Меню

«Верните в офисы стресс. Хватит создавать сотрудникам лишний комфорт» — Артем Черанёв

Артем Черанев. Иллюстрация: profintel.ru

«Никто не доказал, что фан повышает эффективность». Глава «Инсис» возмущен тем, что многие бизнесмены стали больше думать о красоте и комфорте подчиненных, чем об эффективности рабочего пространства.

Рубрика «Особое мнение» на DK.RU

Артем Черанёв, генеральный директор компании «Инсис»: 

 — Я некоторое время назад был на одной профессиональной конференции в Уфе, и там представитель местной компании провайдера рассказывал про то, как прекрасно стало работать их сотрудникам, когда они провели в бизнесе ряд простых улучшений. Уфимцы прямо светились от счастья и гордости за свои нововведения и даже пригласили нас с коллегами в офис для того, чтобы похвастаться. Преобразования эти были реализованы после того, как собственник прочитал какие-то зарубежные книжки про правильную систему улучшений в компании и загорелся превратить свой бизнес в систему, похожую на западные: с правильными подходами к труду и организации жизни в офисе. 
 
Показывали нам на этой экскурсии многое, но среди целой массы разных весьма банальных вещей, к которым они отнеслись словно к настоящим открытиям и с восторгом реализовали, я обратил внимание на организацию рабочего пространства. Привычные спокойные цвета, обычные офисные столы, стулья, иерархическая система кабинетов, столов переговоров и т.п. были объявлены скучными и вредными. Вместо этого офис превратили в какую-то комнату игр для детей дошкольного возраста: ядовито-кислотные краски, маленькие круглые столы, безумные картинки уровня раскрасок на стенах. И главное, все бегают, воодушевленные, вокруг этих нововведений и вместо работы нахваливают себя, какие они молодцы, что отказались от «серости» и вместо нее создали «фан» и «радость».  
 
К чему я вспомнил эту историю? По-моему, наш деловой мир сошел с ума на почве желания запихать этот самый фан везде, где нужно и не нужно. К месту и не к месту разукрашивая и превращая всю деятельность в детский утренник. 
 

Мне хочется, наконец, поднять голос в защиту старой доброй тяжелой работы, которая предполагает немалую долю, как сейчас принято говорить, «серости», а я бы сказал, серьезности и делового взрослого подхода. 

 
Тебе невесело на работе? Тебя не развлекают красивые картинки на стенах, кресла-мешки вместо обычных офисных кресел и разноцветные турникеты при входе? Смирись, парень, ты пришел трудиться! Это тяжело, и никто не подписывался тебя развлекать!  Приятно и хорошо тебе должно быть после работы, дома, в постели, а на работе работают! Трудятся в поте лица! 
 
Нынешних офисных сотрудников пытаются огородить от стресса, и отчасти это верно. Лишний стресс разрушает. Но маятник качнулся в обратную сторону: сотрудников стали вовсе лишать всякого стресса. «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?». Но мы не в сказке! Работодатель — не волшебник, который должен избавлять людей от всякого беспокойства. 
 

Я бы все понял и не стал возмущаться, если бы хоть кто-то доказал мне, что вся эта фановая фигня реально влияет на эффективность труда.

 
Тут обычно люди вспоминают примеры из каких-нибудь компаний вроде Google и говорят «Смотрите, как там все красиво сделали, а они одни из самых успешных бизнесов в мире». Наверное, это так, но уж точно не из-за офиса в стиле Диснейленда. В таких фирмах 95% персонала  — это замкнутые в своем маленьком мирке ботаники, которым вообще идеально было бы, чтобы их на рабочем кресле прямо из дома привозили в офис, позволяя им не отрывать взгляда от ноутбука. Да, есть небольшая доля компаний, которым обоснованно стоит добавить яркости в их окружение. Но их очень и очень мало. Остальным такое «веселье» буквально навязывается, хотя оно совершенно не нужно. 
 
Все борются с дресс-кодом и «офисным рабством», но дресс-код и правила организации работы в коллективе придумали не просто так. Точно внедренные они создают нормальную рабочую атмосферу, укрепляют систему управления и мотивации, формируют рабочий ритм и как-то уравновешивают негатив и позитив от работы.  
 
И не надо приписывать эти правила строгости или самодурству начальства. Организация труда, основанная на иерархии, приемлемом уровне рабочего стресса, который мотивирует к достижениям, и общем дресс-коде, выстрадана человечеством даже не веками, а тысячелетиями. Это основа командной деятельности, создающая общий дух и помогающая соблюдать стандарты работы. А без стандартов развалится почти любая организация. Если только у вас вся фирма не состоит из безбашенных гениев.  
 
Что можно наблюдать сейчас? А то, что предприниматели все чаще возводят комфорт в абсолют, превратили его в идола и носятся с тем, чтобы сделать жизнь своих подчиненных еще удобнее и проще. Но ведь мы занимаемся бизнесом, то есть по определению не должны делать жизнь наших сотрудников комфортной больше, чем это требуется для решения бизнес-задач. 
 

Вы задумывались, может вместо «цветного» офиса вашим людям нужна хорошая встряска?

 
Дисциплина на адекватном, я подчеркну, адекватном уровне и разумный подход к мотивации через цель, а не через красивую форму и нарядную мишуру дадут бизнесу больше результата. Вы ведь еще помните, что мы работаем за результат, а не за красивые слова благодарности от наших сотрудников, не за удобные кресла и картины Моне на стенах?