Меню

Уральские ритейлеры развернули борьбу за покупателей

Несмотря на открытие новых продуктовых точек, количество «подкожного жира» с досанкционного периода,не бесконечно. DK.RU обратился к участникам рынка с просьбой дать прогноз на ближайшую перспективу.

В июне 2015 г. в Екатеринбурге работало более 1,5 тыс. продовольственных магазинов, что на 97 больше, чем в июне 2014 г. При этом рост числа магазинов в основном происходит за счет расширения сетей операторов, которые занимают 69% рынка продритейла города. Как отмечают участники рынка, открытие новых торговых точек было запланировано еще до событий на Украине и их последствий.

По словам генерального директора торговой сети «Звездный» Александра Райсиха, уже в первом полугодии 2015 г. игроки продуктового ритейла Екатеринбурга и Свердловской области максимально сократили издержки:

«Даже те сети, у кого больше «подкожного жира», все равно не смогут бесконечно выживать в таких условиях. Если падение продолжится, понадобятся радикальные меры»

В этом году мелкие торговые сети берут курс на кооперацию: в Екатеринбурге начнет работу союз независимой розницы «Ё-да», который объединит небольшие торговые сети и производителей продовольственных товаров для конкуренции с сетями-гигантами. Участники союза предполагают, что объединившись, они увеличат объем закупки у транснациональных производителей. Кроме того, с членами союза ритейлеры планируют заключить взаимовыгодные договора.

Как сообщал DK.RU, ранее объединиться пытались крупные сети — «А-Продукт», «Бест-Маркет», «Елисей», «Звездный», «Пикник» и «Элект». Они создали кооператив «Союз-Ритейл», однако в конце 2014 г. кооператив было решено заморозить, так как схема его оказалась неэффективной — через организацию проходило не более 5% закупок продукции. Участники союза поясняли: причина — в различных позициях руководителей розничных сетей, а также разные подходы к формированию ассортимента.

Между тем средний чек в продуктовых магазинах региона сократился с начала года на 1,4%. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в среднем жители Екатеринбурга и пригорода за первое полугодие тратили на продукты за один поход в магазин 485,3 руб., во втором квартале — 458,3 руб. Вместе с тем, по данным Росстата, потребительские цены на товары и услуги в регионе с начала 2015 г. выросли на 8,6%, в том числе: на продовольственные товары — на 11,4%, непродовольственные товары — на 8,9%, услуги — на 4,2%.

«Люди экономят уже не на крупных товарах и одежде, а на еде», — прокомментировал DK.RU генеральный директор ТС «Звездный».

Однако, даже при дальнейшем повышении цен на продовольственные товары, вес продуктовой корзины жителей Екатеринбурга и Свердловской области вряд ли снизится, так как несмотря на резкое сокращение доходов, население с трудом отказывается от покупки качественной продукции. Согласно исследованию DK.RU, из всех сегментов ритейла менее всего пострадал сегмент розничной торговли товарами повседневного спроса (FMCG), товары для детей и аптеки.

«Сейчас потребители готовы экономить на табачных изделиях, алкоголе, приобретать более дешевые продовольственные бренды. Но при этом покупателю нужны качественные товары по справедливым ценам, а не низкие цены за плохую продукцию», — отметила DK.RU Марина Лачихина, генеральный директор ТС «Елисей».

Тем не менее, за счет повышенного спроса на недорогие товары в кризис, эксперты прогнозируют и дальнейший рост сетей-дискаунтеров. Так, в настоящее время лидером среди продуктовых розничных сетей является «Монетка».

Следует отметить, что тенденция к сокращению доли импортных товаров в сетях продуктовых ритейлеров обещает продолжиться: если в начале 2015 г. доля импортных товаров в продуктовых магазинах составляла порядка 15%, то в августе объем заграничных продуктов на полках супермаркетов сократился до 10%.

Эксперты сетуют на то, что за последние годы розничный сектор продритейла напоминает массовую распродажу: все больше магазинов и концепций теряют индивидуальность и почти/или совсем не следят за индивидуальными запросами покупателей. По словам Марины Лачихиной, потребители быстро устают от единообразия и ищут новое — самобытные концепции.

Так, участникам рынка продритейла в борьбе за покупателя следует сосредоточиться на создании дифференцированной концепции сети, вкладывая больше средств в маркетинг, а также — на лояльности к покупателям. Кроме того, по прогнозам участников рынка, открытие собственного производства и собственных торговых марок в настоящих условиях принесет выгоду за счет интереса потребителей к самобытным концепциям.

С полным исследованием вы можете ознакомиться на портале DK.RU.