Меню

Украина и храм в сквере: почему между Кремлем и РПЦ произошел разлад

«Похоже, церковная риторика «традиционных ценностей» потеряла привлекательность для Путина». Отношения между президентом и патриархом охладились, хотя внешне они продолжают выступать единым фронтом.

Между Кремлем и Русской православной церковью с 2014 г. назревает серьезный разлад, пишет The Bell со ссылкой на Financial Times. Его причиной стал конфликт с Украиной: патриарх Кирилл тогда не стал открыто поддерживать присоединение Крыма, так как рассчитывал на статус церковного миротворца на пространстве СНГ. РПЦ также не стала принимать крымские епархии. 

В 2018 г. вселенский патриарх Варфоломей предоставил украинской православной церкви автокефалию (независимость). В РПЦ заявили, что считают это решение незаконным. Разрыв означал, что миряне Русской православной церкви потеряли возможность причащаться в храмах Константинополя, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений. То есть под запрет попадают и храмы на горе Афон, куда нередко совершают паломничество крупные российские бизнесмены и чиновники.

Одно из последних проявлений разлада Кремля и РПЦ — перевод «духовника Путина» митрополита Тихона (Шевкунова) с поста наместника Сретенского монастыря Москвы в провинциальную Псковскую митрополию. Епископ был «раздавлен» этим решением, говорит один из источников FT. Но несколько месяцев спустя Путин посетил Шевкунова в Пскове. 

Ухудшились отношения и из-за протестов против строительства храма святой Екатерины в сквере в центре Екатеринбурга. Патриарх Кирилл лично просил Путина поддержать строительство храма, но тот фактически встал на сторону протестующих, указывает FT.

Похоже, церковная риторика «традиционных ценностей» потеряла привлекательность для Путина, чей рейтинг упал на фоне падения доходов россиян, — делает вывод издание.

Протест против строительства храма в Екатеринбурге во многом стал результат того, что РПЦ постепенно перестает быть авторитетом, по крайней мере, в глазах молодого поколения и продвинутой части населения, говорила DK.RU социолог Элла Панеях:
Она перестанет быть активом, с которым федеральной власти выгодно иметь альянс, и становится токсичным пассивом, символизирующим отсталость, патриархальность, нежелание меняться и развиваться, вести диалог с образованной и активной частью общества, с молодежью в частности. Раньше высокий авторитет церкви работал на авторитет власти, у которой репутация была хуже. Сейчас, похоже, у светской власти репутация даже лучше, хотя и она очень сильно испортилась.