Меню

Умар Хэк: Что делать, если вы — следующий Стив Джобс?

Автор фото: Matthew Yohe. Иллюстрация: https://commons.wikimedia.org

Провокационный бизнес-мыслитель Умар Хэк (входит в число 50 ведущих бизнес-гуру мира) дал несколько советов будущему Стиву Джобсу: какие задачи перед собой ставить и какие мировые проблемы решать.

Портал «Идеономика» опубликовал некоторые выдержки из манифеста Умара Хэка.

—  Джеймс, бариста одного из моих любимых крошечных лондонских кафе Kaffeine, заметил, что я прихожу, заказываю кофе с молоком и пишу как одержимый около часа — но никогда не допиваю кофе. Он спросил, почему, а я ответил, что после «эспрессо» слишком взвинчен, чтобы писать, но, как ни парадоксально, толика кофе просто необходима. Не моргнув и глазом, Джеймс тут же сделал для меня совершенно новый напиток — «мини-кофе с молоком», — которому в шутку присвоил мое имя.

Это может показаться совершенной банальностью. Пока вы не спросите себя: как часто, при всех тех миллиардах, потраченных на «сервис», «креативность», «инновации», «перемену правил игры», «мотивацию», «лидерство» и прочие волшебные жаргонизмы, что-то подобное происходило с вами — хоть где-нибудь и когда-нибудь? Моя гипотеза: если выйти за пределы отличного бара, то практически нигде и, вероятно, никогда.

Представьте на минуту, что вы — следующий Стив Джобс. Какие реальные вызовы встанут перед вам? Уверен, что это не масштаб, не эффективность, краткосрочная прибыль и даже не «рост». Это вчерашние проблемы, и мы уже по большей части знаем, как их решать. Чтобы разрешить сегодняшние злободневные проблемы, возможно, надо строить новые институты, способные справиться со следующими вызовами:

1. Уникальность. Как делать что-то в огромных масштабах, мы уже научились. Но как спуститься с макроуровня на уровень отдельной человеческой жизни и ее изменить? Как научиться работать, подобно Джеймсу из Kaffeine?

2. Социальность. Как не просто набрать миллион последователей в Facebook, но выстраивать с ними отношения?

3. Спонтанность. Бариста Джеймс не получает больших бонусов, корпоративных сувениров или опционов. Что же им движет? Радость от чего-то нового? Вызов? Свобода действий? Этого нет в большинстве сегодняшних институтов, которые запрограммированы и предсказуемы.

4. Синхронность. Инвестбанки сталкивают своих лучших сотрудников, и те, бросаясь друг на друга, приносят банку сверхприбыли. Не пора ли оставить конкуренцию и перейти к работе вместе? И вместе могут работать не только коллеги, но и продавцы с покупателями. Они могут быть одной командой, работать синхронно.

5. Разрешимость проблем. Проблемы вроде прибыльности или эффективного проведения совещаний, казалось бы, уже решены: прочитай несколько книг, посоветуйся с консультантом, потренируйся, и все получится. И все же прибыльных компаний не так много, а совещания крайне редко проводятся так, как надо бы. И целые бюрократические машины работают над решением того, что вроде бы уже решено, но не воплощено в жизнь. Поэтому главный вызов — создавать институты, которые не только решают нерешенные проблемы, но и помогают непосредственно внедрить эти решения.