Меню

Современные технологии в банковских расчетах

Не секрет, что после августовского кризиса надежды на нормальное развитие российских банков и банковской системы сильно пошатнулись. Проблемы с ликвидностью, отток клиентов, потеря привычных финан

Не секрет, что после августовского кризиса надежды на нормальное развитие российских банков и банковской системы сильно пошатнулись. Проблемы с ликвидностью, отток клиентов, потеря привычных финансовых рынков — далеко не полный перечень нынешних проблем. Начавшийся в августе 1998 года процесс «естественного отбора» заставил банки переориентироваться на реальный сектор экономики, поскольку финансовые операции спекулятивного характера уже не обеспечивали необходимого для выживания банка уровня доходности. В сложившейся ситуации преимущество в конкурентной борьбе получают те банки, которые изначально были ориентированы на предоставление качественных услуг клиентам и на протяжении всего своего развития создавали необходимую для этого технологическую базу. Только такие банки могут рассчитывать на привлечение стабильных в финансовом отношении клиентов. В первую очередь требование высокого качества предоставляемых услуг относится к банковским расчетам — одной из основных банковских операций.

Александр Катков,

                                                                                                                      вице-президент Уралвнешторгбанка

В течение ряда лет Уралвнешторгбанк активно внедряет
прогрессивные технологии, позволяющие обеспечить вы-
сокий уровень обслуживания клиентов. Основой стратегии Уралвнешторгбанка в построении системы качественного обслуживания является идеология «сквозной» обработки документов Straight-through processing (STP), предполагающая минимизацию затрат времени на обработку платежных документов. Организация работы в соответствии с принципами STP, базирующаяся на автоматизированных технологиях, позволяет снизить долю ручного труда, свести к минимуму вероятность ошибок и, в конечном итоге, сократить время обработки документов, ускорить расчетные операции.

Исключить или значительно сократить ручную обработку возможно лишь осуществив переход от бумажного документооборота к электронному. Преимущества электронного документооборота в настоящее время вряд ли у кого вызывают сомнения: в первую очередь, это оперативность и сокращение операционных расходов.

Начало электронного документооборота обеспечивается на стороне клиента использованием системы «Клиент-Банк». Передача документов по системе «Клиент-Банк» позволяет клиентам не только экономить средства на транспортных и курьерских расходах, но и создает основу для дальнейшей автоматизированной обработки документа в банке и системах межбанковских расчетов, а следовательно, для более быстрого исполнения поручений клиентов.

Обработка поступивших в банк электронных образов документов производится в автоматизированном режиме интегрированной банковской системой. Используя хранящуюся в системе информацию, выполняются бухгалтерские проводки по нужным счетам, определяется маршрут исполнения платежа и электронный документ отправляется по назначению. Вся сопровождающая процесс обработки информация сохраняется в едином хранилище данных и при необходимости может быть востребована.

Расчетные операции Уралвнешторгбанк осуществляет через расчетную систему Центрального Банка России, обширную сеть банков-корреспондентов и своих филиалов. Благодаря высокой квалификации персонала, передовым технологиям и собственным «ноу-хау» Уралвнешторгбанк заслуженно пользуется высокой репутацией в проведении расчетов как на территории России, так и за рубежом. Индивидуальный подход к клиенту, гибкая тарифная политика, строгие контрольные процедуры перевода средств позволяют поддерживать высокий стандарт обслуживания для всей клиентуры.

Количество платежных документов, обрабатываемых в банке в течение дня, составляет несколько тысяч. При традиционном, бумажном документообороте это горы бумаги, значительные трудозатраты, продолжительное время обработки и неизбежные ошибки. Поэтому становится понятным, почему банк с энтузиазмом воспринял решение ГУ ЦБ РФ по Свердловской области о внедрении в регионе электронного документооборота — так называемой безбумажной технологии. Уралвнешторгбанк не просто одним из первых перешел на технологию «безбумажной» работы с ГРКЦ по каналам связи, но и принимал активное участие в совместных работах со специалистами ГУ ЦБ на этапе разработки системы. Параллельное развитие инфраструктуры «Клиент-Банк» обеспечило сокращение времени перевода средств клиентов по городу и области до нескольких часов.

Наличие корреспондентской и филиальной сети дает возможность Уралвнешторгбанку осуществлять платежи клиентов в любую точку России за один день, оперативно и эффективно управляя финансовыми средствами для получения клиентами максимальной прибыли. Значительную долю расчетных операций Уралвнешторгбанк проводит через свой Московский филиал — участник системы прямых расчетов по Москве и Московской области.

Уралвнешторгбанк является активным участником международной системы межбанковских финансовых телекоммуникаций (S.W.I.F.T.). Международная корреспондентская сеть банка позволяет осуществлять платежи клиентов в любую страну мира в минимальные сроки, предлагать своим клиентам самый широкий спектр услуг в свободно конвертируемых валютах, в т.ч. в евровалюте, и ограниченно конвертируемых валютах. Даже в период финансового кризиса Уралвнешторгбанк обеспечивал своевременное исполнение валютных операций клиентов банка, подтверждая тем самым свою высокую надежность.

Итак, какой минимальный набор современных технологий должен иметь в своем арсенале банк, чтобы обеспечить своим клиентам конкурентноспособное качество банковских расчетов? Это система «Клиент — Банк», автоматизированная банковская система, построенная на технологии STP, технология электронного документооборота с расчетными системами ЦБ РФ и банков-корреспондентов, S.W.I.F.T. В этом случае банк в состоянии предложить клиентам выполнение расчетов в реальном времени, что, в конечном счете, позволит им сократить потребность в оборотных средствах.

Вышеперечисленные технологии успешно внедрены и эффективно работают в Уралвнешторгбанке, а что у нас в ближайших планах? Технология автоматизированной обработки наличности, автоматизация кассовых операций. Первые шаги в этом направлении уже сделаны — реализован первый этап автоматизации работы кассы пересчета, на очереди — второй этап: в планах банка установка современной автоматизированной системы для сортировки и счета банкнот. Затем последует интеграция этих подсистем в автоматизированную банковскую систему. В результате сократится время, необходимое для обработки наличности, сданной клиентом в банк, зачисление её на счет и появится возможность использовать эти средства в расчетах.

Следует отметить, что технологии, о которых говорилось выше, относятся к обслуживанию корпоративных клиентов. Технологии, предназначенные для обслуживания безналичных расчетов частных лиц — тема отдельного обзора.