Меню

Тонкая настройка над торговым базисом

Хотите жить честно или хорошо? Строя прогнозы на 2003 г., «ДК» писал, что судьбу розницы будут определять два фактора – внешняя экспансия и налог с продаж (НСП). Так и вышло. Год начался с прок

В 2003 г. торговые сети Екатеринбурга увеличивали количество магазинов. По мнению экспертов, в 2004 г. темпы экстенсивного развития замедлятся. Придет время тонких настроек: компании будут унифицировать технологические процессы. И тогда станет ясно, чьи технологии лучше.

Хотите жить честно
или хорошо?
Строя прогнозы на 2003 г., «ДК» писал, что судьбу розницы будут определять два фактора – внешняя экспансия и налог с продаж (НСП). Так и вышло. Год начался с проклятий ритейлеров в адрес областной думы, установившей НСП в размере 5%. Уже в феврале 2003 г. правительство РФ подтвердило необходимость отменить налог. Комментируя ситуацию, руководитель департамента Минэкономразвития по налоговой политике Михаил
Орлов сказал корреспонденту «ДК»: Судьба налога с продаж у правительства вопросов не вызывает – он должен быть отменен. Если мы хотим развивать торговлю, налоговое бремя надо снизить, сделав так, чтобы услуги ритейлеров были конкурентоспособны серой и черной торговле.
Черные торговцы не платят налогов вовсе. Серые избегают уплаты НСП с помощью легальных (почти легальных) схем на грани белого и черного поля. Традиционный вариант рассчитан на предприятия, торгующие за наличные. Обычно для ухода от налога с продаж регистрируется новое юридическое лицо (ИП), которое может работать по упрощенной системе налогообложения (годовой товарооборот не должен превышать 15 млн руб). С этим юридическим лицом супермаркет заключает договор комиссии, делегируя ему право торговли в розницу. Когда оборот достигает установленного законом потолка, регистрируется новое ИП. Такой подход позволяет сэкономить до 4,76% выручки. Игорь Ковпак, президент «Супермаркета «Кировский»: Схема очень простая и хорошо работает, но мы ей не пользуемся. Отчисляем весь налог с продаж до копейки. Четыре года назад, занимаясь минимизацией налогов, мы обожглись. Нас мочила налоговая полиция. Мы с трудом выбрались из той ситуации и на грани больше не ходим. Лучше переплатить, но спать спокойно.
Позже, когда территории посчитали недополученные деньги от НСП, появилась информация, что депутаты Госдумы от центристских фракций главе с Георгием Боосом разворачивают кампанию по сохранению налога с продаж, рекомендуя вместо этого уменьшить до 16% НДС. Ритейлеры забеспокоились.
Созданное в марте 2003 г. некоммерческое партнерство «Альянс» («Юнилэнд-Екатеринбург», «Купец», «СуперСтрой», «Звездный» и др.) командировало в Москву своего исполнительного директора Алексея Подоляко, дабы он передал президенту России и депутатам Государственной думы открытое письмо – двадцать три екатеринбургских предпринимателя призывали отменить НСП. За сохранение налога ратовал мэр Москвы Юрий Лужков, подписавший противоположное по смыслу обращение к президенту (70% всех поступлений от налога в 2002 г. пришлось на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область).
Тогда же руководители московских сетей «Седьмой континент», «Копейка», «Патэрсон», «М.Видео» и др. заявили, что в случае отмены налога готовы снизить розничные цены на 5%. Ритейлеры из Екатеринбурга оказались более дальновидными. Выступая с совместным заявлением, они обязались снизить на 5% только розничную наценку. Теперь они могут это сделать: правительство РФ отменило НСП, предложив регионам компенсацию в виде поступлений от акциза на бензин, налога на имущество и налогов с малого бизнеса. Те, кто платил налог с продаж, окажутся в более выгодном положении. Руководства сетей «Мегамарт» и «Купец» уже объявили о корректировке цен.
 
Бремя великих канунов
За 2003 г. все продовольственные сети увеличили оборот: «Кировский» продал товара больше, чем на $100 млн (рост на 40%), «Купец» – на $80 млн (36%), «Монетка» – на 50 млн (100%). Тенденцией номер один можно считать выход сетей за пределы Екатеринбурга. В первую очередь ритейлеров интересуют Первоуральск, Нижний Тагил и Каменск-Уральский. Игорь Ковпак, уже развернувший сеть в Ревде, строит в этих городах новые магазины. По его словам, каждый из них будет не меньше 1000 кв. м. Три торговые точки в Нижнем Тагиле откроет в 2004 г. «Монетка» – помещения уже выкуплены. С 18 до 30 намерен увеличить число дискаунтеров «Дикси» в Челябинске «Юнилэнд-Екатеринбург». «Мегамартов» вскоре станет пять: к уже имеющимся магазинам добавятся еще три: один в Нижнем Тагиле, два – в Екатеринбурге.
Количество стационарных торговых точек увеличивается в основном за счет строительства. 11 декабря – последней в этом году – «Монетка» открыла универсам с торговым залом 720 кв. м на ул. Восстания. Он интересен как прецедент строительства магазина небольшой площади. Еще одна «Монетка» на 2 тыс. кв. м обосновалась в ТЦ «Сибирский тракт» (из-за высоких арендных ставок и низких цен наблюдатели считают этот проект спорным), и два магазина добавится к сети в 2004 г. – один из них в формате «Монетка-супер».
Большое строительство затевает «Звездный». Светлана Лясс, директор универсама: Начиная с 2003 г. мы вели переговоры о выделении землеотводов либо о покупке старых зданий. В феврале приобрели площадку бывшего предприятия «Средуралмебель» на Репина. Территория – около гектара. Здесь будет комплекс из офисных зданий и большого торгового центра. Если удастся отселить спецавтобазу, которая находится на нашей земле, строительство начнется весной 2004 г. А летом компания запустит магазин площадью 1600 кв. м на Донбасской – ранее здесь была столовая.
По прогнозам, 2004 г. будет годом слияний и поглощений: если не считать 10-15 одиночных магазинов, в городе не осталось объектов недвижимости, пригодных для торговли. Роман Заболотнов, директор сети «Монетка»: Эти магазины долго не продержатся – даже удачно расположенные торговые точки нередко работают на грани рентабельности. Так же считает министр торговли и общественного питания Свердловской области Вера Соловьева, заявившая 17 декабря на пресс-конференции, что магазинам, не поделенным сетями, придется объединяться.
Помирившийся с Аркадием Чернецким Игорь Ковпак тоже получил несколько земельных участков, где собирается возводить торговые центры площадью 5-10 тыс. кв. м. Владимир Дмитриев, генеральный директор сети «Пятерочка» в Екатеринбурге: Есть информация о том, что Ковпак пытается продать москвичам свою сеть целиком. Игорь Ковпак: С удовольствием продадим, как только дадут достойную сумму. Предложения периодически поступают. Известно, что в 2002 г. представители «Сибнефти» уже предлагали г-ну Ковпаку продать сеть, но расставаться с бизнесом президент «Кировского» в то время не собирался. Сегодня он не исключает возможность альянса с другими ритейлерами: чтобы стать конкурентным, необходимо открыть 80-100 супермаркетов. В 2004 г. игрокам придется укрупняться. Игорь Ковпак: Я допускаю, что мы объединимся с какой-нибудь местной сетью – крупных игроков в городе всего три. У меня хорошие отношения и с «Купцом», и с «Монеткой». Тему слияния мы с ними обсуждали. Это вполне реально.
«Купец» уже взял в доверительное управление 8 продовольственных магазинов сети «Атлант». Все они переделаны из жилых помещений на первых этажах и в существующие форматы не вписываются. Поэтому руководство компании, вернувшись к идее дисконтной торговли, решило выделить их в отдельный блок под вывеской «Купец-эконом». По мнению игроков, это именно тот формат, который будет востребован рынком наряду с convenience stores – магазинами у дома, где покупатель платит главным образом за то, что ему не нужно тратить время на дорогу.
 
Извне
Во время визита на Урал Герхарда Шредера газеты писали, что губернатор Эдуард Россель и председатель правления Metro Ханс Йоахим Кербер договорились начать строительство торгового центра в Екатеринбурге уже в 2004 г. Однако в московском офисе ООО «Метро Кэш-энд-Кэрри» эту информацию не подтверждают. Юлия Белова, директор отдела по связям с общественностью: Раньше 2005 г. Metro до Екатеринбурга не доберется. Зато в конце 2004 г. в городе откроется супермаркет голландской сети Spar площадью 6173 кв. м. Магазин займет половину первого этажа торгово-развлектательного комплекса Парк-Хаус на перекрестке Сулимова – Учителей (в Основинском парке). К строительству комплекса
после новогодних праздников приступит группа компаний «Время» (Самара). Постановление о выделении земельного участка мэрия подписала 20 ноября 2003 г.
Spar – крупнейшая по числу магазинов (18 тыс. в 32 странах) розничная сеть в мире. Развивается по франчайзингу. По данным www.retail.ru, компания способна работать в любых условиях (в Германии, где самая высокая конкуренция в торговле, Spar выдерживает уровень рентабельности 0,3%). Держатели франшизы, открывшие к концу 2003 г. в Москве 15 супермаркетов с общим оборотом $8 млн в месяц, планируют, что 2004 г. должен стать годом выхода на региональные рынки. Сначала предполагалось, что якорным арендатором (а также – совладельцем) Парк-Хауса в Екатеринбурге станет московская сеть «Перекресток» – как в ТРЦ Самары и Волгограда. Но, как сообщил управляющий региональным проектом Park House в Екатеринбурге Алексей Курлыков, предложение голландцев оказалось более выгодным.
«Перекресток», который в течение 2003 г. вел переговоры о покупке акций сети «Монетка», от своего замысла отказался. Впрочем, как и представители сети «Копейка» – они тоже хотели купить пакет акций, принадлежащих генеральному директору холдинга «Лидер» Николаю Кретову. Говорят, стороны не сошлись в цене, хотя одна из компаний успела оплатить аудит. По непроверенной информации, Николай Кретов согласился продать свои акции директору сети «Монетка» Роману Заболотнову. Сам Заболотнов эту информацию не подтверждает и не опровергает: «Монетка» – локальная сеть, где нет внешних акционеров – ни москвичей, ни Игоря Ковпака. Переговоры с москвичами ведутся, но точки еще не поставлено. Как только будет результат, мы сообщим.
Первой на местный рынок вышла питерская торговая сеть «Пятерочка», насчитывающая около 200 магазинов эконом-класса в Москве, Петербурге, Воронеже, Челябинске, Перми и Уфе. В мае предприниматель Владимир Дмитриев подписал с руководством сети договор о франчайзинге. До конца года в спальных районах предполагалось открыть 12 магазинов торговой площадью 500-700 кв. м. Тогда же предприниматель заверил общественность, что не станет выгонять из своих торговых центров арендаторов – магазины «Звездный» и «Купец». В середине декабря на счету «Пятерочки» было два магазина. До 1 января г-н Дмитриев собирался открыть третий и четвертый. Задержку на старте он объясняет техническими трудностями при оформлении кредита под залог имущества. Известно, что за деньгами г-н Дмитриев обращался в банк «Северная казна», но получил отказ. На вопрос, почему банк не захотел финансировать перспективный проект, председатель совета директоров Владимир Фролов ответил уклончиво: В «Северной казне» существует методология получения кредита, которой нужно следовать. Дмитриевым эта процедура не была выполнена, поэтому кредит мы ему не выдали. Это значит, что представленные г-ном Дмитриевым документы банк не устроили.
Закончилось тем, что первый франчайзинговый магазин «Пятерочка» обосновался на месте «Звездного» в ТЦ «Дмитриевский». А «Звездному» пришлось съехать, перебазировав винный отдел и секцию живой рыбы в другие помещения. Посчитав досрочное прекращение аренды неэтичным, ритейлеры написали открытое письмо «За честный бизнес!», разослав его в городские СМИ. В ответ «Ведомости» напечатали цитату вице-президента «Пятерочки» Феликса Стетого: Это наш вклад в искоренение нецивилизованных форм торговли. Затем пришла очередь «Купца» – 15 декабря истек его договор об аренде площадей в ТЦ «Уктусский». Продлевать документ «Купец» не стал, поскольку г-н Дмитриев взвинтил арендную плату в 6 раз.
Логичным ответом стал отказ некоторых производителей сотрудничать с «Пятерочкой». В частности, Дмитриеву не удалось договориться с «Екатеринбургским хлебокомбинатом». Теперь он возит хлеб из Богдановича, Ирбита и Ревды. Связь между действиями Дмитриева и политикой поставщиков очевидна. Валерий Бубнов: Я бы сказал, что некоторые методы противодействия есть. На мой взгляд, они достаточно нетрадиционны. Но я им только аплодирую. Это не показатель слабости игроков, как полагает Дмитриев, а проявление солидарности и реальной силы. Местный розничный рынок насыщен, и цена входа на него высока. При необходимости ритейлеры могут опустить шлагбаум.
Между тем Владимир Дмитриев преисполнен оптимизма. По его словам, рамки бизнес-плана остаются прежними. Последний из 30 обещанных универсамов должен открыться через 24 месяца со дня подписания договора о концессии. 14 магазинов «Пятерочка» намерена запустить уже в 2004 г.
Что бы сказал по этому поводу Станиславский, будь он жив?

Обратная всязь: starkov@apress.ru