Меню

«Велосипедист в России — самое бесправное существо!» Ответ Евгению Енину

Иллюстрация: Личный архив

«В стране, где запрещающим знаком является только «кирпич» (точнее, бетонный блок на дороге), физическое разделение транспортных потоков — единственное решение для снижения смертности».

На прошлой неделе DK.RU опубликовал колонку Евгения Енина, в которой тот резко высказался против велосипедистов на дорогах. По мнению телеведущего, двухколесный транспорт никак не может быть альтернативой общественному — потому что владельцы велосипедов не желают соблюдать ПДД и ни во что не ставят других участников дорожного движения.

Наш читатель Владимир Бабицкий с мнением г-на Енина категорически не согласен, но свой велосипед, скорее всего, будет продавать.  

Владимир Бабицкий, владелец центра «Фотдог»:

— Велосипедная тема уже не первый год становится «поляризатором» мнений разных слоев общества. Равнодушных почти не осталось: одни фанатично защищают двухколесный способ передвижения, не расставаясь с любимым транспортным средством круглый год, другие катаются только в теплый сезон, нежно протирая тряпочкой железо зимой в кладовках и гаражах. Третьи эпизодически присаживаются на свой или прокатный велосипед. Четвертые — ненавидят первые три категории в разной степени, вплоть до приписывания велосипедистам диагнозов и обвинений в нестандартной сексуальной ориентации.

Примерив на себя шкурки пешехода, автолюбителя и велосипедиста (самокат выпущу из этого списка), я давно стал философски относиться к взаимным обвинениям людей, зная, что «если на Земле вдруг настанет такой день, когда все станут одного цвета кожи, забудут о религиях, сравняют доходы, а сексуальное удовлетворение станет нормой жизни, то уже через сутки хомо-сапиенсы придумают новый критерий для ненависти и снова будут убивать друг друга».

Поэтому попавшаяся ссылка на статью Евгения Енина поначалу не вызвала особенного всплеска эмоций. 

Повод для статьи грустный — ДТП на тротуаре у 9-й гимназии, в котором велосипездун, травмировав ребенка, скрылся. Однако автор делает забавные выводы из изложенных фактов, основываясь лишь на «я сам иногда катаюсь с дочерью в Сокольниках, поэтому я тоже велосипедист».

Сразу скажу, мой велосипедный опыт ограничивается четырьмя теплыми сезонами с апреля по ноябрь. Последний год не езжу, ниже напишу почему.

Пойду по пунктам:

«1 | Велосипедисты — злостные нарушители закона. 99% из них нарушают ПДД, хотя там про них там всего страница. Велосипедисты не спешиваются при пересечении перекрестков и на переходах, и мне, уже как водителю, не раз приходилось экстренно тормозить, чтобы не сбить одного из них».

Да. 99% велосипедистов нарушают ПДД. Что ж, это на 1% меньше, чем пешеходов. НЕ нарушающих ПДД пешеходов попросту не существует.

Как автолюбителю мне приходится тормозить перед выкатившейся на дорогу детской коляской под управлением «яжематери» в 20-ти метрах от зебры.

Ежедневно наблюдаю, как взрослые на глазах у детей либо вместе с собственными детьми, не считая нужным дожидаться разрешающего сигнала светофора, пересекают проезжую часть, а при появлении вблизи машины делают морду кирпичом: «не трамвай — объедешь». Даже в компании знакомых попытка дождаться зеленого при отсутствии транспорта воспринимается с удивлением: «зачем??»

Идиотия велосипедистов, хвастающихся в соцсетях реально опасными деяниями типа проездов на красный свет, безнаказанностью поездок в состоянии алкогольного опьянения — бесспорна.  

«2 | Велосипедисты — трусы. Они прямо говорят: мы не ездим по дорогам, потому что нам страшно. Видишь велосипедиста на тротуаре — знай, едет ссыкло».

Если опустить риторику автора, перефразирую на свой лад: «Я ездил по дорогам потому, что это удобнее в ряде случаев, нет необходимости прыгать на бортики, терять скорость, объезжая пешеходов и деревья, но, получив кучу в том числе негативного опыта, я не советую однозначно всем велосипедистам ездить по проезжей части». 

И вот почему:

Велосипедист в России — самое бесправное существо! Автовладелец условно защищен железной коробкой с кучей устройств активной и пассивной безопасности. Пешеход на своем тротуаре — тоже «священная корова».

Что есть у велосипедиста, кроме шлема (опционально) и неоднозначно прописанного в ПДД права двигаться в метре от придорожной помойки... ой, простите, края проезжей части, и иногда разрешенного тротуара? 

Пешеходы, как и автор статьи, относятся к велосипедистам как к вселенскому злу, автомобилисты делают вид, что велосипедного движения не существует, а есть досадное недоразумение, мешающее четырехколесным повозкам. 

Ехать прямо через перекрестки, боковые съезды и выезды с прилегающей территории просто страшно — моя акция годовой давности лишь подтвердила, что о п.13.1 большинство водителей не слышало. 

Последствия столкновений автотранспорта и велосипеда — тяжелейшие травмы, нередко со смертельным исходом. Синяки, царапины и выбитые зубы при неаккуратном велодвижении на тротуаре — сущая чепуха. Тому ребенку у гимназии — пожелания выздоровления, но, согласитесь, такие травмы можно получить на любой детской площадке. Меня самого из пятого класса школы увозили в травмпункт после "кучи мала" затылок зашивать. 

«3 | Велосипедисты — эээ, ну, скажем так, нехорошие люди... Я вешу 80 кг, и когда меня из-за спины, внезапно, потому что бесшумно, вплотную обгоняет чувак на 120-130 кг вместе с велосипедом на скорости 20-30 км/ч, мне как-то не по себе становится. А если бы я в сторону шагнул, потому что лужа?»

Почему для меня никогда не было сложностью рассчитать такие моменты и начать опережение пешехода, лишь поравнявшись с ним и убедившись, что он, его собака или ребенок меня видят? Почему, двигаясь на автомобиле, я оставляю достаточную дистанцию до впереди идущего транспортного средства и ВСЕГДА успеваю плавно снизить скорость при необходимости? Опять «разруха в клозетах»? 

«4 | Велосипедисты склонны, скажем так, к альтернативному мышлению. Невероятное количество представителей этого племени уверено в том, что желтая линия на Плотинке — это велодорожка».

Желтая линия — это ПОПЫТКА цивилизованно разделить потоки пешеход/колесные. Воспринимать ее так или нет — ваше право. 

В Хельсинки и Стокгольме гид предупреждает экскурсантов, показывая на примыкающую к тротуару на одном уровне дорожку: «Будьте внимательны! Пешеход, шарахающийся по велодорожке — нарушитель и сам себе злобный Буратино, его запросто могут сбить. Здесь уже давно установилось разделение пространства, которое игнорируют только иностранцы». 

Кстати, если уж говорить о настоящих изначально запроектированных и построенных велодорожках, то стоит съездить в Академический и посмотреть, что выбирают для движения пешеходы: разбитый говнобехатон или ровный «велоасфальт». 

«5 | То, что велосипедисты скрываются, сбив ребенка, это, слава богу, не массово, потому что сбивают пока мало, но понятно почему — кто же захочет остановиться и понести наказание, если можно скрыться безнаказанно?»

Совершить правонарушение и избежать ответственности — российский национальный спорт. Наличие колес под жопой или их отсутствие вообще не играет роли. 

«...И вот эти замечательные люди требуют велодорожки — за наш с вами счет, из муниципального бюджета. Типа, вот были бы велодорожки, мы бы не ездили по тротуарам. С той же логикой наркоманы могут требовать бесплатных наркотиков... 
Надо, наконец, понять, что велосипед не является альтернативой общественному транспорту, по крайней мере, в таком городе, как Екатеринбург. Велосипед — прекрасная штука для катания ради удовольствия в парках, на набережных и прочих специально отведенных местах...» 

Чудное резюме.

Мое звучит иначе:

1 | Велосипед — реальная альтернатива общественному и личному автотранспорту в настоящем и будущем. 

2 | Обвинять в нарушениях ПДД велосипедистов — однобоко. Сие есть следствие общего правового нигилизма граждан России и бездействия ГИБДД. 

3 | В стране, где единственным реально запрещающим знаком является «кирпич» (точнее, бетонный блок на дороге), физическое разделение потоков автомобиль/трамвай/пешеход/велосипед является единственным, хоть и достаточно дорогим решением, для уменьшения травматизма и смертности. 

Поэтому вероятно, что следующей весной своего «оловянча» я таки продам. Сейчас я чувствую себя на нем как пешеход в Арабских Эмиратах. Вроде бы и есть дорожки для прогулок, но, черт побери, местами, чтобы перейти 30 метров через дорогу, надо сделать крюк 4+4 км до перпендикулярной развязки.