Меню

В ожидании госуслуг

За три года работы портал госуслуг менялся трижды. Первую версию, запущенную в январе 2009 г., уже к декабрю заменили на новую. В феврале 2012-го портал снова обновили — он стал понятнее.

На сегодняшний день пользователям доступны 3,7 тыс. госуслуг в электронном виде — в основном для физлиц. Запуск специфических сервисов для бизнеса фактически еще не состоялся.

«Деловой квартал» № 35 (845) от 1 октября 2012 г., стр. 16-18

Запуск Единого портала государственных и муниципальных услуг в России с 2002 по 2010 г. регламентировала федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия». Росинформтехнологии и разработчик портала, ФГУП НИИ «Восход», наметили старт на январь 2009 г. Первая версия действительно заработала 1 января 2009 г. на сайте Общероссийского государственного информационного центра — ogic.ru. Но вместо полноценного портала пользователям отдали ресурс с подборкой адресов госслужб и возможностью распечатать бланки официальных документов. При этом, согласно открытым источникам, затраты федерального бюджета на проект составили 495 млн руб.

Президент РФ Дмитрий Медведев остался недоволен и темпами программы «Электронная Россия», и качеством портала госуслуг. Проект перешел в ведение Минкомсвязи. Глава ведомства Игорь Щеголев отказался от услуг ФГУП НИИ «Восход» и привлек в качестве федерального оператора «Ростелеком», а главным исполнителем проекта стала «Энвижн Груп». Бюджет на разработку был скромнее — около 100 млн руб.

Однако вторая версия портала, запущенная 15 декабря 2009 г. по адресу gosuslugi.ru, сперва все равно мало отличалась от первой: на ней разместили информацию о 110 федеральных услугах и примерно о 200 региональных и муниципальных. И уже через полчаса после торжественного запуска портал стал недоступен. Разработчики сообщили, что сайт подвергся DDoS-атаке. Скептики же уверяли, что сбой был вызван спешкой при запуске. Впрочем, ошибки исправили, и до февраля 2012 г. портал только расширялся, без резких изменений дизайна и навигации. Так, 1 апреля 2010 г. заработал сервис авторизации («Личный кабинет»). А к июлю 2010-го первые полноценные госуслуги стали доступны в электронном виде. В том числе подача налоговых деклараций, лицензирование отдельных видов деятельности и т. д.

С 2011 г. gosuslugi.ru — часть госпрограммы «Информационное общество» на 2011-2020 гг. «Ростелеком», который по распоряжению правительства РФ стал единственным исполнителем работ по этой программе, получил сказочный заказ. В Минкомсвязи сообщали, что из госбюджета на программу до 2020 г. потратят 88,03 млрд руб. Из них в 2011-2013 гг. — по 3,1 млрд руб. в год, а затем ежегодно по 11,2 млрд руб.

В конце 2011 г. был анонсирован выход обновленной версии портала госуслуг. Несколько месяцев ее тестировали в Свердловской области, и после завершения испытаний, 4 февраля 2012 г., она была запущена на федеральном уровне. Изменился не только дизайн, но и структура сайта. Ранее в Минкомсвязи признавали, что первая версия была неудобной и перегруженной, со сложной навигацией. Эти проблемы учли при обновлении. Помимо прочего, пользователи получили возможность отслеживать в режиме реального времени статус услуги — от отправки заявки до исполнения. В «Личном кабинете» стали отображаться и промежуточные действия, например: «заявка отправлена в министерство», «заявка передана в работу» и т. д.

По данным «Ростелекома» на сентябрь 2012 г., на портале размещена информация о 61 тыс. услуг, в электронном виде предоставляется 3,7 тыс. Число пользователей — более 3 млн человек. Как подсчитали в компании, посещений за все время существования портала было зафиксировано около 200 млн. Что касается специфических сервисов для бизнеса, то их запуск фактически еще не состоялся: если в разделе электронных услуг на портале сделать выборку по сервисам для предпринимателей, то большинство из них — аналоги услуг для физлиц. До конца 2012 г. на федеральном уровне ожидается подключение таких сервисов, как оплата налоговых начислений ФНС, взысканий ФССП и т. д.

Вклад в систему госуслуг Свердловской области — два региональных бизнес-сервиса. Первый — содействие работодателям в подборе кадров (информация о ярмарках вакансий, сведения из баз данных соискателей и работодателей). Вторая услуга — выдача работодателям заключений об использовании труда мигрантов. В областном МинИТ говорят, что к запуску сейчас готовят еще четыре услуги. Они касаются лицензирования предприятий в сфере образования, медицины и фармацевтики.

По западным меркам российский портал госуслуг далек от совершенства. Согласно последнему исследованию американской платежной системы Visa, Россия оказалась на 40-м месте из 62 по степени развития электронных услуг, предлагаемых государством гражданам и бизнесу. Важно отметить, что в исследовании учитывалась не только возможность взаимодействия физлиц и предпринимателей с правительством в электронной форме, но и инфраструктура (число банкоматов и POS-терминалов на человека, степень развития бесконтактных и мобильных платежей), а также уровень финансовой грамотности населения, число потребительских заказов через Интернет и т. д. По совокупности этих факторов Россия набрала 50,1 балла из 100. Составители рейтинга отмечают, что «российская программа электронного правительства и запуск портала госуслуг — это серьезный шаг вперед». Но добавляют, что для полноценного сервиса потребуются годы.

Петр Диденко, директор по стратегическому развитию компании «СКБ Контур»

За шесть лет Россия сэкономит на электронных документах 240 млрд евро

— Электронный документооборот (ЭДО) — это то, к чему за последние несколько лет ИТ-бизнес подталкивал правительство страны. Переход от бумажных документов к электронным проходил в несколько этапов. Сначала были отработаны технологии криптографической защиты и электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Без них любой документ, во-первых, нелегитимен, а во-вторых, небезопасен. Затем появились регламенты и разрешения на сдачу бухгалтерской и налоговой отчетности. Постепенно подключались и другие контролирующие органы, требующие сдачи отчетности. И наконец, в апреле этого года были приняты форматы электронных счетов-фактур. Государство разрешило, по сути, последнему сугубо бумажному документу стать электронным. При этом каждый из этапов требовал согласований на высшем уровне. Хотя ЭДО не является госуслугой и предоставляется частными ИТ-компаниями, правительство имеет статус безусловного регулятора. Быстро у нас ничего не делается — отсюда и значительное отставание от Запада.

Теперь же мы находимся в начале создания новой отрасли в ИТ-индустрии: бизнес-пользователи будут нуждаться в помощи компаний — операторов документооборота, как раньше им требовались почтовые и курьерские услуги. Теперь это почти в прошлом — у российского бизнеса есть возможность отказываться от огромного количества бумажных документов, поскольку все коммуникации с контрагентами могут быть электронными. Колоссален и экономический эффект от внедрения ЭДО: Россия, по оценкам ФНС, только за шесть лет может сэкономить на электронных документах 240 млрд евро.

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»

Цифровизация судов уже началась

— Судебная система в России, следуя общему тренду, заданному как частными предпринимателями, так и государством, начинает использовать новые информационные технологии. Наравне с порталом госуслуг арбитражные суды с этого года работают с документами преимущественно в электронном виде. Уже сейчас прием электронных документов показывает, насколько он эффективнее сдачи бумаг в порядке живой очереди. А со следующего года, возможно, будут повышать госпошлины за сдачу документов на бумаге.

Как и заседания правительства с участием представителей из разных регионов, которые теперь зачастую проводятся в Интернете в режиме онлайн, арбитражные суды пользуются видео-конференц-связью, если стороны не могут физически присутствовать на рассмотрении дел. Все это в совокупности позволяет бизнесу гораздо оперативнее решать вопросы, связанные с судебными исками и спорами. А их, давайте смотреть объективно, у каждой компании немало.