Меню

Три вида полисов и штрафы для страховщиков: систему ОСАГО предлагают полностью изменить

Минфин подготовил глобальные поправки по ОСАГО и предлагает привязать стоимость полиса к водителю, а не к автомобилю. Масштабность изменений приведет рынок к неразберихе, опасаются страховщики.

В подготовленном Минфином блоке поправок ведомство предлагает изменить действующую систему тарифов в ОСАГО, пишет РБК. Сейчас она не позволяет страховым компаниям сделать клиенту дисконт «с учетом личностных характеристик, квалификационных требований и манеры езды». Поэтому в поправках предлагается исключить пункт о территориальном коэффициенте для каждого региона и не учитывать в тарифе технические характеристики автомобиля, то есть мощность двигателя. 
 
Страховщикам предлагается самостоятельно определять ценообразование, в том числе коэффициенты страховых тарифов. При их расчете надо будет учитывать не только манеру вождения, но и наличие неоднократных административных или уголовных наказаний за грубое нарушение ПДД. Скидки за безаварийную езду должны будут учитывать историю вождения, страховые выплаты при ДТП по вине водителя. Цель поправок —  привязать стоимость полиса ОСАГО к водителю, а не к автомобилю, сказал «Ведомостям» замминистра финансов Алексей Моисеев.
 
Полисы ОСАГО предполагается разделить на три вида в зависимости от размера компенсации, в результате чего клиент помимо существующей страховой суммы сможет выбрать возмещение по имуществу или здоровью на 1 млн или 2 млн руб. Действующей сейчас компенсации чаще всего не хватает для полного возмещения, что приводит к недовольству потребителей, объясняют авторы документа. Наконец, страховщиков предлагается штрафовать за просрочку выплат на 200 руб. в день, но не более чем на 10 тыс. руб. 
 
Актуальность масштабных изменений авторы обосновывают низкой эффективностью действующей модели регулирования ОСАГО, что привело к его высокой убыточности. Так, средний размер выплаты за год вырос на 38,3% до 78,6 тыс. руб. в сентябре, а средняя премия — только на 2% до 6,14 тыс. руб. Однако опрошенные эксперты не считают поправки действенными. Они потребуют детальных и долгих расчетов, а выплаты по расширенным полисам размером 1-2 млн руб. могут вызвать злоупотребление со стороны автоюристов. В совокупности все изменения могут привести к еще большей неразберихе, считает заместитель гендиректора «Ингосстраха» Илья Соломатин. По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, для рынка важнее поправки о замене части выплат ремонтом пострадавшего в ДТП автомобиля.