Меню

Ждать новой волны банкротств? Политика и коронавирус убивают российский турбизнес

Эпидемия COVID-2019 и резкое обострение отношений России и Турции заставляют многих туристов менять планы и отказываться от запланированных поездок.

Выручка российских туроператоров в 2020 г. может рухнуть на 30–50%, а небольшим компаниям грозит банкротство из-за эпидемии коронавируса и обострения российско-турецких отношений. По данным источника «Коммерсанта», из 100 тыс. туров на сумму 4,3 млрд руб., проданных в Италию, уже отменен каждый пятый — прежде всего это поездки, запланированные на весну. 

Вспышка коронавируса усиливается: как от него страдают частный бизнес, инвесторы и бюджет?

Италия стала одной из нескольких стран, кроме Китая, где коронавирус COVID-2019 распространился сильнее всего. По данным на 5 марта, там заболели 3089 человек и умерли 107. 

Кроме того, из-за политической напряженности в отношениях России и Турции объем забронированных туров в эту страну сократился на 35%, а средний чек — на 13%, подсчитали в Level.Travel. По прогнозам, продажи туров в Турцию могут упасть вдвое, считает один из туроператоров. На замедление темпов продаж влияет в том числе и волатильность рубля, но пока аннуляция туров не является массовой, указывают в туркомпаниях. 

Резко упал спрос и на авиаперелеты: в Италию продажи билетов рухнули сразу на 80%, а в среднем количество бронирований сократилось на 30% с конца февраля, рассказал собеседник на рынке. Причем схожие тенденции наблюдаются во всем мире: многие авиакомпании, например, Emirates, рекомендуют сотрудникам уйти в отпуска, а в Китае массово увольняют иностранных пилотов. 

«Коронавирус ни при чем». «Уральские авиалинии» перенесли рейс в Италию с апреля на май

Турция и Италия превалируют среди направлений выездного туризма для россиян: по данным ФСБ, за 2019 г. Турцию посетили 5,32 млн граждан России, Италию — 967 тыс. 

Туроператорам будет тяжелее всего — в отличие от авиакомпаний, им не стоит рассчитывать на господдержку, и ситуация может привести к новой волне массовых банкротств на рынке, считает партнер Strategy Partners Алексей Праздничных.