаев, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина и председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Об этом пишут «Ведомости».

Известно, что инициатором совещания был Улюкаев, собравшиеся спорили о программе проектного финансирования ЦБ, после чего дискуссия переросла в обсуждение, как стимулировать экономический рост в стране.

Известно, что Минэкономразвития настаивает на том, чтобы программа ЦБ была увеличена со 100 млрд до 240 млрд рублей. Для этого в бюджет страны уже заложены госгарантии в 60 млрд рублей. Глава Минэкономразвития пытался убедить коллег в том, что сейчас необходимо стимулировать экономический рост за счет госинвестиций. И одна из форм такого стимулирования - проектное финансирование. Против выступили Набиуллина и Белоусов: им не нравится механизм отбора проектов.

Для получения финансирования нужно постараться

Методика оценки «удовлетворительного финансового состояния заемщика» разработана Минфином. Прописано, что стоимость чистых активов компании, претендующей на проектное финансирование и госгарантии, не может быть меньше капитала.

«Заемщик должен быть действующей компанией, с активами, что убивает всю суть проектного финансирования», - говорит менеджер одного из госбанков.

При этом в Минэкономразвития комментировать предложения Минфина не стали.

«Предложения Минфина ориентированы на предоставление гарантий при кредитовании действующих предприятий, имеющих кредитную историю», -  отмечает замдиректора департамента ВЭБа Ирина Никонова.

Отметим, по программе проектного финансирования в 2015 г. отобрано 42 проекта стоимостью 347,3 млрд руб., на которые требуется 235,5 млрд кредитов. В список входит создание ледокольного флота, аэропорта в Ростове-на-Дону, проекты в фармацевтике, по импортозамещению в сельском хозяйстве, тепличного хозяйства, животноводства, электрических сетей. Они получают кредит под 11,5% в специально отобранных банках, которые получают рефинансирование в ЦБ под 9%. При этом Минэкономразвития предлагает поднять ставку с 11,5% до 12%. При этом 4 марта 2016 г. ЦБ рефинансировал кредиты по программе лишь на 69,2 млрд руб.

Чиновник финансово-экономического блока прокомментировал позицию ЦБ: «выберите сначала лимит, а потом можно говорить о его увеличении», Источник при этом напомнил, что ранее Центробанк соглашался увеличить лимит программы, когда будет выбрано 75% средств. Финорганизацию не устраивает механизм отбора проектов, который действует сейчас, так как у него нет внятной логики и приоритетов.

«Принцип – «кто первый добежал, того и тапки», - комментирует другой чиновник. Третий источник также говорит, что непонятно, почему отобраны именно те проекты, что попали в список сейчас. Более понятным он считает кредитование через Фонд развития промышленности при Минпроме, который решено докапитализировать на 20 млрд руб.:

«Понятен принцип отбора проектов, есть приоритет – импортозамещение».

Другой чиновник, однако, спорит с этими мнениями и говорит, что механизм отбора по программе ЦБ достаточно жесткий: проекты аудирует межведомственная комиссия и банки, инструмент пользуется спросом, а значит, нужно увеличивать лимиты.

«Отбор публичный и прозрачный, - настаивает представитель Минэкономразвития, - приоритетные отрасли – сельское хозяйство, обрабатывающие производства, транспортный комплекс, связь и телекоммуникации, энергетика».

Еще один ряд претензий относится уже к банкам, которые оказывают помощь проектам.

«Они на всякий случай заносят проект на комиссию, получают одобрение, а потом долго не выдают деньги», - высказал свое мнение один из чиновников.

Еще один источник сообщает, что проектов, которые прошли отбор комиссии, на самом деле больше, чем реально получивших финансирование.

«На бумаге лимит в 100 млрд руб. уже выбран, по факту же это не так». «Механизм проектного финансирования абсолютно рабочий и доказал свою эффективность, - не согласен представитель ВТБ. - Банк выдал кредиты на несколько десятков миллиардов рублей и компании уже получили деньги».

Ни о чем не договорились

В итоге на совещании решение об увеличении лимита принято не было, об этом сообщили два чиновника. Дмитрий Песков отказался комментировать итоги совещания.

В правительстве продолжается спор о том, нужно ли стимулировать инвестиции государственными деньгами, на чем настаивает Минэкономразвития, или можно прибегнуть к другим, нестандартным инструментам. Председатель экспертного совета Фонда развития промышленности Антон Данилов-Данильян, выступая в качестве эксперта ТПП, предложил президенту следующее: Центробанк выкупает нерыночные облигации фонда, выпущенные под ставку 4% на сумму около 400 млрд руб. Владимир Путин на это ответил, что к такой идее нужно относиться с осторожностью, особенно из-за инфляционных рисков, хотя в будущем такой инструмент может быть востребован.

«Идея заслуживает внимания, но требует дополнительной проработки в первую очередь с ЦБ», - прокомментировал инициативу замминистра промышленности Глеб Никитин.

Чиновник Минэкономразвития констатирует: «Проектное финансирование от ЦБ и Фонда развития промышленности. Отличие механизма фонда от проектного финансирования – отсутствие банков как промежуточного звена, таким образом, для заемщика снижается ставка, но исчезает банковская экспертиза – она заменяется экспертизой фонда. Возможен комбинированный вариант: часть средств ЦБ предоставляет через банки при наличии экспертизы фонда под специальную ставку, часть (допустим 50%) напрямую фонду. Однако внедрять такой механизм нужно постепенно, начиная с маленьких сумм».

Напомним, 1 марта Дмитрий Медведев утвердил антикризисный план правительства на 2016 год. Зафиксированный в нем объем общего финансирования меньше изначального – 685 млрд рублей.

Из общего объема антикризисного плана в 685 млрд руб. 310 млрд руб. зарезервированы на предоставление бюджетных кредитов регионам (которые и ранее присутствовали в бюджетном законе, но в меньших объемах). Данные средства позволяют покрывать постоянный дефицит субъектов и, по сути, во многом идут на рефинансирование. Если вычесть их из общей стоимости антикризисных мер, чистый объем экономической поддержки составит порядка 375 млрд руб. Это сопоставимо с финансированием экономического антикризисного плана, реализованного в 2015 году.

По объемам финансирования лидирует поддержка автомобильной отрасли, включая обновление санитарного автотранспорта в связи с высокой степенью износа (суммарно около 138 млрд руб., 88,6 млрд руб. из которых из федерального бюджета). Из крупных трат также можно выделить программу по созданию новых рабочих мест в регионах (25 млрд руб.), докапитализацию фонда развития промышленности (20 млрд руб.), программу субсидирования ипотечных заемщиков на первичном рынке жилья в 2016 году (16,5 млрд руб.) и поддержку ипотечных заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Отдельная роль в антикризисном плане отводится поддержке моногородов, стимулированию несырьевого экспорта и развитию внутреннего туризма.