Меню

Терра экзотика

В доме дзэн Деревянные двери чайной комнаты слегка приоткрыты – это первый знак того, что хозяйка готова принимать гостей. Я вместе с остальными участниками традиционного японского чайного действа

Любой, даже самый изощренный выдумщик развлечений в определенный момент осознает себя «бегающим по кругу пони». Скорость стритрейсинга уже не будоражит, омары все так же брызгаются, абсент не расширяет зрачки, а вампиры в вине на Хэллоуин просто скучны. Впрочем, достаточно продолжить фразу из милого мультфильма: «Он возит тележку в такие края…» Сейчас в Екатеринбурге появилось множество заморских способов времяпрепровождения. Знатоки утверждают, что увлечение экзотикой может даже поменять мировоззрение. Заманчиво…

В доме дзэн
Деревянные двери чайной комнаты слегка приоткрыты – это первый знак того, что хозяйка готова принимать гостей. Я вместе с остальными участниками традиционного японского чайного действа тяною оказываюсь в прихожей: все снимают обувь и остаются в белых носках (это доступный способ показать чистоту как помыслов, так и тела). После краткого взаимного приветствия хозяйки и гостей пришедшие совершают обряд омовения рук и рта у небольшого сосуда. Чтобы оказаться внутри чайной комнаты, нам приходится буквально протискиваться в маленький вход – это символизирует переход границы с другим миром. По правилам гость, который заметил какую-нибудь неправильность в убранстве чайного домика или почувствовал бестактность, должен немедленно молча удалиться. Но все остались.
Не сомневайтесь – это не отрывок сна, навеянного фильмами «Гонза-копьеносец» Якугавы Шоте или «Троецарствие» Мисиро Тадзинамуро, где философия чайной церемонии органично сплетается с самурайским мастерством отсекать головы. Нет, это начало чайного действа, которое происходит по воскресеньям в екатеринбургском клубе «Тяною». Клубу 10 лет – в его создании принимал участие Сэн Сосицу, потомок в 15-м колене японского рода чайных мастеров. Так что ни о какой стилизации речи нет. Церемония – совокупность строго регламентированных действий (ката). Современные упрощенные ритуалы ограничиваются небольшим числом ката, однако это не исключает выполнение всех правил, лишь оставляет мастеру некоторую свободу (импровизации чайных мастеров часто становятся темами для обсуждений).
Перед прибытием гостей хозяйка (президент клуба «Тяною» Надежда Коновалова) вывесила в специальной нише (токонома) свиток с изречением дзэнского мастера. Традиционно оно задает тему чайного собрания и, до известной степени, передает душевное состояние хозяйки. Надпись гласила: «Каждый день – хороший день».
Тема чайной церемонии, ритуал приглашения гостей и время ее проведения – хитроумная игра, в которую вовлекают всех участников. Есть одна легенда: чайный мастер разослал приглашения, означив тему церемонии как «праздник цветения вьюнка». Участники должны были знать, что вьюнок цветет лишь рано утром, до наступления жары, и явиться в это время. Но они не потрудились напрячь свой разум и пришли после обеда. Хозяин вышел встречать их с зажженным фонарем. Такой вот утонченный конфуз.
Наша хозяйка вышла на татами, когда все приглашенные, выразив свое восхищение свитком, осмотрев чайник (кама) и очаг (фуро), уже расселись (сидеть нужно на пятках, сложив руки на коленях) по своим местам. Она поклонилась и поприветствовала главного гостя. В ответной речи он представил остальных.
Надежда Коновалова: Утварь для чайной церемонии очень проста на вид, но эта простота обманчива. Каждый предмет выполнен по старинным канонам. Скажем, чан для кипячения воды изготавливают по технологии, которая сродни ковке самурайского меча. Один предмет может стоить целого состояния – в нем красота и мудрость веков.
Церемонию, на которой я присутствовал, можно назвать неформальной (если, конечно, такой термин вообще уместен в данном случае). Гостям подавали слабый жидкий чай усу-тя. Во время действа можно общаться, но только на серьезные, достойные темы. Из уст не могут исходить ни ложь, ни лесть, ни клевета, ни сплетни. Опасаясь оказаться вне контекста, я предпочел угрюмо молчать, а более сведущие перекидывались фразами на японском и, улыбаясь, приглашали присоединиться к разговору.
Надежда Коновалова: Грамотный гость не может  не поинтересоваться, в какой мастерской сделаны чаши, почему сегодня подавали именно такие сладости, с какой плантации привезли чайный порошок. В действительности каждый предмет, участвующий в действе,  может стать объектом обсуждения. Хотя бы веер, что лежал позади вас. На нем начертаны 100 правил чайной церемонии, сформулированные в 16 веке Сэн но Рикю, основателем Тяною.
Хозяйка достала из-за пояса салфетку-фукуса и, причудливо сложив ее, вытерла чайницу (нацумэ) и бамбуковую ложку для насыпания чая (тясяку). Зачерпнув ковшом воды из чайника, вымыла бамбуковый венчик, ополоснула чаши. Использованную воду слила в специальный сосуд. Но скоро только сказка сказывается. Все это действо заняло не меньше получаса – у меня жутко затекли ноги и заныла спина.
Надежда Коновалова: Вы бы видели себя со стороны: согнутая спина,  руки вцепились в колени, пальцы расставлены. Вас же предупредили, что ладони должны быть сомкнуты. Положение кисти говорит о том, что и в жизни у вас все в разные стороны. Чайная церемония учит быть максимально собранным. Представьте, вот вы смотрите на предмет, взгляд сфокусирован только на нем. Но есть же еще периферийное зрение – объекты, которые попадают в его поле, тоже важны. Тяною помогает видеть главное и в то же время не оставлять ничего незамеченным. Тело не мешает мастеру – оно находится в гармонии с разумом.
Говорят, что церемониймейстер совершает ритуал в ритме биения сердца. Мне же в повисшей тишине явно не хватало звуков, хотя бы мерного постукивания каких-нибудь японских колотушек. Однако в определенный момент медитативное состояние настигло и меня. Шум закипающей воды, звук падающих капель, шорох венчика, взбивающего в чаше порошкообразный чай мат-ча, фразы на японском типа «извините, что пью чай вперед вас» или «позвольте к вам присоединиться» сложились в музыку. Наконец, хозяйка приготовила чай и мне: я подполз на коленях к чаше и точно так же вернулся на свое место. После этикетных фраз и поклонов нужно было взять чашу правой рукой, а затем повернуть ее по часовой стрелке на 180 градусов. Считается, что гость принимает сосуд самой красивой стороной к себе, а по японскому обычаю невежливо прикасаться губами к «лицу чаши». Выпив чай, я поставил ее перед собой. Дальше нужно обязательно полюбоваться этим предметом и вернуть его на место. Кстати, чай, который мы пили, был привезен с плантации Кояма-эн, что недалеко от Киото. Его собрали с 20-летних кустов. Обработав лишь паром, высушили под навесом и смололи на мельнице с производительностью 40 граммов порошка в час.
Надежда Коновалова: Гостю сложнее участвовать в чайной церемонии, чем хозяину. Он творит ритуал, поэтому сильнее втянут в действо. Его сознание светло, а тело помнит, что делать. Гостю же необходима дополнительная концентрация, он должен одновременно расслабиться и найти силы, чтобы полноценно лицезреть прекрасное.
Чтобы стать мастером чайного действа, требуется не один десяток лет. Тядо (путь чая) включает множество церемоний, тонкостей, полутонов. Говорят, что научиться соизмерять пропорции чая и воды, правильно взбивать вену можно только спустя 9 лет. Хорошо, если найдется достойный учитель, который покажет основные ката. Однако совершенствоваться придется самому, следуя принципам: гармония, почтительность, чистота и спокойствие.

Между палочками
Должен сказать, что после чая во рту остался привкус рыбного бульона. Это натолкнуло меня на мысль о суси. Согласитесь, японская пища сейчас очень популярна даже у нас, в краю щей и пельменей, окрошки и холодца. Открываются суси-бары, в ресторанных меню появляются заковыристые названия. Мне кажется, подобное поветрие можно списать на то, что у суси хороший пиар — что такого в рисе и сырой рыбе, однако экзотичный минимализм, красивая посуда и тренировка пальцев при еде палочками берут свое.
Провести небольшой экскурс в теорию и практику суси взялась Марина Голомидова, директор информационно культурного центра «Япония». Однако на пороге меня встретила ее дочь Мария: Мама улетела в Москву, поэтому я буду вашим гидом. Выяснилось, что она увлекается японской кухней около 10 лет, год жила и училась в Японии и скептически относится к большинству местных точек общепита, где подают суси. Предпочитает готовить сама, причем основные продукты ей присылают друзья из Окинавы, и не потому что на Урале их не достать: так дешевле получается.
Для меня Мария приготовила тираси-дзуси — рис с добавлением водорослей, яичного омлета, рыбы и красной икры. Впрочем, средневековый рецепт суси выглядел иначе: разделанную рыбу укладывали слоями, пересыпали солью и клали под каменный пресс. Рыбу считали готовой после нескольких месяцев брожения. При изготовлении современной классики — нигири-дзуси («суси сжатой ладонью») — такой вонючей рыбы не требуется. Представьте что-нибудь хорошее, например, прогулку по склону Фудзи. Сварите рис, чтобы он оставался слегка твердым, но зерна склеивались. Приготовьте уксусную смесь (конечно, лучше добыть японский уксус суси-су) — четверть стакана ацетата, столовая ложка сахара и 2-2,5 чайных ложки соли. Смочите ею рис, дайте ему остыть и слепите небольшой брикетик. Рыба в принципе сгодится любая, но она должна быть свежей. Именно поэтому японцы не любят ходить в суси-бары по вечерам — ведь рыбные рынки работают только с утра. Лежалые суси — все равно что теплая водка. Итак, посмотри этой рыбе в глаза. Ее взгляд должен быть ясным и осмысленным. Жабры — красными, а тело — упругим и сочным на ощупь. Отделите филе и порежьте его на кусочки толщиной 3 мм. Тут вам понадобится хороший нож, как говорил Тарантино, — резак, острый, как сам дьявол. Намажьте на каждый кусочек немного японского хрена васаби. Держа рисовый брикетик в одной ладони, положите на него ломтик рыбы двумя пальцами и легонько прижмите, как бы очертив рыбой контуры. Нежным сжатием ладони закрепите форму созданного шедевра. Поздравляю, вы — творец суси. Можно скрепить произведение полоской морской капусты нори. Суси макают в соевый соус и едят целиком. Если у вас на столе несколько разновидностей блюд — переходя от одного к другому, рекомендуется съесть кусочек маринованного имбиря гари. Это поможет активизировать вкусовые рецепторы. Говорят, мужчину средней комплекции можно накормить досыта пятнадцатью суси.
Мария Голомидова: Как такового ритуала для употребления суси не существует. Приготовления — да, осваивая новые блюда, повар находит новые тонкости и совершенствует вкус. Изготовление сашими, рулетов футо-маки, супа мисосиру требует большой сноровки и знания, как сочетаются ингредиенты. А так это просто пища, ее едят без особых церемоний, громко швыркая, — у японцев такие звуки приветствуются. Однако есть несколько табу при еде суси, которые надо знать. Нельзя облизывать палочки, втыкать их в еду, передавать пищу другому человеку. Не подносите чашку или тарелку слишком близко ко рту. Не зажимайте две палочки в кулаке — японцы воспринимают этот жест как угрожающий, и не кладите их поперек чашки.

Танцы в дыму
Итак, мой сытый, наполненный разными экзотическими причудами организм вновь оказался на холодной улице. В голове моментально всплыли воспоминания, как я и мои друзья (люди абсолютно разные: банкир, коммерческий директор, рекламист и прокурор) пошли таким же промозглым днем в ресторан восточной кухни. Там, помимо всего прочего, в меню значился кальян. Прокурор (он, как и многие наши земляки, курил кальян в Египте и Эмиратах) предложил «порелаксировать после трапезы». К слову, на Востоке кальян сейчас (его еще называют «шиша») пытаются запретить — создают видимость борьбы за здоровый образ жизни. Именно видимость: когда в Эмиратах мой друг спросил у прохожего, где можно приобрести табак для кальяна, тот порылся в полах халата, извлек гигантский кусок гашиша и с улыбкой предложил на пробу.
Нет, кальян предназначен для курения специально соусированного табака, называемого му’ассил. Ароматизаторами могут быть яблоко (арабская классика), вишня, цветы ванили, клубника, банан, ананас. Возможно смешение вкусов. Официант порекомендовал нам расслабляющее зелье: яблоко, грейпфрут, ваниль в пропорциях 3/1/0,5. Предупредил: не стоит курить в кальяне какой-либо другой табак — может, от жадности, может, истину глаголил. Впрочем, знатоки утверждают, что в чашечку-челим крошат и сигарный черный табак. Только в колбу кальяна, наполненную жидкостью, которая остужает и фильтрует дым от вредных смол, советуют добавлять несколько долек лимона — легче курится, лучше для легких.
Тянуть можно через вино, коньяк, кофе. Однако не стоит, попыхивая кальяном, употреблять алкоголь, иначе на своих ногах домой не добраться. Тут больше подходит чай каркаде. Если хотите поразить персонал заведения эрудицией, знайте: самые удобные кальяны имеют высоту 45-110 см. По правилам кальян должен стоит не на столе, а у ваших ног. Не передавайте его из рук в руки и никогда не допивайте вино или какую-либо другую жидкость, налитую в кальян, — рискуете жизнью! Если соблюсти все ритуалы, поразительный расслабляющий эффект не заставит себя ждать. Кальян булькает, приятные волны растекаются по телу, разум остается светлым, тело приобретает грациозную гибкость — понятно, почему арабы так хорошо танцуют.
Кстати, о танцах. Одним из номеров программы был танец живота. Однако даже благостного настроения было недостаточно, чтобы получить от движений танцовщицы эстетическое удовольствие. Знаете, как в анекдоте: вроде бы елочные игрушки настоящие, но не радуют. По-настоящему красивый танец живота мне удалось увидеть в одном из фитнес-клубов Екатеринбурга. Сейчас среди женщин очень модно осваивать это искусство. Мария Королькова, инструктор по танцу живота фитнес-клуба «Данс Холл»: Ко мне приходят разные женщины: одним надо постичь новый способ соблазнения мужчины, другим привести себя в форму. Есть ученицы, которые весят больше 100 кг. Танец дает и то и другое: тренировки изнурительные, пластика дается нелегко —  девочки выходят из зала абсолютно мокрые. Но главное, чему я учу, — любить свое тело. Иногда приходится буквально силой заставлять обнажать живот и руки. Постепенно комплексы уходят, каждая начинает любить свой животик, свою грудь. Это преображение видят и окружающие. Танец не дает «эффекта сильного похудения», но у женщины появляется талия, тело приобретает красивые очертания: тренируются, растягиваются мышцы талии, живота, спины. Движения требуют ровного ритмичного дыхания, это воздействует на центры удовольствия, происходит выброс эндорфинов, повышающих настроение. Кроме того, благодаря упражнениям на мышцы промежности повышаются сексуальные возможности женщины. Мария Королькова: Одна клиентка после месяца занятий влетела в зал со словами: «Маша, представляешь, я станцевала перед моим любовником, а наутро он заявил, чтобы я бросала работу и ничем не занималась, кроме танца живота». Действительно, танцующая женщина получает от секса куда больше удовольствия, чем та, что сидит сиднем. Что тут говорить о мужчинах, на которых даже движущийся по восьмерке пупок производит просто ошеломляющее впечатление.
Впрочем, на Востоке танец живота исполняют и мужчины. По словам г-жи Корольковой, наших хватает лишь на то, чтобы прийти в зал и поглазеть, как тренируются их жены. Да и, наверное, на инструктора тоже неплохо полюбоваться. Честно говоря, их можно понять — ну что подумают люди, если в каком-нибудь справочнике «Кто есть кто в Екатеринбурге» под биографией видного бизнесмена в графе «хобби» прочитают: «танец живота».

Ментальный прогиб
Незадолго до отставки Никита Хрущев посетил индийский город Куна, славящийся школой йоги. Там он встретился с гуру-дже Айенгаром. Увидев, какие тот творит чудеса со своим телом и духом, генсек произнес: «Советский народ должен стать первым не только в космосе, но в йоге». Увы, заветы не сбылись. Леонид Брежнев не стал приглашать Айенгара в Россию, индийское учение в СССР не прижилось. Только сейчас увлечение йогой стало популярным. Я тоже решил попробовать. Выбрав зал недалеко от дома, пришел на занятие: учитель — толстая тетенька в очках с массивными стеклами — заставляла учеников, стоя на голове, смотреть на пламя свечи, то и дело гаснущей от сквозняка. Итог: ломота в шее и простуда. В другом зале пожилой дяденька с подростковыми прыщами на лице требовал, чтобы ученики закидывали ногу за голову, отчего в зале портился воздух. Итог: растяжение лодыжки и потеря эстетического самоконтроля.
В городе масса школ, преподаватели которых в лучшем случае вели раньше уроки физкультуры, а сейчас, прочитав несколько книг по йоге в мягких обложках, вообразили себя гуру-дже. Если вы решили заняться йогой — поинтересуйтесь прежде всего, у кого обучался ваш наставник, есть ли у него сертификат. Их обычно выдают признанные мастера того или иного течения йоги. Однако стоит опасаться разных победителей соревнований по йоге — специалисты уверены, что такой учитель заведомо не годится, потому что он выпячивает свое эго, а это, согласно учению, недопустимо.
Не стоит комплексовать, если ваше тело не подготовлено к занятиям: йог — не тот человек, который способен завязаться узлом, а тот, кто гармонизирует себя с окружающим миром. Егор Ротов, руководитель центра йоги Айенгара: Ко мне пришла пятидесятилетняя женщина — все болит, суставы не гнутся. Через полгода интенсивных занятий она перешла в молодежную группу и выполняет то, что не по силам двадцатилетним. Я не говорю о сложности поз — это всего лишь форма. Имеет значение, с каким настроем, осознанием она принимает осанны. Важно сочетание внутреннего и внешнего, степень погружения — сразу видно, йогой занимается человек или физкультурой.
Йоги говорят: прежде чем встать на голову, нужно научиться правильно стоять на ногах, а этот процесс может растянуться лет на пять. Даже самые простые упражнения способны дать мощный эффект. Например, человек пришел на взводе, его все раздражает. В этом случае достаточно сделать несколько наклонов вперед, чтобы успокоиться. Это связано с физиологией: наклоны оказывают успокаивающее воздействие на вырабатывающие адреналин надпочечники. И наоборот, если человек вялый, нужно сделать несколько прогибов — они активизируют надпочечники. Организм сам знает, что ему нужно: офисный работник, вставая со стула, потягивается, прогибает спину, потом делает скручивающие движения влево-вправо. Он бодр и спокоен. Егор Ротов: Йог, принимая осанны, учится наблюдать за поведением своего тела, а через это он постигает и внутренний мир. Обычный человек ищет причины своих огорчений и неудач в окружающем, йог находит их в себе и меняет свое отношение: глобальные проблемы теряют остроту, а неприметные мелочи приобретают выпуклость. Нельзя сказать, что он начинает смотреть на вещи проще, — он замечает их суть, хватает за сердцевину. Понятно, что такие вещи в двух словах не объяснишь. Хруст позвонков и затекшие от позы лотоса ноги — лишь прелюдия к действу. Йога только помогает каждому органу человека обрести нужное положение и свободу. А в здоровом теле, как говорится, и дух не дремлет.
Для тех, кто не может посвятить всю жизнь постижению себя через йогу, пытливые психологи разрабатывают экспресс-методы достижения вершин самосознания. К одному из них относится холотропное дыхание. Его основал в середине прошлого века Станислав Гроф. В свое время он проводил терапию среди наркоманов и больных раком посредством синтетического галлюциногена ЛСД. Он заметил, что пациенты, впавшие в транс, после прекращения действия ЛСД начинали активно дышать, инстинктивно пытаясь продлить это состояние. Основываясь на таких наблюдениях, Гроф разработал систему погружения в бессознательное, которую, кстати, Минздрав недавно сертифицировал как метод лечения некоторых психических расстройств. Этой осенью в Екатеринбурге проходил четырехдневный семинар под руководством Германа Карельского, московского гуру холотропного дыхания: Суть метода в том, что при интенсивном дыхании у человека меняется PH крови. Это активизирует работу дэльта- и тэтта-ритмов головного мозга, которые отвечают за сновидения и бессознательное. Фактически человек, минуя ловушки, которые расставляет разум, получает доступ к подсознанию. Там,  встречаясь с темной стороной себя, со всеми мучающими страхами и комплексами, он получает возможность их преодолеть.
На холотропных сетах группу делят по парам. Ученики действуют поочередно как холонавты (те, кто впадает в транс) и ситеры (те, кто обеспечивает безопасность тела). Под ритмичную музыку холонавты начинают безостановочно интенсивно дышать. Частотой вдохов они регулируют степень погружения. Мария Тарская, участница сета: Люди в трансе могут вести себя очень непредсказуемо — смеяться, кричать, корчиться в судорогах. Многие в это время проходят через перинатальные переживания (то, что они чувствовали с момента зачатия до рождения). Потом они «рождаются» — ситер организовывает «родовой коридор», холонавт проползает по нему и выходит из состояния. Помимо этого холонавты могут заново пережить некоторые моменты своей биографии. Например, человека с детства мучает какой-нибудь психологический зажим. Он «возвращается» в ту ситуацию, когда произошла кодировка, тело начинает болезненно реагировать, избавляясь от нее. Окончив сет, человек становится другим. Наверное, нельзя сказать, что он распростился с зажимом, но он перестал ему мешать жить. По словам г-на Карельского, сложнее всего в состоянии измененного сознания приходится психологам старше 40. Они всю жизнь определяли границы нормального — им мучительно страшно переживать безумие, пусть даже контролируемое.
Самый интересный опыт — когда человек попадает в трансперсональную область. Тогда он может увидеть свои прошлые воплощения, побывать в теле незнакомца, животного, камня, дерева. Это сродни шаманству. Одна участница описывала, как была одновременно волком и летящей над ним вороной, а потом
воплотилась в камень у костра. Герман Карельский, к слову, предупредил всех «дышащих»: если увидите, что, к примеру, зарываете клад где-нибудь во Франции, не стоит сразу же ехать его искать. Сознание иногда шутит и выдает желаемое за действительное.
Те же, кто не додышался до глубин, испытывают поверхностные ощущения, «кайфуют». Они как будто видят сны наяву. Согласитесь, многие, просыпаясь, думают: какой бред приснился. Так вот, «кайфовые холонавты» могут сами этот бред сотворить и даже найти в нем приятную логику.
После того как человек выходит из транса (длительность 1,5-3 часа), он должен нарисовать мандалу. Этот рисунок отражает состояние «дышавшего» в момент его выхода. Интерпретировать мандалы не рекомендуется — ими можно только любоваться. Герман Карельский: Я всем говорю: не надо после сета отправляться на поиски смысла жизни. Живите как жили, все произойдет само собой, вы уже не те, что раньше, и ваше тело знает это. Почему-то чаще реагируют на изменения бизнесмены — многие из них потом стремятся получить более творческую профессию. Конечно, это от неудовлетворенности, ну а те, кого все устраивает, открывают в себе новые возможности и двигаются дальше.
Одна из основных заповедей холотропного дыхания — не практиковать эту технику без опытного инструктора, и уж ни в коем случае не в одиночку. Я так и не решился «подышать» — страшно остаться в зазеркалье. Кстати, злоупотреблять измененным сознанием тоже не стоит. Специалисты считают, что вполне достаточно двух сетов в год.

Обратная связь: kb@apress.ru