Меню

Традиционное или альтернативное образование: где лучше учить ребенка

Отправить ребенка в школу как все или обучить на дому? А вдруг школы в России хуже, чем за рубежом — эти вопросы преследуют многих современных родителей. Все «за» и «против» — в материале DK.RU.

Немногим более 20 лет назад у государственного школьного образования в России практически не существовало альтернативы. Во времена СССР все дети должны были посещать общеобразовательные учебные заведения. В настоящее время родители имеют возможность выбрать для ребенка обучение в школе или на дому, обучение в государственной или частной школе, а также — где ребенок будет получать образование: в России или за рубежом.

Домашнее образование стало новым трендом с элитарным подтекстом среди современных родителей. Тем не менее, дискуссии по поводу пользы и вреда хоумскулинга продолжаются. Родители-приверженцы домашнего обучения утверждают, что школа на корню отбивает стремление ребенка к любознательности, дома обучение строится в первую очередь, на желании, а не на принуждении, как в школе.

Кроме того, поклонники домашней формы обучения считают, что школа провоцирует целый список проблем со здоровьем: падает зрение, нарушается осанка, бесконечные простуды и стресс. У домашнего обучения также есть свои минусы:  домашнее образование, как правило, не способно дать ребенку фундаментальные знания, да и родители не всегда способны организовать эффективную передачу знания своим детям. Также хоумскулеры не прорабатывают понятий система и порядок.

Другим важным вопросом при выборе образовательной платформы для ребенка является выбор между государственным или частным образовательным учреждением.  Преимуществом частных школ являются небольшие классы, заявка на индивидуальный подход, углубленное изучение определенного профиля. Для государственных школ сегодня также характерна специализация. Большие классы, классическая методика обучения могут стать как «плюсами», так и «минусами» для конкретного ребенка. К тому же, и государственные общеобразовательные школы в настоящее время подразделяются на средние школы, лицеи и гимназии. Для гимназий характерна четкая профилизация, а также — наличие дополнительных предметов обучения. 

Кроме того, следует определить, какое образование лучше: российское или зарубежное. По мнению экспертов, несмотря на то, что система образования в России имеет множество несовершенств, у нас все еще есть школы с крепкими традициями, которые сохраняют свой высокий уровень преподавания, и весьма конкурентоспособны на мировом уровне. Зачастую российские школы копируют системы обучения, от которых зарубежные страны заранее отказались в пользу внедрения российской системы работы с одаренными школьниками, от которой в России избавляются. Так, к примеру, в Америке приостановили создание огромных школ и разукрупняют имеющиеся обратно. В Англии, тем временем, внедряют российские принципы организации физико-математических школ.

DK.RU поинтересовался у представителей уральских вузов, какое образование выигрывает в современных условиях: школьное или домашнее, государственное или частное, отечественное или зарубежное.

«В условиях современной педагогической практики — школьное, государственное, в России. В идеале — форма образования должна быть адаптированной к особенностям личности обучающегося, его возможностям (физическим. финансовым и т.д.) и желаниям», — рассказала DK.RU заведующая кафедрой педагогики и социологии воспитания УрФУ, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Гречухина.

Дмитрий Победаш, специалист по международным отношениям, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений УрФУ, глава Центра американских исследований при УрФУ это мнение разделяет:

«В школе и государстве есть стандарты, которые должны гарантировать хоть какое-то единообразие/уровень/общий язык. «Зарубежа» единого нет, даже в рамках одного штата США — во-первых,  очень большой разброс, во-вторых, учат тому, что может пригодиться у них, а к нам может вообще никакого отношения не иметь».

Какую бы форму обучения ни выбрали родители, контроль за качеством образования, согласно федеральному государственному стандарту общего образования, в нашей стране остается за школой.