Меню

Выставки

  Почему выставочные операторы проводят экспозиции одинаковой тематики с разницей в неделю Как изменится рынок выставочного бизнеса после открытия Международного выставочного центра Что заставляет

Развитие выставочного бизнеса сегодня тормозит не только дефицит площадок, но и, как считают эксперты, отсутствие четких правил игры. На рынке наметилась тенденция: одни операторы перехватывают окупаемые, отработанные темы у других, что ни к чему хорошему не приводит. Регион в этом случае теряет авторитет места проведения выставок. К тому же уральским рынком начинают интересоваться международные или федеральные операторы — екатеринбургским компаниям придется консолидироваться, чтобы отстоять свои выставки, иначе крупный игрок просто поглотит их одного за другим.

Таблица: Организаторы выставок. Самые успешные популярные выставки

 

Почему выставочные операторы проводят экспозиции одинаковой тематики с разницей в неделю

Как изменится рынок выставочного бизнеса после открытия Международного выставочного центра

Что заставляет организаторов выставок устраивать в рамках мероприятий семинары, конференции, круглые столы

 

эксперты:

Наталья Бессонова

директор объединения «Универсальные выставки»

Юлия Катаева

директор Центра выставочного маркетинга

Александр Рыжков

директор компании «ИнЭкспо»

Полина Хорошилова

генеральный директор
КОСК «Россия»

Ирина Шакирова

координатор по выставочно-ярмарочной деятельности комитета по организации бытового обслуживания населения администрации г. Екатеринбурга

 

По данным администрации города сейчас в Екатеринбурге 15 компаний, формирующих выставки, и несколько фирм, для которых эта деятельность непрофильная — они проводят 1-2 экспозиции в год. Специалисты подчеркивают, что у нас нет ни одного выставочного центра, отвечающего даже всероссийским требованиям. Реально работающих площадок, максимально приспособленных к проведению выставок, в Екатеринбурге две — КОСК «Россия» и Государственный региональный выставочный центр на Громова, 145, с закрытыми площадями 2,5 и 1,2 тыс. кв. м соответственно. Как считают городские чиновники, опираясь на международную и общероссийскую практику, в городе должно быть от 40 до 260 тыс. кв. м выставочных площадей. Места для экспозиций увеличатся за счет ввода в эксплуатацию помещений Центра Международной Торговли Екатеринбург (ЦМТЕ) и Делового информационно-выставочного центра (ДИВЦ) на К. Либкнехта, 22. Однако сами игроки надежды возлагают на Международный выставочный центр (МВЦ) общей площадью более 400 тыс. кв. м, который должен появиться в 2007 г.

Существующего
количества выставочных операторов Екатеринбургу достаточно

Большинство выставок, как оценивают аналитики, в городе проводят 4 крупных оператора: ООО «Уралэкспоцентр — Евро-Азиатский выставочный холдинг», ОАО «КОСК «Россия», ЗАО «Объединение «Универсальные выставки» и ЗАО «Уральские выставки-2000». Пару лет назад на местный рынок пришли две федеральные компании — «RTE-Урал» и «MVK-Урал», дочерние структуры московских выставочных предприятий, которые тоже стремятся занять определенную нишу.

Эксперты сходятся во мнении: существующего количества игроков более чем достаточно и даже избыточно, чтобы удовлетворить спрос в экспозициях. Но вполне вероятно, что со строительством новых выставочных центров число операторов возрастет — отмечает Ирина Шакирова, координатор по выставочно-ярмарочной деятельности комитета по организации бытового обслуживания населения администрации г. Екатеринбурга. Игроки ожидают прихода на местный рынок крупного международного или московского выставочного оператора. Однако Александр Рыжков, директор компании «ИнЭкспо», уверен, что экспансии столичных и иностранных игроков, как и увеличения объема рынка, пока опасаться не стоит: «Эта ниша сейчас заполнена. У нас большие проблемы со спросом на выставочные услуги — предложения более чем достаточно. Наш выставочный рынок пока неинтересен москвичам, потому что у нас нет хороших площадок и, попросту говоря, им негде работать». Г-н Рыжков полагает, что о росте рынка и о приходе новых игроков можно будет говорить, только когда в городе появятся крупномасштабные современные выставочные центры. Г-жа Шакирова считает, что Екатеринбург интересует иностранных операторов больше как участник выставки, а не как ее организатор, федеральные же предприятия рассматривают уральскую столицу со всех точек зрения.

Говорить о распределении долей рынка в этом бизнесе крайне сложно — даже такой простой показатель, как количество организуемых выставок, оценивается по-разному. Ирина Шакирова: «Нужно определить, как мы будем это считать — по числу проведенных выставок, по количеству участников, по занимаемой площади или чему-то еще».

В денежном выражении объем выставочного бизнеса в Екатеринбурге также оценить довольно сложно: игроки скрывают финансовые показатели. Количество проводимых выставок продолжает увеличиваться. Как считают операторы, ничего хорошего эта тенденция ни им ни городу не принесет — мелкие экспозиции получаются полупустыми, «мертвыми», в итоге организатор зарабатывает недостаточно, а посетитель и участник остаются неудовлетворенными. Наталья Бессонова, директор объединения «Универсальные выставки»: «Новые операторы не приходят на рынок со своей тематикой, а берут заведомо прибыльные, отработанные темы, чем заставляют выставки дробиться, мельчать. Подобная деятельность подрывает не только авторитет екатеринбургских выставочных компаний, но и престиж города как места проведения экспозиций. Все это говорит о недостаточной координации выставочной деятельности».

Дублируя темы друг у друга,­ ­операторы рубят сук, на котором сидят

Темы выставок перехватывают даже несмотря на то, что совместно с администрацией города ежегодно составляется календарь мероприятий. Полина Хорошилова, генеральный директор КОСК «Россия», убеждена, что причина дублирования тематики — отсутствие креатива у некоторых игроков рынка: «Конечно, найти свое направление достаточно сложно, но и использовать такие методы «нечистой» конкуренции не лучший вариант — в итоге «выставочники» рубят сук, на котором сами сидят».

В Екатеринбурге ситуацию «клонирования» тем усугубляет, убеждены представители рынка, отсутствие выставочного центра, соответствующего современным международным стандартам. Появление центра объединит экспозиции в одно целое, остановит процесс дробления. Наталья Бессонова: «Если бы в городе существовал такой выставочный центр, рынок стабилизировался бы сам собой, поскольку на этих площадях работали бы все операторы, которым волей-неволей пришлось бы согласовывать планируемые мероприятия».

Рентабельность выставочного бизнеса операторы оценивают как достаточно невысокую — от 5 до 15%. Специалисты сходятся на том, что одни из самых рентабельных выставок — строительные. Как утверждает Александр Рыжков, рентабельность бизнеса определяется уровнем оператора, его опытом, связями, пользуясь которыми, он эффективно продает свою выставку: «Существует средняя цена за квадратный метр площади, а заработок оператора определяется тем, сколько участников он найдет на свою экспозицию. Что касается цены для участника — ее каждый раз устанавливает организатор выставки: она может колебаться на 10-15% в зависимости от тематики и масштаба выставки».

Темы выставок дублируются не только в Екатеринбурге, но и по России в целом. Этот процесс происходит, поскольку отсутствует единая нормативно-правовая база. По словам Ирины Шакировой, три года назад Торгово-промышленная палата разработала проект закона о выставочно-ярмарочной деятельности. Но по ряду причин он так до сих пор и не принят. Сейчас компаниям приходится руководствоваться своим опытом, который приобретается и накапливается в процессе деятельности. Как отмечает Полина Хорошилова, несмотря на то что для операторов выставочного бизнеса существует Кодекс профессиональной этики1, не всегда соблюдают даже те, кто его подписал.

Александр Рыжков считает, что государство в скором времени найдет рычаги контролировать процессы на этом рынке, а органы местного самоуправления будут поддерживать интересы государственных выставочных операторов, предоставляя остальным возможность самим выживать в новых реалиях.

Чтобы остаться на плаву, игрокам придется предлагать услуги в комплексе

Говоря об обостряющейся конкуренции в выставочном бизнесе, Александр Рыжков полагает — чтобы остаться на плаву, операторы вынуждены будут находить новые формы организации работы: «Выставочный бизнес должен стать более комплексным — необходимо расширять спектр своих услуг, повышать их качество». Юлия Катаева, директор Центра выставочного маркетинга, уверена, что из-за низкой посещаемости выставок операторам в последнее время приходится искать дополнительные ходы для привлечения посетителей: «Конференции, семинары или круглые столы в рамках выставок всегда были, но сейчас они становятся все более насыщенными и интересными. Побывав на таком семинаре или конференции, посетитель в любом случае потом посмотрит и экспозицию. Это достаточно сильный магнит для привлечения людей. Деловой человек ценит свое время и, даже придя на выставку интересующей его тематики, хочет большего, нежели просто просмотреть стенды».

Наряду с дроблением рынка еще одной тенденцией нынешнего года стало движение операторов по площадкам. И причины этого — не только старые конфликты2, но и возникновение новых выставочных площадок (например, выставочный центр в ЦМТЕ, занимающий 5 тыс. кв. м). С введением в эксплуатацию Делового информационно-выставочного центра на К. Либкнехта, 22 и строительством Международного выставочного центра эти тенденции, как предсказывают, только усилятся.

Холдинговая компания «Лидер» начнет строить МВЦ в марте 2006 г. Ввод его в эксплуатацию приведет к переделу рынка — специалисты ожидают, что большинство экспозиций будет проходить там, а операторам придется совместно устраивать мероприятия со сходной тематикой. Впрочем, г-н Рыжков утверждает, что существенных изменений на рынке после открытия МВЦ не произойдет: новая площадка займет нишу ДИВСа, который прекратил выставочную деятельность.

Наталья Бессонова возлагает надежды на строящийся центр, ожидая, что нынешняя разрозненная ценовая политика придет к единым стандартам. Как отмечает г-жа Бессонова, цены на участие в екатеринбургских выставках такие же, как и на аналогичных московских. В противовес этому мнению Полина Хорошилова считает, что система ценообразования в выставочном бизнесе Екатеринбурга достаточно цивилизованная: «Цена участия складывается из стоимости квадратного метра оборудованной выставочной площади, которая и есть товар. Подобная система ценообразования для экспозиций принята во всем мире».

Что касается макроэкономической ситуации, в последние годы специалисты наблюдают экспансию международных строителей и организаторов выставочных центров в российские регионы. Причем иностранцы, как правило, привозят и своих участников. Полина Хорошилова: «В большинстве случаев такие выставки устраивают производители товаров. В нынешнем году у нас были две делегации из Сирии, которые планируют провести в Екатеринбурге выставку-презентацию. Они хотят наладить торговые отношения с уральскими компаниями и рассматривают выставку как один из вариантов сбыта собственной продукции».

Если посмотреть на другую сторону баррикад — потребителей выставочных услуг, то, согласно проведенному среди них анкетированию, в сравнении с 2004 г. определились новые цели: получить подробную информацию о товарах и услугах и познакомиться с технологией производства вплоть до демонстрации — об этом заявила на заседании координационного совета по выставочно-ярмарочной деятельности Елена Фролова, профессор кафедры управления внешнеэкономической деятельностью предприятий УГТУ-УПИ. Остальные задачи — побывать на выставке, поучаствовать в конкурсах, розыгрышах призов, купить товары — в процентном соотношении остались на уровне прошлого года. Вместе с тем, говорит г-жа Фролова, участники и посетители отмечают ухудшение оформления стендов.

Прогнозировать развитие рынка эксперты не берутся. Все сходятся во мнении: с приходом крупного международного или столичного оператора (что в любом случае однажды произойдет) расстановка сил существенно изменится. Возможно, нынешним игрокам придется сливаться, чтобы совместными усилиями остаться на плаву, вероятно, произойдет распределение тем или специализаций.

1. В связи с увеличением на рынке Екатеринбурга количества операторов и продолжающимся дублированием тематики выставок руководители выставочных компаний решили принять Кодекс профессиональной этики. Он был подписан 11 февраля 2005 г. на заседании координационного совета.

2. В 2004 г. Министерство по управлению госимуществом Свердловской области отказалось продлить с компанией ЗАО «Экспоцентр» договор на аренду здания Уралэкспоцентра по ул. Громова, 145. Сейчас там под патронажем Министерства внешнеэкономических связей проводит выставки государственное предприятие «ИнЭкспо».