Меню

«Живем в эпоху слома». Как чувствует себя малый бизнес Свердловской области?

Иллюстрация: DK.RU

Пессимистичные настроения относительно будущего у малого бизнеса прекратились. Однако причина — не в улучшении экономической ситуации, предпринимателям просто некогда думать о кризисе.

Свердловская область сегодня занимает пятое место в РФ по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом количество таких компаний растет год от года. Если в 2015 г. в области было зарегистрировано 189,6 тыс. предприятий, в 2016 г. эта цифра выросла до 200 тыс. На сегодняшний день, по данным ФНС, в Свердловской области зарегистрированы 204 324 субъектов малого и среднего предпринимательства. Оборот компаний малого и среднего бизнеса по итогам 2017 г. составил более 1 500 млрд руб.  

Традиционно самыми популярными направлениями деятельности малого бизнеса являются торговля и сфера услуг (кафе, автосервисы, салоны красоты и т.д.), то есть направления, ориентированные на b2c-сегмент. Последнее время появились современные вариации этих направлений: барбершопы, бургерные и т.д. Интересно, что последние несколько лет стали набирать популярность развлекательные игры (квесты, интеллектуальные игры). 

Преодоления

В целом настроение малых и средних предпринимателей в Свредловской области за последние полгода улучшилось, или, скорее, изменилось их отношении к текущей экономической ситуации.

Основатель сети ресторанов японской еды «Сушкоф» Иван Зайченко:

— На самом деле все нормально, я сейчас не ощущаю тех настроений, которые были еще год назад. Перестали говорить, что у нас кризис, что все пропало. Как-то привыкли. Есть индустрии, которые чувствуют себя плохо, есть те, кто растет. Нет такого, что все разом падают. У меня, например, за прошедший год не изменился ни один поставщик, все остались на рынке. «Сушкоф» тоже чувствует себя хорошо, вот недавно кафе новое открыл. Если смотреть на макростатистику, то ресторанный бизнес как таковой падает на 1,5-2%. Очень сильно упал премиум-сегмент. И появился тренд на рынке Екатеринбурга, когда дорогие рестораны перепозиционируются в более низкие ценовые сегменты.  Бюджетные рестораны, бургерные растут, а вот премиум закрываются. Но при этом растет на 15% сфера доставки.

Основатель группы компаний «Опора» Михаил Фомичев подтверждает, что некоторые отрасли сейчас действительно находятся на подъеме. Его компания занимается производством наружной рекламы: вывесок, крышных установок, навигации и тд. По словам г-на Фомичева, сейчас компания находится в активной стадии роста:

В январе 2018 г. мы увеличили производственную площадь до 1200 кв. м и освоили новый спектр услуг, теперь работаем по трем направлениям: производство наружной рекламы (вывески, крышные установки, стеллы, навигация), выставочные стенды (готовые решения, индивидуальная застройка) и топография.

Однако не все участники рынка разделяют оптимизм коллег. Директор клининговой компании «Cube Clean» Максим Логинов объясняет, что малый бизнес острее других чувствует изменения в экономике.

— В текущей экономической ситуации как раз тяжелее всего приходится малому бизнесу, так как покупательская способность населения падает, соответственно, падают и его обороты. В отличие от большого и среднего бизнеса, у него не всегда есть резервы для поддержки жизнедеятельности компании. Хотя заниматься бизнесом в России в принципе — трудное занятие. Поскольку средств у людей становится меньше, они стали тщательнее обдумывать свои покупки, и нам теперь приходится быть изобретательнее для того, чтобы заполучить клиента.

И препятствия

Одной из основных для владельцев малого и среднего бизнеса в последнее время стала проблема налоговых проверок. По словам участников рынка, за последние полтора года серьезно ужесточился контроль со стороны налоговых органов. Станислав Лунин, глава компании «АльянсКомплект», которая занимается поставкой и обслуживанием оргтехники, отмечает:

За последние полтора-два года очень сильно ужесточился налоговый контроль, увеличилось количество выездных налоговых проверок, доначислений, штрафов малому бизнесу, что негативно влияет на общий эмоциональный фон предпринимателей. В то время, когда мы должны думать о том, как улучшать компанию, как создавать добавленную стоимость, мы взаимодействуем с различными органами, тратим время на заполнение бумажек, очереди. Кроме того, деньги стали долгими. Как государственные заказчики, так и частные коммерческие организации начали намного хуже платить. Просрочки увеличились, количество арбитражей выросло. Приходится судиться, выбивать свои же деньги. Ну, и крупный бизнес к малому относится очень жестоко. 

Михаил Фомичев уверен, что покупательская способность падает не только у обычных граждан, но и у крупных компаний.

— Ситуация на рынке, конечно же, ощутимо изменилась, но мы идем в ногу со временем, меняем курс и все пересматриваем. Раньше предпочтение отдавали работе с крупными федеральными компаниями, сетевиками, но сейчас у них резко изменилась платежеспособность, поэтому мы сменили курс. Сейчас работаем не с таким крупными клиентами, но в более дорогом сегменте, над сложными уникальными проектами, где конкуренция ниже.

Основатель компаний «ТитанСофт» и «Web2win»  Денис Сергеев также столкнулся с проблемой дебиторской задолженности. По его словам, «многие сейчас затягивают пояса, а деньги просто не двигаются между компаниями»:

С другой стороны, разработчики программного обеспечения могут перейти на льготное налогообложение по заработной плате — это большой плюс. Кстати, многие об этих льготах даже не слышали. 

О том, что многие не знают о вариантах и формах поддержки предпринимателей, говорит и Максим Логинов. По его словам, «вспомогательных программ поддержки, безусловно, много, но есть огромная проблема с донесением информации в этом направлении. Зачастую бизнес даже и не подозревает, что существуют какие-то программы поддержки. Однако, чтобы получить их, придется пройти много кругов бюрократического ада».

Пресс-секретарь Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Анна Вяткина подтверждает, что программы для малого и среднего бизнеса обширны. По ее словам, в фонд часто обращаются как начинающие, так и давно работающие предприниматели:

Начинающим предпринимателям, как правило, не хватает знаний и компетенций. Для них в фонде предусмотрено обучение и консультации по разным направлениям. Что касается решения вопроса о том, где взять денег на старте, то сегодня мы предлагаем микрозаймы «Старт» до 750 тыс. руб. под 10% годовых. В этом году начнем выдавать беспроцентные займы до 500 тыс. руб. для предпринимателей, зарегистрированных не более одного года назад и прошедших обучение. Что касается давно работающего бизнеса, то к нам обращаются как за заемными ресурсами, так и за другими услугами: помощью по выходу на экспорт, различными консультациями, например, по участию в закупках. 

Анна Вяткина добавила, что фонд оказывает и финансовую поддержку бизнесу. Так, по итогам 2017 г. была оказана поддержка 641 компании на 2,4 млрд руб. 

Чужие деньги

К финансовой поддержке предпринимателей скептически относится Иван Зайченко. По его словам, государственные деньги относятся к токсичной форме поддержки:

Когда я учился в «Сколково», то один из участников получил грант на 50 млн руб., офис — и это круто. Но, с другой стороны, инвесторы говорят, что государственные деньги токсичны, и если в капитале есть доля госучастия, то частные деньги туда уже не придут. Я вообще противник поддержки малого бизнеса, если честно. Потому что в бизнесе есть предприниматель, который реализует свои амбиции. И если он талантлив, то никакая поддержка не нужна, он достигнет своей цели. А вот если человек не талантлив и его поддерживают постоянно деньгами, то это расхолаживает. У меня была одна история. Когда-то давно один из моих сотрудников приходит ко мне и говорит: «Я ухожу, буду своим бизнесом заниматься». Я его спрашиваю, а что за бизнес. Он отвечает: «Я привлек деньги, грант на 300 тысяч, буду шить кресла-мешки». Но я-то понимаю, что из Китая это все можно привезти в три раза дешевле. В общем, понятно, что бизнес не пошел. 

Альтернативой грантам для предпринимателей должны стать деньги инвесторов, венчурных фондов. «Когда государство раздает гранты, то оно как к этому подходит? По регламенту: смотрят отчетность, цифры, анкету. Это по моим ощущениям. А инвестор, он же собственные деньги вкладывает, он всю душу вытрясет, чтобы выбрать самых лучших предпринимателей», — убежден Иван Зайченко.

генеральный директор «НПО БиоМикроГели»
— В качестве поддержки бизнесу необязательно брать у государства деньги. Можно обращаться, например, за помощью в кооперации. Встречи с инвесторами на площадках технопарков — реальный рабочий инструмент привлечения финансирования. Иногда он может быть эффективнее субсидий. Никакая господдержка не подарит навыки работы на таком уровне, которые компания должна наработать естественным путем в процессе постепенного развития. Поэтому мы всегда следили за тем, чтобы инвестиции от государственных фондов были сравнительно небольшими относительно собственных средств и коммерческих займов, и привлекались именно тогда, когда были нужны, и под понятные достижимые цели. Например, в 2014 г. мы получили грант «Сколково» в сумме 5 млн руб. на завершение первого этапа лабораторных испытаний, оформление сертификатов и международных патентов на нашу продукцию. Это было стратегически важно и очень своевременно, поскольку, например, срок регистрации патентов за рубежом составляет более двух лет. Если бы мы не довели тогда эти разработки до рабочих прототипов и действующих промышленных образцов и не защитили бы их патентами, сейчас мы бы не смогли двигаться на международный рынок и представлять разработки в Европе, США, странах Азии и СНГ. Мы понимали это, но достаточной прибыли еще не было, а получить кредит в размере 5 млн руб. на эти цели в то время компания просто не могла.

В Свердловском фонде поддержки предпринимателей напоминают, что у нас действуют два региональных инвестиционных фонда: Свердловский венчурный и Свердловский фонд инвестиций. «Они инвестируют в серьезные, дорогостоящие проекты (около 40-50 млн руб. за проект, из которых 50% — инвестиции фондов, 50% — вложения бизнеса), по развитию производства или внедрению какого-то наукоемкого продукта или разработки», — поясняет Анна Вяткина.

Кроме финансов, для малого и среднего бизнеса остро стоит вопрос обеспечения кадрами:

— На рынке очень мало людей, которые готовы работать не покладая рук, — уверен Иван Зайченко. — Молодое поколение выходит на рынок с завышенными требованиями к зарплате, менеджеры по продажам — это вообще бич рынка, найти толковых людей крайне сложно. Так что качество персонала очень сильно упало. Поэтому люди 30-40 лет сейчас очень ценятся на рынке, они умеют стратегически мыслить, выполняют взятые обязательства. 

Однако в целом настрой у представителей малого и среднего бизнеса позитивный. Г-н Зайченко полагает, что резких изменений в скором времени не предвидится: «Обещают стабильность, мне кажется, так и будет. Не будет ни резких спадов, ни бурного роста». 

Максим Логинов говорит о том, что государство должно бы чуть больше доверять малому и среднему бизнесу. «Хорошо, если госкомпании обяжут отдавать определенный процент от всех заказов малому бизнесу», — мечтает он. А Денис Сергеев уверен, что российский предприниматель всегда сам умел подстраиваться под сложности в экономике:  

Предприниматели найдут свои ниши и будут приносить пользу людям. Просто сейчас происходит слом старых моделей бизнеса и замена их на новые. Некоторые предприниматели не переживут этих перемен. На их место придут новые. Жизнь продолжается.