Меню

Вызываете такси в дорогое место или с дорогого телефона? Готовьтесь заплатить больше

«Клиента, который едет из состоятельного района в фешенебельное место, могут попросить заплатить больше, чем при поездке в небогатый округ». Как популярные сервисы такси онлайн устанавливают цены.

Вызываете Uber к отелю Ritz? Приготовьтесь заплатить больше. Сервис тихо тестирует новую систему ценообразования, согласно которой плата растет, если, как полагает компания, потребитель готов платить больше, сообщает Bloomberg. «Клиента, который едет из состоятельного района в фешенебельное место, могут попросить заплатить больше, чем другого человека при поездке в менее богатый район, даже если спрос, расстояние и загруженность дорог одинаковы», — пишет репортер Эрик Ньюкамер (Eric Newcomer). Такая премия пойдет непосредственно в компанию, а не водителю. 
 
Обладая огромным массивом пользовательских данных, Uber может многое узнать о привычках потребителей. Например, исследователи внутри самой компании выяснили, что пассажиры чаще соглашаются на поездку по повышенному тарифу, если батарея их телефона садится. Сам сервис заявляет, что не использует знание этого факта для установки индивидуальных тарифов. 
 
Отдельные пользователи «Яндекс.Такси» в России рассказывали, что стоимость поездки различалась в зависимости от телефона. При сохранении времени поездки и расстояния цена могла вырасти на 100 руб. Представитель «Яндекс.Такси» в комментариях сказал, что сервис проводит эксперимент, согласно которому в некоторых случаях поездку можно сделать дешевле. В ответ на вопрос о росте цены на 100 руб. при изменении способа оплаты SMM-специалист компании предположил, что ситуация похожа на совпадение. В «Яндекс.Такси» заявили Tjournal, что цена поездки от модели телефона не зависит, а объясняется скидками: 
 
«На стоимость поездки главным образом влияют три фактора: количество свободных машин вокруг пользователя в момент заказа и пробки по маршруту, который указал человек в приложении.
Два этих фактора в Москве и других крупных городах меняются настолько часто, что цена может отличаться, даже если два пользователи стоят рядом и почти одновременно оформляют поездки по одинаковому маршруту».  
 
Систему, при которой плата основана на готовности или способности пользователей платить, экономисты называют ценовой дискриминацией. Но, в отличие от других форм дискриминации, она необязательно плоха, сказал изданию Quartz экономист-аспирант Гарварда Дэн Свирски (Dan Svirsky). Основная идея заключается в том, что у потребителя есть определенная сумма, которую он готов заплатить за товар или услугу, а компания взимает определенную плату. Разница между ними называется потребительским излишком.
 
На большинстве рынков есть только одна цена за товар или услугу, но Uber точно знает, сколько готов заплатить каждый потребитель, и поэтому может взимать определенную плату, рассказывает г-н Свирски. Это позволяет компании забирать себе весь излишек. Это может показаться несправедливым или раздражающим, но мы не думаем, что это неэффективно, рассуждает экономист.