Меню

Зам — всему голова. Где взять идеального помощника руководителя?

В определенный момент каждый руководитель и владелец бизнеса понимает, что пора делегировать часть полномочий заместителю. Где же найти специалиста, который будет схватывать все на лету?

Идеальный заместитель понимает задачу раньше, чем босс успевает закончить фразу. Он полностью ориентируется в ситуации и всегда держит руку на пульсе. Организованность, лояльность, понятливость, исполнительность, умение хранить информацию и правильно ее использовать — важные качества такого сотрудника. Однако таких специалистов не готовит ни один вуз страны. Лучшее, что можно сделать — готовить будущего зама постепенно, «выращивая» его в корпоративных стенах. Можно и принять человека «со стороны», но учитывая множество нюансов.

Чем славен хороший зам?

Для гармоничного сотрудничества с руководителем заместитель должен обладать дополнительными качествами, которые напрямую зависят от личности руководителя. Лучше всего, если будет соблюдаться принцип взаимодополняемости.

Заместитель должен совмещать, казалось бы, несовместимые вещи: оставаться в тени руководителя, понимая свою второстепенную роль, но вовремя почувствовать, когда нужна собственная инициатива. Заместитель должен быть, с одной стороны, не лишен амбиций, а, с другой стороны, не быть тщеславным и знать свое место.

Проверка — это важно

Потенциального зама можно и нужно проверить, задав вопрос об ошибках его прежнего босса. Ответ покажет, умеет ли хранить конфиденциальную информацию кандидат.

Впрочем, искать преемника можно не только через кадровое агентство, но и в собственной компании. В этом случае работник будет уже в курсе многих дел организации, будет знаком с коллективом и правильно справится с распределением задач.

Кандидатов в будущие заместители можно условно разделить на несколько психологических типов:

1. «Компаньон». Этот тип зама полноценно замещает руководителя на время его отсутствия. Сотрудники не делают особой разницы между руководителем и замом, воспринимая их практически как одно лицо. Руководитель и заместитель не дублируют функции друг друга, курируя различные направления деятельности, но каждый из них знает достаточно информации о работе другого.

Главный плюс при таком виде сотрудничества — тот факт, что руководитель всегда чувствует подстраховку. Обычно при уходе из компании руководителя такой заместитель последует за боссом.

2. «Стражник у ворот». Это заместитель, который проводит через себя все контакты других лиц со своим начальником. В такой ситуации именно от зама, а, точнее от того, как он преподнесет информацию своему шефу, будет зависеть решение руководителя.

Такое распределение ролей часто бывает в компаниях, значительно выросших за короткий отрезок времени, когда подчиненные привыкли по старинке заходить в кабинет шефа в любое время без препятствий и с ходу решать любые вопросы. С ростом компании перед кабинетом шефа появляется секретарь, позже — заместитель. В итоге сотрудники щедро одаривают своим гневом зама, a не руководителя. Стоит, однако, учесть, что на имидже самого шефа может не лучшим образом отразиться то, что он фактически «подставляет» другого человека, искусственно делая его объектом ненависти сотрудников.

3. «Народный босс» — альтернатива «стражнику». Руководитель в этом случае занимается аналитикой и решением различных управленческих задач, контактирует в основном с руководителями разных уровней лишь для получения информации. Заместитель же информирует шефа о реальном положении дел в коллективе.

4. «Палочка-выручалочка». Заместитель, который является профессионалом в той области, где шеф не совсем компетентен. Если таких областей достаточно много, руководитель вполне может подобрать себе нескольких замов.

Когда руководитель часто бывает в командировках, он стремится выбрать себе заместителя-дублера, который выполнял бы в его отсутствие функции руководителя. При этом довольно часто допускается серьезная ошибка: руководитель ищет максимально похожего на себя человека. Это максимально худший вариант из возможных, ведь подчиненные невольно будут сравнивать директора и заместителя, что не пойдет на пользу ни тому, ни другому.

Иногда руководитель принимает на работу заместителя исключительно для того, чтобы возложить на него финансово-хозяйственную рутину и избавить себя от ненужных дел. При этом образование у такого зама может быть любым. Важны, в первую очередь, личностные качества: последовательность, хорошая память, умение отслеживать и учитывать множество мелких деталей. Полезным будет умение наладить хороший контакт с подчиненными.

Верность выбора можно проверить только при личном контакте: люди обычно интуитивно чувствуют, смогут ли они работать в одной команде. Руководителю, вооружившись общими рекомендациями и сформулировав собственные приоритеты, стоит сделать свой выбор в пользу такого заместителя, который, даже когда дела идут плохо, будет способен действовать хорошо.

Если хочется «вырастить» специалиста внутри коллектива, нужно постепенно давать новые поручения нескольким отобранным сотрудникам и отслеживать, как они ведут себя в разных ситуациях, как налаживают отношения с сотрудниками. Тех кандидатов на должность зама, которые подошли лучше других, стоит отправить на курсы (например, по управлению персоналом, по тайм-менеджменту, по умению вести переговоры и т.д., в зависимости от умений человека и конкретных потребностей предприятия).

По материалам PremiumManagement, Timesnet