Меню

У ОСАГО появился шанс перестать быть убыточным на Урале

В пятницу, 20 марта, ЦБ повысил тарифы ОСАГО: расширил тарифный коридор и поднял базовую ставку. Автостраховщики уверены: это позволит ОСАГО перестать быть убыточным, но большой прибыли не принесет.

Как следует из сообщения регулятора, с 12 апреля тарифный коридор — минимальное и максимальное значение базовой ставки страхового тарифа — расширится с 5 до 20%. Увеличение минимальных значений базовых ставок по большей части категорий транспортных средств составит 40%. При этом, для некоторых категорий транспортных средств предусмотрено снижение минимальных значений базовых ставок и установление большего «тарифного коридора».
 
В ЦБ признают, что необходимость в подобных изменениях назрела давно:  
 
«Необходимость изменения страховых тарифов по ОСАГО связана с накопившимися дисбалансами в системе ОСАГО, которые негативно повлияли на финансовую доступность данного вида услуги и привели к фактической невозможности приобретения полиса ОСАГО в ряде регионов», — говорится в сообщении ЦБ.
 
Там также отмечают, что в 11 субъектах России региональный коэффициент  будет повышен, в 10 регионах и г. Байконуре — понижен. В Свердловской области территориальный коэффициент остался неизменным — 1,8.  
 
Кроме указанных причин для изменения страховых тарифов в ЦБ называют также и влияние поправок в закон об ОСАГО: это увеличение с 1 апреля 2015 года размера страховой выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, со 160 тыс руб. до 500 тыс руб., а также новым порядком возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего. 
 
«При корректировке также было учтено удорожание запасных частей и комплектующих автомобилей из-за снижения курса рубля», — подчеркивают в ЦБ.
 
Участники рынка страхования восприняли эти поправки с воодушевлением:
 
«Это позволит компаниям снизить суммарной коэффициент убыточности ОСАГО и выйти на рентабельность. Я думаю, что оставшиеся девять месяцев 2015 г. работы с такими тарифами покажут выправление тяжелой ситуации, в которой сейчас находится ОСАГО. Например, это может  снизить количество жалоб на страховщиков: не будет нехватки бланков страховых полисов, решится вопрос с удаленностью центров регулирования убытков», — уверена генеральный директор страховой компании «Выручим!» Екатерина Воронова.
 
Она также добавила, что сократить убытки страховщикам позволит введение с июля этого года электронных полисов: как минимум, пропадет комиссионное вознаграждение для агентов.
 
Однако, некоторые страховщики посчитали недостаточным такое увеличение тарифов:
 
«Этого повышения тарифов на фоне нововведений в закон об ОСАГО, с нашей точки зрения, по-прежнему будет недостаточно. Однако, с другой стороны, считаем, что принимаемое решение является серьезным шагом вперед на пути к полному отказу от тарифного регулирования в страховании ОСАГО», — считает первый заместитель предправления СК «СОГАЗ» Николай Галушин.
 
По словам руководителя департамента тарифной политики СГ Уралсиб Петра Педенко, средняя стоимость полиса ОСАГО для частного клиента в 2014 г. составляла 3,3 тыс руб. в год. По его прогнозу, в этом году она будет порядка 5 — 6 тыс руб. Стоимость ОСАГО для неопытных водителей может дойти и до 10 тыс руб.
 
«При страховании каско водитель может снизить стоимость полиса, используя телематику. В ОСАГО пока такой возможности нет», — добавил г-н Педенко.
 
Он также рассказал, что сумма выплат в 2014 г. выросла на 46% по сравнению с 2012 г. Стоимость запчастей за год выросла в среднем на 20-25%, некоторые бренды подняли цены на 40-50%. Несмотря на то, что в октябре ЦБ уже повышал тарифы ОСАГО, это не улучшило ситуацию на рынке:  параллельно вырос лимит по выплатам. 
 
«Рубль подешевел примерно на 40% относительно евро и доллара, но при этом лимиты  выплат выросли. Страховщики выплачивают, но стоимость самой выплаты растет», — подытожил г-н Педенко.   
 
Напомним, с 1 октября со 120 тыс. руб. до 400 тыс руб. увеличилась сумма выплат по ОСАГО для тех автовладельцев, кто купил полис с 1 октября и позже. Тогда же с 80% до 50% был понижен уровень предельного износа автодеталей, который учитывается при определении страховой выплаты. 
 
Участники рынка подчеркивали: без повышения базовых тарифов ОСАГО, которые не менялись много лет, многие страховые компании просто уйдут с рынка:
 
«Практически для всех страховщиков ОСАГО сейчас убыточен: даже при существующем покрытии базовый тариф должен быть выше примерно на 25%. Обещанное ЦБ повышение решит проблему только в ряде регионов, то есть в большинстве из них ОСАГО останется нерентабельным. Рентабельность может повысить корректировка региональных коэффициентов» — утверждал тогда руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров.