Меню

Зачем инвестировать в интеллектуальную собственность?

Левкин Александр, директор ООО "Царская привилегия". Иллюстрация: ООО "Царская привилегия"​

Генеральный директор компании «Царская привилегия» Александр Левкин рассказал, можно ли повысить эффективность бизнеса с помощью интеллектуальной собственности и как это сделать.

Какова самая распространенная причина регистрации интеллектуальной собственности (ИС) среди предпринимателей?

- Однозначно монополизация и стремление к получению сверхприбыли. Всем известно, что, запатентовав продукт или зарегистрировав товарный знак, правообладатель может запрещать его несанкционированное использование, взыскивать компенсации, и, следовательно, «управлять» рынком, обеспечивая возможность получения сверхприбыли.

Примечателен тот факт, что запатентовать можно практически все, однако далеко не всегда можно получить патент, который позволит в действительности монополизировать рынок. Патентуемый продукт должен обладать мировой новизной и быть неочевидным, а сам патент должен охватывать все возможные варианты реализации изобретения, чтобы у конкурентов не осталось путей для его обхода. Желательно сделать несколько патентов, сформировав патентный портфель, который бы охранял отдельные детали продукта и смежные с ним решения.

Что является самым важным при регистрации ИС с целью монополизации рынка?

- Необходимо понимать, как защищать себя в суде при возникновении спорных ситуаций. Стоит помнить, что объектом патентования должен быть продукт, устройство, вещество или в крайнем случае его применение по определенному назначению. Должно быть четкое представление, как будет проводиться сопоставительный анализ контрафактной продукции с патентом. Каждый признак изобретения должен быть абсолютно прозрачен, однозначен и идентифицируем.

А есть ли смысл регистрировать в качестве ИС технологию производства?

- Ни в коем случае нельзя рассчитывать на то, что предприниматель сможет защитить при помощи патента, например, технологию производства вещества для очистки воды. Дело в том, что для подтверждения факта нарушения необходимо будет производить сравнение формулы патента с самой технологией, а для этого нужен доступ на производство конкурента, чего добиться, как правило, невозможно. Кроме того, узнать о том, что патент на технологию нарушается тоже не просто, ведь саму технологию никто не рекламирует. О нарушении в отношении конкретных изделий узнать проще: помогут реклама в интернете или контрольная закупка.

Что делать, если продукт уже производится, а конкуренты его подделывают?

- Нередко решения о патентовании приходят, когда продукт уже производится, а конкуренты начали его копировать, или решение является новым, но достаточно простым и очевидным (носит исключительно улучшающий характер), следовательно, монополизация рынка в чистом виде невозможна. В таких случаях можно получить патенты на свою продукцию, для того чтобы при выявлении нарушения вести претензионную политику по отношению к клиентам или «потрепать нервы» конкурентам.

Еще один способ взаимодействия с конкурентами – инициация судебного разбирательства. Ответчик будет обязан собирать контраргументы, оспаривать патент, что в свою очередь потребует финансовых и временных ресурсов, сам процесс растянется на 6-12 месяцев. Несколько таких процессов уже превращается в настоящую головную боль. Даже если получится отбиться от нападений, отпечаток на репутации нарушителей все равно останется. А если ответчик решит не бороться, то можно еще и выиграть.

Но ведь и конкуренты тоже могут запатентовать чужое решение?

- Да, к сожалению, далеко не всегда и не все являются добросовестными. Существуют группы людей или организации, которых можно назвать патентными троллями или интеллектуальными рейдерами. Данные организации регистрируют права на товарные знаки или названия фирм, которые динамично развиваются, находят и скупают существующие патенты, патентуют уже производимые другими предприятиями изделия, а затем подают на них в суд (подробнее можно почитать о них в нашей статье). Однако своевременная регистрация своих прав на интеллектуальную собственность позволит избежать нападения троллей и затрат на борьбу с ними.  

Есть ли способ воздействовать не только на конкурентов, но и на клиентов?

- Нарушителями прав на объекты интеллектуальной собственности является не только тот, кто производит контрафактную продукцию, но и тот, кто ее использует в своей деятельности, следовательно, правообладатель может предупредить действующих и потенциальных клиентов о том, что они могут стать нарушителями, приобретая тот или иной контрафактный продукт. Немногие адекватные организации хотели бы быть причастными к судебным разбирательствам, поэтому данная мера может оказаться иногда куда более продуктивной по сравнению с судами.

Есть ли прямая зависимость между наличием у компании интеллектуальной собственности и ее репутации?

- Конечно. Так, например, частная клиника может вывесить в холле десяток патентов, описывающих различные технологии лечения, а клуб йоги – методики коррекции негативного эмоционального и физического состояния, чтобы показать потребителям свою инновационность и закрепить «право авторства» на методики. В подобном бизнесе важно, чтобы люди понимали, кто является первоисточником.

Производители промышленного оборудования могут с помощью патента попасть в один из популярных трендов – импортозамещение, увеличив свои шансы при участии в тендерах или просто при взаимодействии с крупным заказчиком, которые в большинстве случаев в качестве перестраховки предпочитают сотрудничать с теми, кто гарантированно не нарушает прав третьих лиц.     

Как еще можно увеличить эффективность бизнеса при помощи ИС?

- Посредством оптимизации налогообложения и увеличения стоимости компании. Интеллектуальная собственность является нематериальным активом (НМА), который учитывается в бухгалтерском балансе как внеоборотный актив, что само по себе уже увеличивает стоимость бизнеса, кроме того НМА постепенно переносится на себестоимость продукции, а также может сдаваться в аренду.  

Что такое лицензирование интеллектуальной собственности? В чем его преимущества?

- Лицензирование интеллектуальной собственности – это актуальное и эффективное решение, если отсутствует возможность самостоятельного изготовления и распространения продукции большими партиями и на существенной территории. Так, например, один из наших клиентов запатентовал свое решение на территории России и еще шести ведущих стран мира по производству данной продукции, успешно развивает собственное производство в России, используя в том числе средства, полученные от продажи лицензий на право использования ИС за рубежом. Кроме того, можно развивать свой бизнес по модели франчайзинга.

Есть ли еще какие-то способы эффективного использования ИС?

- Благодаря наличию интеллектуальной собственности предприятие может открыть для себя ранее недоступные ресурсы. Например, обладая хорошими патентами, даже малое предприятие может вести переговоры с гигантскими транснациональными корпорациями и договариваться с ними о сотрудничестве, совместных проектах, инвестициях и т.д.

Александр, какую помощь предпринимателям оказывает ваша компания в сфере охраны интеллектуальной собственности?

- «Царская привилегия» оказывает услуги в области охраны интеллектуальной собственности вот уже почти 4 года. Нашей ключевой задачей является помощь клиентам в эффективном применении интеллектуальной собственности в бизнесе. Первым делом мы стремимся понять, что привело человека к нам, и каких целей он хотел бы достичь, сотрудничая с нами. Работа компании осуществляется согласно принципу: «мы оказываем услуги только в том случае, если результат, который мы можем обеспечить, соответствует ожиданиям и целям заказчика». Нам крайне важно, чтобы каждый клиент получил именно то, на что он рассчитывал, или даже больше.