Меню

Пациент скорее жив: как «Уралмашзавод» вышел из депрессии 90-х и «нулевых»

О сделках века, потерянной литейной площадке, сотрудничестве с Украиной, борьбе за качество экскаваторов и дробилок, слияниях и новых контрактах — в материале DK.RU.

Многие годы убыточный, сегодня «Уралмашзавод» обрастает контрактами, разрабатывает новые машины и заканчивает год, удвоив выручку — с 3,5 млрд руб. в прошлом году до 7,2 млрд руб. в этом. Такой рост доходов представители завода прогнозировали еще в конце 2015-го и намеченных целей достигли. Кроме того, предприятие вышло на положительные показатели EBITDA.
 
Этому способствовали несколько факторов. Во-первых, оживление горной промышленности и ее постепенный переход на отечественные машины: если в начале 2000-х все пересаживались на зарубежную технику, то теперь обращают пристальное внимание на отечественного производителя. Во-вторых — вывод «Уралмашзавода» из «Объединенных машиностроительных заводов» под прямое управление «Газпромбанка». Сейчас у предприятия, помимо прочего, есть доступ к кредитным ресурсам для выпуска новых машин. 
 
За годы «производственной депрессии» УЗТМ потерял некоторые активы, например, литейное производство, зато заводу удалось сохранить коллектив конструкторов, которые сейчас и разрабатывают новую технику, интересную покупателям. О реалиях и планах предприятия на профильной конференции «Уралмашзавода» и «Газпромбанка» рассказал директор дивизиона «Горное оборудование» ПАО «Уралмашзавод» Михаил Гуницев.
 
 

Клиенты есть

 
С«Уралмашзаводом» сотрудничают многие крупные предприятия из России и стран ближнего зарубежья, перевооружая свое производство екатеринбургскими машинами. 
 
— Сегодня корпуса завода завалены заготовками, готовыми изделиями по экскаваторам. Завод работает в две смены, отдельные станки — и в три. Посмотрите на цеха завода в выходные — там все крутится, идет работа. В этом году мы активно продавали ЭКГ-18 (карьерный гусеничный экскаватор). До конца года планируем отгрузить ЭКГ-35, ЭКГ-12. Мы увеличили объем производства  техники и в единицах, и в деньгах, а раз мы производим, продаем, то и выручка увеличивается. У нас появился достойный продукт, который мы можем предложить покупателю, плюс — оживление в горной промышленности. Это все работает. 
 
Основной наш клиент по экскаваторной технике — УГМК, в первую очередь «Кузбассразрезуголь». Кроме того, оборудование закупают «Мечел», «Стройсервис», компания «Еврохим» и их Ковдорский ГОК, Михайловский и Лебединский ГОК, проводим серьезные переговоры с «Сибирским деловым союзом». Поставили «Северстали» две дробилки, и еще четыре они планируют купить. Каждая дробилка весит 250 тонн, четыре — это тысяча тонн высококачественных изделий. Кстати, сотрудничаем и с Украиной — не буду говорить, с каким именно предприятием, но в текущем месяце подписали договор на две единицы оборудования. Мы не воспринимаем Украину с точки зрения политики, но вот их «Новокраматорский машиностроительный завод» — серьезный конкурент для нас, они заставляют нас не спать и делать все более качественную продукцию. 
 

Потери на литье

 
На предприятии самокритично признают: качество изделий УЗТМ еще далеко от идеального. Мешает развитию и отсутствие собственного литейного производства в Екатеринбурге: в 2013 г. эту площадку на «Уралмашзаводе» закрыли, объяснив это вынужденной оптимизацией. Сейчас завод получает литье с ижорской площадки.
 
— Качество нашей продукции неидеально, но у нас работают целые программы по разным направлениям для того, чтобы его повысить. Сегодня клиент стал более требовательным: перегорела лампочка — и нам присылают огромное письмо с объяснением, какие мы плохие, и требованием ее заменить. И они правы. Большая проблема заключается в том, что мы потеряли свою литейную базу, она переехала на ижорские заводы, и литье нам везут оттуда. Сейчас пытаемся решить этот вопрос, ведем переговоры, считаем объемы, инвестиции, сроки. Мы или войдем с кем-то в кооперацию, или приобретем сами, потому что без линейки работать очень сложно. Из-за отсутствия этой части производства мы сильно теряем в сроках. Например, заказывает клиент дробилку, а она на 80% состоит из литья. Ему надо через три месяца, а мы можем предложить только через восемь. Естественно, на этом мы потеряем и клиента, и его деньги. 
 
 

 

«Вы сделайте, а мы посмотрим»

 
В этом и прошлом году «Уралмашзавод» несколько раз сообщал о новых машинах, которые позволят расширить ассортиментную линейку. Речь идет о гидравлическом экскаваторе и огромном, заточенным под 220-тонные самосвалы ЭКГ-35, который весной будущего года начнет проходить полугодовую опытно-промышленную эксплуатацию в Красногорском филиале УГМК. Если заказчика устроит его работа, машину у «Уралмашзавода» выкупят. «У нас с «Уралмашзаводом» прописан план работы до 2020 г., в соответствии с ним каждый год, если ЭКГ-35 докажет свою работоспособность, мы будем закупать по одной  машине ЭКГ-35 и одну-две машины ЭКГ-18 и ЭКГ-12», — обещает представитель холдинга. 
 
— Строить планы по ЭКГ-35 и гидравлическому экскаватору сложно. Многие предприятия интересуются нашим гидравлическим экскаватором, но говорят: запускайте, а мы посмотрим, но не рискуют купить, и первый гидравлический экскаватор мы поставим на условиях аренды: он будет копать, мы будем получать закуп горной массы. Через некоторое время предложим выкупить по остаточной стоимости.
 

Импортная доля

 
Доля импортных составляющих в серийных изделиях «Уралмашзавода» для горнодобывающей промышленности невелика, однако новые разработки — например, гидравлический экскаватор с ковшом на 16 кубометров, аналогов которых еще нет в России, пока наполовину состоит из импортных комплектующих.
 
— И в экскаваторах, и в дробилках есть импортные узлы, детали и системы, которые у нас не производят. Но доля таких составляющих в наших дробилках и карьерных экскаваторах не превышает 10%. А вот гидравлический экскаватор процентов на 50 будет из зарубежных составляющих. Однозначно иностранным будет дизель — американский Cummins. У нас в стране ему просто нет аналогов. Но мы в этом не одиноки: на том же дизеле работают и машины «БелАЗ», и «Газель», и отечественные бульдозеры. Гидравлика тоже будет зарубежная. Дело в том, что это пилотная модель, возможно, мы где-то перестраховываемся. По мере развития линейки будем смотреть, что можно заменить отечественными составляющими. А в импортозамещение мы вкладываемся своей продукцией. Например, АО «Карельский окатыш» (ведущий комбинат по добыче и переработке железной руды в России — ред.) выводит с производства шведские дробилки и ставит наши. 
 
 

Контракт века

 
В ближайшем будущем «Уралмашзавод» планирует выходить с экскаваторами и другой техникой на новые зарубежные рынки. Освоением иностранных площадок должна заняться управляющая компания, которую создали на основе двух сливающихся активов «Газпромбанка» — собственно «Уралмашзавода» и ИЗ-КАРТЭКС. Объединение двух предприятий, выпускающих экскаваторы, поможет распределить между ними «обязанности» и не конкурировать в рамках одной компании на этом рынке. 
 
— Мы входим с КАРТЭКСом в кооперацию под одной управляющей компанией. Что-то будут делать у них, что-то у нас. Задача — не конкурировать двум предприятиям одного акционера. То, что мы объединимся — это точно. Именно управляющая компания будет заниматься выходом на зарубежные рынки — Индия, Монголия, Индонезия. Куба. В этом году мы уже поставили пять экскаваторов в Узбекистан, хорошо работаем с Македонией, с мая активно занимаемся Ираном: после того, как там сняли санкции, люди там начали поднимать голову. Мы ездили туда в командировки, их специалисты приезжали к нам, и я надеюсь, в 2017 г. это должно выстрелить контрактами. Правда, нас там, откровенно говоря, никто не ждет: свою технику предлагают американцы, японцы. Так что, если мы подпишем контракт на один-два экскаватора с ковшами на 12 или 18 кубов, это будет успех, тем более что техника недешевая: ЭКГ 12 стоит около 350 млн руб., ЭКГ-18 — около 500 млн руб. С нашими дробилками выходить на зарубежные рынки сложнее, хотя в Индию мы их поставляем. А сейчас добиваемся победы в тендере на поставку в эту страну шести или восьми шагающих экскаваторов. Контракты очень интересные, но в Индии все непросто: конкуренция высокая, а индийцы — очень жесткие переговорщики. Об этом тендере говорят уже года три, надеемся, что в этом году он стартует. Одно из условий получения заказа — наличие нашего сервисного центра в Индии, вопросом его создания мы занимаемся. Если с экскаваторами в Индии выгорит — это будет контракт века.​