Меню

«Спасибо» вместо премии и должности». Почему в компаниях РФ почти не внедряют инновации

Иллюстрация: pixabay.com

В России нет проблем с идеями: сотрудники компаний постоянно изобретают способы улучшить производство. Но оставляют их при себе. Оригинальные методики оказываются не нужны ни коллегам, ни руководству.

Российские компании внедряют в свое производство инновации не слишком активно. И дело не в том, что нет технологий  разработчиков. Просто у сотрудников компаний часто нет стимула добиваться реализации их идей. К такому выводу пришли социологи НИУ ВШЭ.

Путь от идеи до воплощения

Исследования показали, что лишь 15-25% компаний страны регулярно внедряют инновации на своих производствах. В то же время речь о нехватке идей не идет.

Более трети сотрудников компаний хотя бы раз за прошедший год предлагали оригинальную идею, показал опрос более 600 специалистов и руководителей среднего и нижнего звена из девяти иностранных и восьми российских компаний Москвы, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону.

Проблемы возникают на этапе внедрения инноваций. Особенно мало мотивации воплощать задуманное в жизнь у работников российских компаний. Оказалось, что при одинаковом уровне креативности, сотрудники российских и зарубежных компаний по-разному понимают свою ответственность за внедрение инноваций.

Специалисты отечественных предприятий считают, что основным драйвером прогресса должны быть руководители, а не рядовые сотрудники. В зарубежных компаниях иное видение, там в продвижении новых идей могут участвовать все.

В том, что локомотивом прогресса должно быть начальство, убеждены 33% занятых в российских компаниях и только 19% соттрудников в компаниях с преобладанием иностранного капитала.

Почему же в российских компаниях работники настолько безынициативны?

Читайте также: «Тебя копируют? Значит, ты впереди!» Русскую закрепку компании MOISEIKIN признали в Китае

Предложения или прожекты?

Продвинуть свои идеи пытаются примерно равные доли работников отечественных (78%) и иностранных (80%) компаний. Но в реализации предложений российские компании сильно проигрывают зарубежным.

Среди всех инноваторов (тех, чьи идеи прижились) о совершенствовании технологий в собственной работе говорили 59% сотрудников отечественных компаний и 69% иностранных. Об апгрейде работы подразделения — 48% первых и 68% вторых. А соотношение в производстве нового товара (услуги) — 28% и 39%.

Сильнее всего контраст в реализации идей по улучшению обучения и переподготовки. Об их воплощении говорили лишь 21% работников российских организаций и более половины — 54% — сотрудника иностранных фирм.

Эти цифры подтверждают гипотезу о «более высокой результативности индивидуального инновационного поведения работников компаний с преобладанием зарубежного капитала», поясняют социологи.

Неопределенное вознаграждение

Оказалось, что компании с иностранным участием больше готовы к поддержке интрапренерства — внутрифирменного предпринимательства, которое помогает повысить эффективность использования внутренних ресурсов компании и в конечном итоге повышает экономическую результативность бизнеса. Речь идет как о материальных стимулах — премиях, бонусах, повышении зарплаты, так и о карьерных — продвижении по службе, расширении полномочий.

В российских компаниях с этим куда сложнее, что, конечно, снижает мотивацию сотрудников. Из тех, кто выступал с успешными инициативами, материальное вознаграждение получили лишь 9% (в зарубежных — 19%), продвинулись по служебной лестнице только 5% (по сравнению с 11% в иностранных).

В компаниях России больше принята неформальная благодарность руководства — инноваторов, по их словам, «стали больше ценить». Такой неопределенный бонус, как «спасибо» назвали 45% авторов новых идей в российских организациях, по сравнению с 29% инноваторов в иностранных.

Путь демократии

Реализации инноваций в иностранных компаниях способствует демократический режим управления, отмечают эксперты. В обсуждении и принятии решений участвуют все сотрудники. Распространенный в отечественных компаниях автократический режим («все решения принимает сам руководитель, фактически без какого-либо обсуждения») негативно сказывается на реализации инноваций работников.

Респондентов спросили, почему они не выдвигали новых идей. 66% «молчунов», работающих в российских фирмах, ответили, что у них не принято выступать с инициативами. «Все равно начальство сделает по-своему», «никто меня не спрашивал», «у нас в компании это никак не поощряется», пояснили люди.

Также пробуксовка инноваций объясняется тем, что в зарубежных компаниях новые идеи связаны с решением конкретных задач (это «фокусированные инициативы»), а в российских они более абстрактны. Иногда оригинальные предложения выдвигаются лишь для того, чтобы заслужить одобрение начальства.