Меню

«В 90% случаев компания заплатит». Как взыскать с УК деньги за ущерб: личный опыт

Автор фото: Ринат Хасанов. Иллюстрация: DK.RU

Екатеринбуржцы нередко сталкиваются с коммунальными проблемами, в которых порой виноваты УК и ТСЖ. Иногда для компенсации ущерба есть один выход — суд, но часто ситуацию можно уладить и без него.

При многочисленных проблемах в жилищно-коммунальной сфере трудности с управляющей компанией или ТСЖ могут возникнуть у жителя практически любого дома. Однако оказывается, что при знании процесса ситуацию вполне можно уладить в свою пользу, а если она повторяется систематически — даже использовать в качестве источника пассивного дохода. По просьбе DK.RU о своем личном опыте рассказала Марина, жительница Уралмаша, которая составила пошаговую инструкцию.
 
«Сейчас весна, и в домах нередко протекает крыша. Несколько лет назад УК «Орджоникидзевская» отремонтировала крышу в доме, и, несмотря на это, в квартире на последнем этаже начались протечки. Как действовать в этом случае? Сначала нужно написать заявление в УК о том, что случилось. После этого из ЖЭКа приходят специалисты, которые фиксируют протечки, затем составляют акт».
 
К его заполнению нужно подойти внимательно, отмечает она: зафиксировать все пострадавшее имущество: например, обои и мебель, и, если ничего не грозит испортиться в перспективе, то требовать возмещение. 
 
«По моему опыту УК предлагает смешную компенсацию: 4-5 тыс. руб. за протекший на площади 1,5 кв. м потолок и испорченный ковролин. Поэтому лучше обратить в оценочную компанию: это стоит примерно 2-3 тыс. руб. Перед визитом оценщика надо отправить уведомление в УК, чтобы они в это же время прислали инженера. Оценщики все фотографируют и составляют акт, в который включают все пункты расходов, вплоть до работы строителей, грунтования и наклеивания обоев — самостоятельно оценить это довольно сложно. Независимая экспертиза считает ущерб по рыночной стоимости — и в данном случае получилось 34 тыс. руб. Затем все эти документы надо подать в УК. Она может переоценить ущерб, и тут надо либо соглашаться, либо идти в суд. Но на моей практике до судов не доходило: в 90% случаев компания заплатит указанную сумму, потому что суд потенциально обойдется дороже.
 
История продолжалась три года, каждую весну, добавляет Марина. В итоге все кончилось тем, что крышу собственными силами починил инженер ЖЭКа, которому это надоело.
 
С похожей историей столкнулся копирайтер Сергей Капличный. Ремонтники устранили утечку только на третий вызов, но в остальном трудностей почти не было: работник домоуправления зафиксировала повреждения, после чего он написал заявление в УК, и примерно через месяц ему пришло подтверждение, что все в порядке. 
 
«Оценку не оспаривал, она мне показалась вполне адекватной. Через пару недель приехал за деньгами, но оказалось, что их могут дать только собственнику или с доверенностью. Тут я уже не стал мучаться, и собственник сам всё забрал», — говорит он.
 
Впрочем, иногда УК не собираются признавать вину. К примеру, в результате скачка напряжения сгорело порядка 10 предметов электроники, рассказывает главный редактор журнала «Шпаргалка для родителей» Инна Бартош. Несмотря на правильную фиксацию происшествия и признание вины ЖКО, диагностика была проведена неверно, и в компании отказались ее пересматривать. В суд г-жа Бартош пока не обращалась, но не исключает такого решения.
 
Роман Лукичев, управляющий партнер юридической компании Veritas Law Office, говорит, что в случае ЧП причиненный ущерб обязательно нужно заактировать: представители УК, как правило, без проблем приходят на такие вызовы. После составления акта компания предлагает варианты урегулирования ситуации. Если они не устраивают, то надо составить претензию, описать ущерб, определить размер убытков (со ссылкой на оценочную компанию) и предложить срок урегулирования. Если УК не ответила или отказала, то можно идти в суд. С большой долей вероятности суд взыщет средства, резюмирует он.
 
Илья Сотонин, директор по развитию УК «Лига ЖКХ», отмечает, что тема компенсации ущерба всегда актуальна для управляющих компаний, и у них есть инструменты для минимизации расходов.
 
«Надо страховаться: если управляющая компания что-то сделала не так, и это повредило имущество жильцов, то страховщик выплатит жителям сумму нанесенного ущерба. Если сама управляющая компания ничего не делает, чтобы устранить или компенсировать последствия ЧП, то надо обращаться в суд. Если судья постановит, что компания должна сделать выплату, то средства будут списаны с ее счета».