Меню

Все могут обучиться всему. Думаете, у вас нет склонности? Это искусственная преграда

Иллюстрация: pixabay.com

Что мешает нам самим и нашим детям получать максимум знаний и умений? Точно не «природные склонности», «гуманитарное мышление» или «отсутствие слуха». Как перестать запрещать себе становиться лучше.

Вы ограничиваете себя, если считаете, что не склонны к каким-то наукам и типам знаний. Профессор Стэнфордской высшей школы образования и автор книги «Безграничный разум» Джо Боалер перечислила мифы, которые мешают нам учиться.

Боалер пояснила, что вера в то, что у вас или вашего ребенка нет способностей к чему-то, подрывает саму способность к обучению — будь то математика, баскетбол или игра на кларнете. Подобные сомнения в способностях в детском возрасте ведет к тому, что ребенок не идет к мечте, ведь он считает, что недостаточно хорош в чем-то. Во взрослом возрасте из-за этого люди боятся, что их «разоблачат» в недостаточных знаниях  в профессиональной отрасли.

Что еще ограничивает нас и наших детей в получении знаний?

На самом деле трудности в изучении нового — это повод порадоваться

Если вы не боретесь, вы на самом деле не учитесь. Моменты, когда мы совершаем ошибки, — самые лучшие для нашего мозга, — говорит Боалер. — Принятие этой борьбы освобождает. Это меняет нашу работу. Мы становимся более настойчивыми и начинаем взаимодействовать друг с другом по-другому.

Хвалить детей за то, что они «умные» — вредно

Эксперт поясняет, что ребенок, услышав от родителей похвалу в адрес его интеллекта, сначала подумает: «Отлично, я умный». Но, после ошибки в чем-то, он решит, что он «не такой уж молодец».

Важно отказаться от этих ярлыков, ведь они приводят к убеждению, что способности фиксированы и не могут быть изменены. Вместо «ты такой умный», можно сказать «мне нравится твое творческое решение», или «мне действительно нравится, как ты это решил». Чтобы иметь стимул учиться, нужно использовать правильные слова, развивать любопытство и тягу к открытиям.

Главное — понимать, что интеллект можно развивать

«Когда дети говорят, что не могут что-то сделать, перефразируйте их слова. Скажите: «Ты имеешь в виду, что еще не научился этому», — отметила Боалер.

Это доказало исследование Джеффа Коэна. Ученые разделили учащихся старших классов на две группы. Все они написали эссе и получили от учителей оценочные отзывы. У половины учеников в конце отзыва было всего одно предложение,  и именно эти дети добились больших успехов год спустя.

Что это было за предложение? «Я пишу этот отзыв, потому что верю в тебя». Важно, чтобы учитель верил в ученика, а ученик об этом знал.

Стоит отойти от теории сильных и слабых сторон

Боалер не согласна с тем, что успех заключается в работе с сильными сторонами и отказе от слабостей. Она предлагает задаться таким вопросом: «Действительно я силен в чем-то одном, или не развил какой-то «слабый» навык, потому что подумал, что не смогу?».