Меню

Учат в школе: как новые знания помогают побороть жизненный кризис в любом возрасте

«Как только возникает кризисная ситуация, я иду учиться» - почему лучшим выходом из самых разных кризисов является образование и познание чего-то нового.

Предприниматель Дмитрий Волошин рассказал о пяти видах кризисов, лучший выход из которых – обучение.

- Я очень хорошо помню кризис 2008 года. Несмотря на то, что он был для меня уже не первым (после 1991 и 1998 годов уже вообще мало что могло напугать), он имел свою особенность. Люди «заплыли жирком», привыкли хорошо жить, иметь стабильную работу и зарплату, даже бизнес развивали. Внезапно Lehman Brothers обанкротилась, цены на нефть упали, каждая ночь приносила с американского континента такие новости, что хотелось уйти в себя и вернуться не скоро.

С тех пор прошло почти десять лет. Я внимательно наблюдал за поведением разных людей в разные кризисы. Выяснились интересные вещи. Например, те мои знакомые, которые шли учиться в кризисных ситуациях, весьма успешно и быстро достигали целей обучения. С другой же стороны те, кто учился для того, чтобы «систематизировать знания» или ради «networking», получили более бледный результат. Здесь я имею в виду наше с ними отношение к результату, удовлетворенность.

Так я нашел формулу, которой пользуюсь до сих пор. Как только возникает ситуация, которую я называю кризисной, то иду учиться. Это мой персональный способ борьбы с кризисом. Сейчас я знаю пять таких ситуаций, состояний, которые двигают мою руку в сторону кнопки «Купить курс». Учиться надо так часто, как возникают такие кризисы.

Кризис содержания

Мы рано или поздно достигаем порога некомпетентности. Какими бы мы активными и любознательными ни были, жизнь нас обгоняет. Можно спать по четыре часа, можно читать круглосуточно, можно все время собирать и прогонять через себя информацию. Все без толку, рано или поздно возникает это ощущение — «не догоняю».

То есть вы еще разбираетесь в теме и вытаскиваете проект за счет опыта. Только вот тот молодой парень рядом сыпет незнакомыми словами, а ему еще и кивают, а некоторые девушки восторженно улыбаются его идеям. Со временем количество таких парней увеличивается, они буквально начинают вас окружать.

Я сталкиваюсь с этим раз в три-четыре года. Примерно с такой частотой меня накрывает чувство отставания. Начинаю думать о себе хуже, чем того заслуживаю. Даже иногда начинаю сомневаться в своих умственных способностях. Это одно из проявлений кризиса — нелюбовь к себе.

Ее лечение требует перезагрузки. Только если мы устали, то для нас перезагрузка — это отдых и информационный детокс, но в случае кризиса перезагрузка буквальна: надо перезагрузить в мозг информацию о той предметной области, где мы недоинформированы. Лучше, эффективнее, быстрее и полнее эта перезагрузка выполняется профессионалом.

Кризис общения

На протяжении всей жизни мы меняем модели нашего общения. Вернее, не так — мы должны их менять, вместе с кругом общения и своей ролью в нем. То, как мы обсуждали дела на перемене в школе и то, как мы делаем это в переговорной в офисе, существенно отличается.

Иногда бывает так, что человек не успевает изменить свою модель. То есть он фокусировался на другом — на содержании, например. А среда ушла вперед, он остался стоять и удивляется, почему вдруг все стало сыпаться. Возникают конфликты, одни люди обижаются, другие — резко и обидно реагируют. И он потихоньку начинает выпадать из привычного круга. Рядом начинают возникать люди, общество которых ему не нравится.

Кризисы общения возникают не часто, может быть, три-четыре раза в жизни. Они имеют разрушительные последствия, загоняя в суррогатные модели общения, в эмоциональную изоляцию.

Основное проявление кризиса общения — агрессия и раздражительность. Причем здесь обучение? Это же погружение в более дружелюбную среду, моделирование ошибок общения, но без тех последствий, которые будут в жизни.

В конце концов, это возможность восстановления круга общения, способ найти действительно приятных тебе людей.

Кризис поиска пути

Нормально менять направление движения. За жизнь вполне естественно менять несколько профессий или специальностей. Дело тут даже не в том, что вы неправильно выбрали направление движения. А в том, что пока двигались, поменялись условия, влияющие на ваш выбор.

Последние двадцать лет я наблюдаю, как меняется отношение, например, к педагогам: от уважительных восьмидесятых через наплевательские девяностые и безразличные нулевые ко вполне позитивным десятым. Маятник качается и вымывает из профессии тех, кому важны те признаки профессии, которых уже объективно нет. И это означает, что кто-то начинает переосмыслять свой путь и искать новый.

Есть разные цифры, я чаще слышу про 14-16 лет — срок среднего нахождения в профессии, достижения высокого статуса и призвание, и начало поиска нового вызова.

Симптомом безуспешного поиска пути является потерянность, иногда проявляющаяся унынием. И это весьма сложная ситуация, потому что активный поиск требует энергии. Здесь психотерапевтическая роль образования в том, что оно придает уверенности в себе.

Кризис выбора приоритета

Все идет прекрасно, вы завалены проектами, делами, контактами. Вы — очень востребованный эксперт в своей сфере, которого разрывают буквально на части. Четыре часа сна — и снова в бой, обед — на ходу, переговоры в дороге стали нормой. Крутитесь как белка в колесе, пока постепенно не начинаете нарушать договоренности.

Начинаются претензии, обиды, некоторые партнеры при упоминании вашего имени язвительно улыбаются. На остатках репутации беретесь за новые проекты, чтобы завалить и их. Оправданий тут много: есть модные про обязательную многозадачность, про стремительно ускорившийся ритм жизни, про time to market. Все дело в потере фокуса или в неочевидном для самого себя принципе определения приоритетов.

Эта ситуация возникает регулярно через некоторое время после успешно разрешенного кризиса выбора пути. Я бы даже сказал, что это прямое следствие правильности выбора пути. Мы тестируем свои силы и свои возможности, пытаемся найти их пределы.

Основным проявлением этого безобразия является тревожность, часто бывает бессонница. Из этого состояния надо выдергивать себя, и чем быстрее, тем лучше. То есть нужно создать условия для передышки и переосмысления. Мне сложно представить лучший способ, чем погрузиться в изучение чего-то нового, чтобы была необходимость напрягаться, чтобы мозг проворачивался со скрипом, но все-таки отвлекался от решения старых задач.

Кризис отсутствия кризиса

Полный штиль и все вроде бы хорошо. День за днем по налаженному графику, без особых потрясений, без падений. И вроде бы путь правильный, и приоритеты расставлены, а чего-то не хватает. Какого-то, пусть и управляемого, но взрыва.

Начинает казаться, что знакомые двигаются быстрее вас. Немного, но быстрее. Должности у них более звучные, зарабатывают побольше, выигрывают статусные призы. Кажется, что у них жизнь бьет ключом, полна побед и достижений. У вас тоже есть победы и все в порядке с достижениями. Но они помельче, что ли, побледнее.

Драйв — здоровый ответ на кризис, поэтому кризис отсутствия кризиса характеризуется скукой, порой — апатией. Ее лечат соревнованием или борьбой. Учеба — хорошее место для соревнований интеллектуального рода, хороший способ взбодриться и пробить те барьеры, снос которых не вызовет жизненных потрясений. Экологичный подход для борьбы со скукой.

По материалам VC.RU