Меню

«Выживем, прорвемся!» Практичный и в меру пессимистичный взгляд Анатолия Павлова на 2019-й

Иллюстрация: DK.RU

«В России я боюсь инвестировать куда-либо, даже в свой бизнес, хотя потенциал инвестирования в агроактивы вижу. А вот в приобретении нового оборудования, новых станков — нет».

Анатолий Павлов, собственник пекарни «На Вишневой»:

— Я надеюсь, что один из трендов будущего года, который наконец-то выстрелит, будут узкоспециализированные ниши. Речь идет об уникальных магазинах с уникальным форматом и ассортиментом. Причем рост именно не сетевых магазинчиков, а частных. По этой причине мы сделали шаг в сторону киосков «Сладкая лавка».

Мне очень хочется надеяться, что сетевые ритейлеры войдут в разум, как я это называю, потому что безумие эффективных менеджеров дошло до крайностей. Все, что можно было по доходности когда-то отжать у поставщиков, они отжали. Торговые сети не смогут больше жить за счет скидок, хотя, конечно, люди по-прежнему будут покупать товары по желтым ценникам.  

Надо понимать, что если ты убьешь всех своих партнеров, поставщиков, выжимая из них все соки, ничего хорошего не будет. Тут ведь еще какой момент: торговые сети выжимают все из поставщиков, но давить на них сильно нельзя — если поставщиков не будет, то что они поставят на полки? 

К моему сожалению, но к счастью для России, в нашей стране очень много производственных мощностей. То есть заменить любого производителя, в общем-то, большого труда не составит, но вопрос, какое это будет качество.

Уже очень сильно упало качество продуктов питания, потому что производителям приходится экономить: использовать заменители, более дешевое сырье и т.д. Но в такой ситуации чуда-то не произойдет, до бесконечности удешевлять производство не получится.

Недавно я побывал на одном мастер-классе, где предлагалось отнести свой бизнес к одной из категорий, в зависимости от того, какое у него экономическое состояние, сколько инвестиций собственник в него вкладывает и так далее. Так вот, мой бизнес попал в категорию «зомби», потому что пару лет инвестиций в него не было, он как-то живет сам по себе. 

В России я боюсь инвестировать куда-либо, даже в свой бизнес, хотя потенциал инвестирования в агроактивы вижу, а вот в приобретении нового оборудования, новых станков — нет. Пока не удалось раскачать собственную розницу, вкладывать большие деньги в производство нет смысла. B2B-сектор очень сложный, сейчас я полностью зависим от сетей. Даже если мы поставим вопрос: давайте купим новую линию, будем производить что-то новое, то возникнет встречный вопрос: «А кому это нужно?». 

Сегодня практически полностью вытеснились с полок товары средний и средний плюс, а это был как раз мой сегмент. Поэтому мне придется сейчас идти либо в верхний сегмент, выдумывать маркетинг, упаковывать как-то, либо выбирать второй путь — уходить в массовый продукт. Мы пытаемся работать в этом направлении и делать продукт, который приносит 1% прибыли. Но, конечно, сегодня нужно перелопачивать гораздо большие объемы, чтобы заработать прежние деньги. Нужно быть очень эффективными, это касается и автоматизации производства, и работы с линейными сотрудниками. 

Наша ближайшая проблема — кадры. Я считаю, что безработица растет, хотя президент говорит, что нет. Я вижу, что в стране намечается кадровый голод. Причем молодежь ведь не хочет работать на линии упаковки, они хотят креативить, им даже деньги не очень важны. Так что нам как работодателям придется сильно постараться, чтобы привлечь новые кадры.  

Я надеюсь, что предпринимательство будет развиваться, хотя правительство всячески указывает нам на то, что ему не нужно столько свободных и независимых людей. Но я полагаю, что русский человек все выдержит, приспособится. Выживем, прорвемся.