Меню

ВСМ «Москва — Казань» планируют продлить до Алма-Аты

Идею продления высокоскоростной магистрали до Казахстана в апреле выдвинул Нурсултан Назарбаев, а нынче поддержал президент РЖД Владимир Якунин, который перещеголял планами президента.

Проект бывшего губернатора Свердловской области Александра Мишарина продолжает набирать обороты, впрочем, пока только в планах. Сначала скоростной магистралью предполагалось соединить Москву с Казанью, пути должны были пролегать через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары. Позже решено было продлить ВСМ до Екатеринбурга.

Позже в качестве конечного пункта ВСМ был назван Минск. В конце апреля 2014 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с предложением протянуть магистраль в другую сторону до казахской столицы Астаны. Выступая на пресс-конференции, посвященной шестидесятому заседанию Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, Владимир Якунин публично поддержал идею г-на Назарбаева.

«Такие интеграционные проекты, тем более в области инфраструктуры, необходимо реализовывать, — цитирует главу РЖД «Прайм». — Поэтому я лично не вижу ничего футуристического в проекте создания высокоскоростного движения от Минска до Алма-Аты через территорию России, Белоруссии и Казахстана».

Напомним, впервые на высоком уровне идею о создании высокоскоростной магистрали между Москвой и Екатеринбургом высказал в 2009 г. Александр Мишарин, бывший на тот момент руководителем Свердловской области. На создание «Проектной компании ВСМ 2» в 2010 г. из бюджета региона ушло порядка 200 млн руб. В мае 2013 г. Владимир Путин объявил о том, что ветка до Казани будет построена до 2018 г., а затем — продлена до Екатеринбурга.

Согласно проекту, поезда будут двигаться по магистрали со скоростью 350-400 км/ч, что позволит сократить время в пути с 14 до 3,5 часов. Общая стоимость проекта оценивается в 1 трлн 068,5 млрд руб., в том числе 384,1 млрд — доля РЖД. Также планируется привлечь дополнительно 150 млрд руб. за счет размещения средств ФНБ в привилегированные акции РЖД.

В начале 2014 г. российский премьер Дмитрий Медведев «заморозил» строительство высокоскоростной магистрали через Средний Урал: он заявил, что скоростная железная дорога будет построена, но позже. Задержка вызвана стагнацией в экономике страны, которая пока не готова потратить триллион. В интервью каналу РБК на Гайдаровском форуме премьер пообещал, что о магистрали не забудут:

«Проект действительно недешевый, правда, его оценивают по-разному, — отметил г-н Медведев. — В конечном счете, он может вылиться примерно в триллион рублей. Это большие инвестиции. Мы не отказываемся от этого проекта, но необходимо все-таки все посчитать и дождаться чуть более энергичной экономической ситуации. Хотя вообще сама по себе тематика высокоскоростных магистралей кажется мне для нашей страны очень позитивной, потому что далеко не всегда самолет летает, далеко не везде можно проложить обычные дороги. Это все-таки очень удобный способ доставки, но дорогой».