Меню

Стройка оказалась не готова к кризису. Что спасет девелопмент?

Иллюстрация: https://pixabay.com/

СРО «Уральское объединение строителей» вместе с объединением НОСТРОЙ реализует ряд антикризисных мер, направленных на решение проблем подрядчиков, малого и среднего бизнеса в строительстве.

Несмотря на бытующее мнение о том, что строительство готово к кризису, наше СРО, объединяющее по численности больше всего компаний в области, говорит об обратном. Во-первых, кризис показывают большое количество предложений в НОСТРОЙ по решению финансовых и иных проблем. Во-вторых, наш опрос среди подрядчиков показал, что сегодня еще больше обострились ряд главных трудностей. Поэтому некоторые стройки останавливаются, — рассказывает Денис Снетков, заместитель генерального директора СРО «Уральское объединение строителей».

Самые важные проблемы, выделенные СРО «Уральское объединение строителей»:

  • 63% подрядчиков заявили об отсутствии необходимого количества оборотных средств, а заказчики требуют строить за деньги исполнителя;
  • 80% заказчиков задерживают оплату — доходит до 120 дней;
  • Поставщики стройматериалов сегодня переходят на работу без рассрочки, на полную предоплату. В результате, подрядные компании вынуждены брать деньги на материалы только из своих ресурсов. Поскольку речь идет о рынке, повлиять на ситуацию невозможно;
  • 90% благонадежных подрядчиков жалуются на демпинг — недобросовестные исполнители строят объекты ниже себестоимости, чтобы заработать на «жизнь».  В итоге, профессионалы находятся без работы;
  • Молодым фирмам, которые хотят попробовать свои силы в работе с культурными объектами, нет доступа на рынок. По закону, даже получив лицензию, компании нужен опыт работы.

Список антикризисных предложений, направленных в Минстрой РФ НОСТРОем, включает 85 пунктов от различных региональных СРО, в том числе 10 предложений от «Уральского объединения строителей».

Наиболее важные и срочные инициативы, включенные в пакет антикризисных мер: 

1. Обеспечить соблюдение сроков оплаты и приемки выполненных работ, чтобы заказчики не затягивали сроки оплаты. Обязательное использование заказчиками типовых контрактов, в которых установлены сроки приемки и оплаты работ — не более 10 дней. Распространение такой практики на коммерческий рынок.

2. Для обеспечения малого бизнеса оборотными средствами предусмотреть обязательное включение в типовые условия договоров строительного подряда и в уже заключенные договоры авансов на сумме не менее 50% от стоимости договоров (а также до 100% на приобретение оборудования материалов, конструкций). Предусмотреть обязательное авансирование до 30% для подрядных организаций, выполняющих коммерческие контракты.

3. Перевести строительную отрасль на конкурсный порядок вместо аукционов, чтобы избавиться от демпинга непрофессионалов при строительстве муниципальных объектов. В конкурсах снижение цены не будет определяющим фактором.

4. Внести в законодательство о государственных закупках нормы, предусматривающие увеличение сроков извещения заказчика о проведении закупки до 21 дня, т.к. добросовестные подрядчики не успевают подготовиться к тендерам по 44-ФЗ за семь дней.

5. Для входа на рынок строительства и реставрации культурных объектов предусмотреть для новых компаний обязательный минимальный, несложный объем работ — наработка опыта.