Меню

«У меня есть привилегия говорить правду». Швейцарец Бернар Гаро — о России

Бернар Гаро. Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: ДК

«Политики всегда стараются показать благополучный фасад, скрывая проблемы. А художник сегодня — единственный, кто может говорить правду». Бернар Гаро и его взгляд на границы свободы и провокации.

Художник Бернар Гаро родом из Швейцарии. За его плечами — сотни выставок в Европе и за ее пределами. Но до нашей страны он добрался только в 2019 г. Говорит, хотел увидеть настоящую Россию и приехал зимой. И не в столицу, а в Екатеринбург. Именно здесь летом прошла первая фотовыставка Бернара Гаро, а сейчас в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в новом «Синара Центре» представлены его живописные работы. Материалы для них художник собрал во время своего первого зимнего визита на Урал.

В интервью DK.RU Бернар Гаро рассказал, почему только художник сегодня может быть свободным, какие связи он увидел между Россией и родной Швейцарией, а также высказал свое мнение о конфликте художника Покраса Лампаса с православным сообществом. 

— Первый раз я приезжал в Россию в феврале. Я хотел побывать здесь именно зимой, потому что мне нравятся экстремальные условия и я хотел увидеть вашу страну настоящей, открыть ее с традиционной точки зрения — посмотреть русские снега и русскую зиму. Для меня всегда важно привезти из поездок материалы, с которыми я могу поработать. Зимой я посетил мраморный карьер на территории Свердловской области, нашел необходимые материалы, и мне отправили их в Швейцарию. Я создал десять картин, которые соотносятся с моей идеей об Урале, используя мраморную крошку с того самого карьера. 

Моя первая выставка в России была организована именно в Екатеринбурге, поскольку этот город — особенный. Здесь проходит граница между Европой и Азией. Мне нравится такое географическое положение. Это далеко не первый город, куда могут поехать иностранные туристы. В основном, едут в столицу. А я выбираю другую дорогу — меня привлекают более загадочные для иностранцев места, которые удалены от столицы, но интересны своей историей. 

Для выставки в Екатеринбурге художник собирал материалы на Урале, чтобы показать связь с историей места

Все началось с того, что мои работы приобрела семья русских коллекционеров Пумпянских. Они покровительствуют моему творчеству и в Швейцарии продвигают российских, в том числе уральских художников. Они решили произвести такой творческий обмен и познакомить Россию со швейцарскими художниками. Коллекционеры посчитали, что мое творчество отличается от работ уральских художников, но будет понятно местному зрителю, поскольку есть связь — использование горных пород, натурального камня, интерес к экологии и глобальным климатических проблемам в творчестве. 

Я всегда обращаю внимание на взаимосвязи. Я восхищаюсь Уральскими горами, качеством горных пород, которые добывают здесь. Я родился в Швейцарии, там тоже есть горы — Альпы, и мне нравится эта связь. И я хочу продемонстрировать это в своих произведениях. Я узнал много нового, приехав сюда — вернусь в Швейцарию и расскажу об Урале, Екатеринбурге и вашем наследии. 

Какое направление вашего творчества заинтересовало российских коллекционеров?

— Анна Пумпянская (супруга Александра Пумпянского, сына Дмитрия Пумянского, владельца Группы «Синара» и Трубной металлургической компании — прим. Ред.) увидела мои работы в одной из галерей Женевы. Владелец этой галереи родом из Грузии, а Анна тогда как раз искала русских и грузинских галеристов, которые могли бы представить уральских художников. Анна была впечатлена серией моих работ о руинах и эрозии почв и знала, что я интересуюсь природой в разных странах. Меня очень интересуют границы — естественные преграды вроде Уральских гор в России или Альп в Швейцарии — и искусственные барьеры, которые хотят создавать политики. К примеру, в Китае у меня был проект, связанный с Великой китайской стеной, в более жарких странах меня интересуют пустыни, в Америке — та «стена», которую собирается строить Трамп. Анна приобрела одну из моих картин, которая ее особенно впечатлила. Мы встретились в галерее и начали сотрудничество. Анна тогда упомянула, что строится новый «Синара Центр» и предложила мне представить свои работы на его открытии

С помощью творчества я хочу привлечь внимание общественности к глобальным климатическим проблемам. Меня интересует взаимодействие человека и природы. Как правило, стихия всегда побеждает, но за последнее время человек нанес очень большой урон природе, и последствия такой деятельности меня очень беспокоят. Я считаю, что нужно привлекать внимание общественности и людей, у которых есть деньги и власть, чтобы они понимали, насколько такое воздействие на природу может быть губительно. 

Искусство может послужить неким медиумом, который доносит важные проблемы до общественности. На примере своей родной страны я вижу эти экологические проблемы. Например, Швейцария считается хранительницей запасов чистой воды для Европы, но я сам увидел процесс таяния льда. Можно предположить, что в перспективе нескольких лет воды не останется — вся испарится. Это действительно проблема, к которой нужно привлечь внимание людей с помощью искусства.

Вы говорите о привлечении «людей с деньгами», но они как раз зачастую и занимаются промышленностью, которая негативно сказывается на состоянии природы. Здесь как найти взаимопонимание?

— Всегда будут люди, которые недостаточно понимают, насколько серьезны экологические проблемы. В любое время в любой стране будут люди, у которых есть только желание получить выгоду.

У меня план такой: я хочу повлиять на общественное мнение. Сейчас, особенно среди молодежи, сильна тенденция активно выражать свое мнение, в том числе по поводу проблем изменения климата. И этот эмоциональный заряд можно использовать, чтобы воздействовать на политическую элиту, которая, возможно, и прислушается. 

Джордж Оруэлл писал: «Во времена обмана говорить правду — это революционный акт». Я считаю, что художник сегодня — фактически единственный, кто может говорить правду. Политики всегда стараются показать благополучный фасад, скрывая проблемы. А у художника есть эта привилегия.

Необязательно это должно быть какое-то обличительное действие с его стороны. Можно ведь показать и красоту природы, ее хрупкость и трогательность. И именно посредством такого воздействия привлечь внимание и спровоцировать изменения. 

Я использую разные направления и средства современного искусства, чтобы донести свои идеи. Это и перформансы, и инсталяции, и живопись, и фотография. Пусть мой вклад — всего лишь капля в море, все равно нужно сохранять надежду на позитивные изменения. 

Бернар Гаро успел многое посмотреть в Екатеринбурге, застали мы его с помощником-переводчиком в автосалоне, который обеспечивает его перемещения по Уралу и является генеральным партнером открытия 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства

Сила искусства в том, что оно заставляет людей мыслить. Его главная цель — создавать не красивые произведения, а такие, что заставляют людей чувствовать и проникаться идеями художника. Я уверен, что в этом и состоит моя миссия как художника. 

Екатеринбург очень активен в плане выражения общественного мнения, и сейчас в городе продолжается громкая история с работой художника Покраса Лампаса. Повторяя рисунок на плитке городской площади, он изобразил супрематический крест, в который вписана цитата Казимира Малевича. После возмущения православной общественности художник изменил свою работу. На ваш взгляд, верно ли он поступил?

— Я считаю, художнику ни в коем случае не нужно адаптироваться к мнениям тех или иных групп в обществе, поскольку искусство — это территория свободы, где каждый имеет право выражать свое мнение и делиться своим видением. Если ты создаешь произведение, которое просто красиво — ты делаешь то, чего от тебя ожидают. Люди пришли, посмотрели, порадовались и забыли. А я предпочитаю, чтобы меня либо любили, либо ненавидели. В таком случае это означает, что я действительно смог достучаться до человека. Поэтому у многих художников, которые создавали провокационные произведения, были проблемы с режимами в государствах, где свобода слова и искусства пресекались.

Важно быть не официальным художником, который лоялен власти и следует общей концепции, а менять что-то. Это вызов обществу со стороны художника. И вызов художнику, который должен сохранять свое «я», свою идею и концепцию. 

Искусство должно быть провокационным, но нужно знать границы провокации. Например, в Берлине можно делать все что угодно — открыто выражать свое мнение и быть настолько провокационным, насколько художник этого пожелает. Но необходимо быть интеллектуалом в этом плане — уметь презентовать свою идею в зависимости от страны, где ты представляешь свое искусство. Это не значит подстраиваться. Это значит уметь адаптироваться — изучить контекст, настроения в обществе, чтобы «перенастроиться» и говорить на одном языке со зрителями. Чтобы твоя концепция их тронула, оставаясь в меру провокационной и не оскорбляя их чувств. Ребенок, когда видит, что ему что-то не нравится, прямо об этом говорит. Взрослые такие же. Необходимо знать эти границы.

Нужно быть не разрушителем, а созидателем. Однажды я делал перформанс по картине Пикассо «Герника», чтобы привлечь внимание людей к гражданским войнам, которые идут в мире из-за действий политических сил. Да, и мои работы не всегда нравятся — творчество любого художника иногда вызывает критику. 

Если ты не расширяешь границы, ты не развиваешься. Приведу пример китайских художников. В этой стране очень сильны традиции, это хорошо, когда есть идентичность, но есть много молодых китайских художников, которые прекрасно владеют технологией, но не создают ничего нового. Они повторяют то, что было создано много веков назад и из года в год занимаются одним и тем же. Это не развитие, а застой. 

Вам пришлось «перенастроиться», приехав в Россию?

— Я в своих работах обращаюсь к проблемам экологии и использую универсальный художественный язык. Он универсален для любой страны. У меня сейчас проходят выставки в Китае, Германии, России. И я не разделяю работы по странам. Я считаю, что это наши общие, глобальные проблемы, связанные с экологией, поэтому особо адаптироваться мне не пришлось.

Вы говорили о границах — естественных и искусственных. Почувствовали ли вы, что в России выстраиваются границы от внешнего мира? 

— К сожалению, я действительно испытал сложности — мою выставку остановили на 12 дней на таможне, плюс 10 дней заняла дорога. И организаторам это вышло очень дорого. Но, в принципе, все преодолимо, не нужно пасовать перед такими сложностями, потому что главное — это результат: культурный обмен между странами. 

Бернар Гаро планирует рассказать об Урале в Швейцарии

Фото: Игорь Черепанов, DK.RU