Меню

ВАШИ ПРОБЛЕМЫ — НАШИ ПРОБЛЕМЫ! —говорят бизнес-психологи. И оказываются правы

Психолог в бизнесе (как и в любой другой области) — это специалист, который помогает обрести человеку внутренюю свободу. В том числе и на его рабочем месте, где он проводит большую часть жизни. Ста

Проблем у директоров бывает полно. Один ищет на стороне гениальных специалистов, способных приносить прибыль предприятию и занимать руководящие должности, устраивает сильнейшую “ротацию” кадров, пожиная при этом разочарование от постоянных «проколов», другой приводит в фирму специалиста, делает его акционером, а тот выкупает оставшиеся акции и реализует идею самостоятельно... Таких примеров больше чем достаточно. И часто в одиночку их не разрешить. Тогда на помощь приходит организационный психолог, или, как иногда называют, бизнес-психолог.

Психолог в бизнесе (как и в любой другой области) — это специалист, который помогает обрести человеку внутренюю свободу. В том числе и на его рабочем месте, где он проводит большую часть жизни. Статистика, которой у нас все-таки принято верить, заявляет, что лучшие позиции занимают руководители, способные слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, принимать верные решения даже в неопределенных ситуациях и оставаться при этом в хорошем рабочем состоянии. И, разумеется, действовать в сложной психологической атмосфере, при этом грамотно общаясь с людьми. Но это — в идеале, к которому мы в нашем российском бизнесе еще только стремимся.

Вот несколько типичных проблем, возникающих в современных коллективах и зачастую предполагающих вмешательство организационного психолога.

Одна из самых важных задач для руководителя — налаживание обратной связи, как положительной, так и отрицательной. Сотрудников необходимо информировать обо всем, что происходит в организации, иначе они будут чувствовать отчуждение, неопределенность и тревогу за свое будущее, расценивать информационную блокаду как неуважение. Иначе ожидайте порождения слухов, обострения межличностных отношений в коллективе и, как следствие — падение трудовой мотивации, небрежное обращение с клиентом (что скажется на прибыли и престиже предприятия). В конце концов происходят увольнения.

Можно расценивать это как «психологическую страшилку». Однако общепризнано, что обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем в организации, требующих ОБЯЗАТЕЛЬНОГО решения. Если руководитель затрудняется сам его принять, на помощь придет психолог, предложив альтернативные варианты корректировки ситуации.

Часто встречается и такое: руководитель оценивает работу организации как малоэффективную и пытается изменить ситуацию в коллективе. При этом он не учитывает закономерного, с точки зрения психолога, явления: кроме формального лидера в коллективе может быть неформальный. Зачастую это либо классный специалист, либо «свой» парень, организатор вечеринок, выездов в сауну, на охоту и т.д. Не считаясь с влиянием «неформала», давя на него, руководитель ухудшает ситуацию.

Мудрый руководитель использует подобную ситуацию в своих целях — попросит неформального лидера помочь в проведении реорганизации коллектива. Менее проницательный лидер способен этот коллектив просто развалить. Роль организационного психолога в этой ситуации — точная постановка диагноза в неясной для руководителя ситуации «плохого климата». Директора могут беспокоить причины регулярных сбоев на отдельных участках работы; безответственное отношения к своим обязанностям со стороны персонала; низкая общая мотивация сотрудников к деятельности; кадровая текучка, контроль дисциплины и др.

Руководитель — собственник и администратор в одном лице — характерная черта современного бизнеса. Часто она таит много неприятных сюрпризов. Представьте ситуацию, ставшую для наших бизнесменов уже привычной: друзья (или родственники, что еще хуже), увлеченные одной идеей, учредили фирму без жесткого разделения обязанностей. Каждый в курсе всех дел, каждый работает в меру своих возможностей. Постепенно, с расширением объема работ, происходит сначала некоторая специализация, потом стихийное структурирование по типу простой иерархии. Наконец, дело доходит до конфликтов: оставаясь собственниками и не разделяя власти, друзья начинают бороться за нее в административно-распределительном поле. Результат непредсказуем. В лучшем случае, друзья разойдутся по самостоятельным направлениям. Если кто-то из соучредителей добивается «трона», ему выпадает нелегкая доля: спрашивать с других собственников как с подчиненных не получается, уволить их нет никакой возможности. Оставшись и при этом владея всей информацией, соучредители устраивают своему начальнику веселую жизнь...

Безусловно, возможен путь интуитивных решений на основе собственного опыта. Но зачастую руководитель оплачивает его своим временем, потерями в персонале и прибыли, замедлением темпа развития предприятия. Альтернатива — экспертный беспристрастный взгляд психолога на организационные проблемы работы и продвижения предприятия.

Помощь психолога может быть оказана по-разному. Одно из направлений его работы — обучение персонала при помощи психологических тренингов; тренинги-семинары эффективного управления для менеджеров и руководителей предприятий и, наконец, консультации для руководителя предприятия, которые помогут ему сориентироваться в ситуации и наладить контакт со своими работниками.

Для менеджеров и руководителей предприятий, желающих глубже овладеть современными методами психологии управления, организован годичный курс «Эффективное управление» на базе кафедры психологии Золото-Платинового института.

В следующем номере мы рассмотрим проблемы управления персоналом, его оценку, подготовку и адаптацию новичков, формирование работоспособных команд целевого назначения.

Консультации организационных психологов, проведение семинаров и курсов:

ТОО «Кировский филиал», тел. 44-95-43, тел/факс 44-26-54.