Меню

Зачем учиться, если с работой все в порядке? Беспощадная мировая статистика

Иллюстрация: pixabay.com

Доля россиян, готовых к переобучению, ниже, чем в в мире: 56%. При этом меньше всего интереса вызывают государственные программы обучения и конференции. Что происходит?

Работающие люди в самых разных странах мира все больше понимают необходимость постоянного профессионального роста и обучения. Консалтинговая компания BCG и международный альянс рекрутинговых онлайн-платформ The Network опубликовали результаты исследования на эту тему, пишет «Коммерсантъ». Согласно полученным данным, 65% людей ежегодно выделяют значительное время и ресурсы на повышение своей квалификации, а 67% говорят, что в принципе готовы обучиться новой профессии.

В рамках исследования специалисты опросили 366 тыс. респондентов из 197 стран мира, в том числе 24 тыс. из России, чтобы оценить, насколько они осознают изменения, которые происходят на современном рынке труда, и насколько они сами готовы следовать этим новым трендам, осваивая новые навыки или даже абсолютно новые профессии. Также опрашиваемые рассказали, какие форматы обучения они предпочитают и какие навыки, по их мнению, будут играть наиболее важную роль в будущем.

Оказалось, что люди готовы осваивать новые навыки на работе, самостоятельно или при помощи онлайн-курсов и мобильных приложений, предпочитая их более традиционным методам обучения, таким как государственные программы или обучающие конференции.

Респонденты из Германии, Канады, США, Великобритании заявили, что сегодня для работника крайне важны коммуникативные и аналитические навыки, на второе место они поставили лидерские качества и умение решать сложные задачи. Работники Франции первое место отдали адаптивности, затем указав необходимость коммуникативных и лидерских навыков.

Участники опроса из России в первую очередь ценят умение анализировать данные и решать сложные задачи. Умение вести за собой, быть лидером — на третьем месте, а умение выстраивать коммуникацию — на четвертом.

В целом 61% всех опрошенных работников  полагают, что их текущая работа изменится под влиянием автоматизации, роботизации, распространения технологий искусственного интеллекта, а также дальнейшего развития глобальной торговли и аутсорсинга.

На сегодня сильнее других влияние этих трендов на себе ощущают респонденты из Японии и ряда стран Африки и Средиземноморья. Жители Великобритании, КНР, России и отдельных стран Центральной Америки указали, что ощущают их в значительно меньшей степени.

38% россиян считают, что влияние глобализации будет сильным или очень сильным, и 47% — что технологии сильно повлияют на их текущую работу. В среднем по миру эти цифры составляют 45% и 49% соответственно.

65% опрошенных говорят, что они ежегодно целенаправленно занимаются собственным профессиональным развитием и осваивают новые навыки. Количество времени, выделяемого на обучение, при этом существенно различается в зависимости от региона проживания респондента. В России этот показатель выше среднего — 68%, максимальные значения в сфере НИОКР (80%), ИТ (80%) и цифровизации, аналитики и автоматизации (77%).

Также респонденты заявили, что готовы рассмотреть возможность полностью сменить род своей деятельности. По результатам опроса, 67% готовы осваивать новые профессии вне зависимости от внешних факторов, 29% — если столкнутся с серьезными трудностями при поиске новой работы. В принципе отказались рассмотреть возможность переобучения для повышения шансов на трудоустройство лишь 3% опрошенных.

Доля россиян, готовых к переобучению, оказалась ниже, чем в среднем по миру: только 56% (в среднем) опрошенных россиян выразили готовность переобучаться. Активнее всех — представители профессий в области продаж (65%), административных (65%) и на производстве (63%); наименее заинтересованы в переобучении юристы (46%), представители ИТ (45%), медиа и СМИ (44%). При этом россиян отличает большая самостоятельность: они чаще всего выбирают самообучение (76% против 63% в мире), обучение на работе (65% против 61%) и онлайн-курсы (44% против 30%). Наименее популярны у них традиционные образовательные учреждения (27% против 34%), мобильные приложения (19% против 24%) и правительственные программы (4% против 7% в мире).