Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

100-процентный маннкетинг

Счастье как рыночная категория — Игорь, кем бы вы хотели остаться в памяти народной — успешным практиком, руководителем маркетингового подразделения крупной компании или выдающимся теоретиком (отц

Парадоксально, но маркетологи чаще всего не очень хорошо отзываются об авторах книг по маркетингу. Повторяют рефреном: «Они теоретики, а мы практики». Исключение из этого правила — Игорь Манн, автор бестселлера «Маркетинг на 100%». Специалисты по маркетингу, работающие в больших и малых компаниях, считают Игоря Манна своим. В прессе его привычно называют отцом русского маркетинга. Хотя от отцовства г-н Манн при каждом удобном случае деликатно отказывается. Возможно, потому, что приписываемое ему «детище» пока что весьма невзрачно — косолапо и смотрит исподлобья. Но ребеночек быстро развивается, день ото дня набираясь энергии и жизненного опыта. И Игорь Манн в первых рядах воспитателей. А потому — у русского маркетинга есть шанс на долгую и счастливую жизнь.

Счастье как рыночная категория

— Игорь, кем бы вы хотели остаться в памяти народной — успешным практиком, руководителем маркетингового подразделения крупной компании или выдающимся теоретиком (отцом, гуру, легендой etc. русского маркетинга)?

— Давайте разложим все по полочкам. Я часто говорю, общаясь с журналистами, что я точно не гуру. Работающий гуру — это оксюморон. Гуру должен ходить, учить, провозглашать, но не работать. Я точно не отец русского маркетинга — сам учился у настоящих отцов-основателей — в частности, у профессора Игоря Кретова, который долгие годы возглавлял кафедру маркетинга во Всероссийской академии внешней торговли. И я точно не живая легенда — так можно называть только авторов классических работ. Легенда русского маркетинга звучит так же, как и легенда русского рока. Не хотел бы, чтоб меня с ними сравнивали.

Скорее, я просто практик с глубокими теоретическими корнями. Я кандидат экономических наук с семилетним стажем преподавания в высшей школе. Обучать нравилось безумно. Если бы студенты в свое время не вытолкнули меня из института со словами: «Игорь Борисович, если вы такой умный, что вы здесь делаете? Идите и деньги зарабатывайте, а не мучайте нас», то я бы до сих пор преподавал. Но в практике есть не менее интересные вещи. Поэтому я с радостью комбинирую работу преподавателя с обязанностями директора по маркетингу. С удовольствием пишу книги, ориентированные главным образом на начинающих специалистов по маркетингу.

— Как не определяй вашу ипостась, в ней обязательно присутствует сочетание «русский маркетинг». В чем ключевые отличия «русского» от «западного»?

— В каждой стране у маркетинга есть свои особенности. Я работал 3 года в Европе, в каждой стране был свой маркетинг — в Германии, Италии или Австрии. Вероятно, в США в каждом штате тоже свой маркетинг. Уникальные черты связаны, во-первых, с ролью маркетинга в экономике той или иной страны и, во-вторых, с конкретными инструментами, применяемыми маркетерами на практике. Ну и в-третьих, в каждой стране свои гуру.

Если обобщить разрозненные особенности, можно выделить два типа маркетинга — американский и европейский. Казалось бы, Россия, в силу своего географического положения, должна быть восприимчивей к европейскому маркетингу. Но на практике мы все-таки тяготеем к американцам. 95% книг на тему маркетинга, которыми заполнены специализированные полки в наших книжных магазинах, — американские. Я этому не удивляюсь. Некоторые у нас говорят: отъезжаешь на несколько десятков км от Москвы — и попадаешь в Америку 50-х. Для нас сейчас актуален американский маркетинг полувековой практики.

— Хорошо, в чем тогда отличие европейского маркетинга от американского?

— Если говорить о глубинных отличиях, то в Европе с большим уважением относятся к потребителю. Там более тщательно сегментируют рынки, чем в Америке.

— А в какой стране, из тех, в которых вы побывали, самый интересный маркетинг?

— Наверное, в Италии. Там я чаще всего восхищенно цокал языком и восклицал «Вау!». Мне казалось, что итальянцы очень похожи на русских — своей изобретательностью, живостью и быстродействием ума, готовностью, оказавшись перед глухой стеной, перепрыгнуть ее или выкопать под ней лаз.

Самая системная с точки зрения маркетинга страна, где все разложено по полочкам, — Нидерланды.

— В списке Forbes «500 крупнейших мировых компаний» большинство — американские. Выходит, самый эффективный маркетинг — все-таки американский?

— У американцев вся экономика построена на экспансии, на росте за пределами США. Европейские компании ставят себе подобные цели реже. Но если это происходит, они добиваются не меньших успехов. С моей точки зрения, количественный рост бизнеса, расширение географии не могут быть универсальными критериями успешности. Для многих европейских компаний гораздо важнее сохранить свою долю рынка, устойчивый ежегодный рост прибыли, традиции, наконец.

— Получается, вы ставите под сомнение постулат, который уже прочно утвердился в сознании многих русских бизнесменов: «Если твоя компания не увеличивает свою долю на рынке, рано или поздно она умрет».

— Не думаю, что безумный рост бизнеса обязателен для счастья предпринимателя. Увеличение клиентской базы, поддержание и укрепление связей с постоянными заказчиками, выпуск новых качественных товаров — всего этого достаточно, чтобы быть довольным своей жизнью. В Европе есть отели, хозяева которых поят и кормят десять человек в неделю, дают им кров и тем зарабатывают себе на жизнь. Владелец маленького отеля в Австрии вряд ли чувствует себя менее счастливым, чем хозяин гигантской международной сети гостиниц. Напротив, по-моему, содержать такой маленький отель и наслаждаться жизнью — это и есть счастье. А теперь представьте, что управляющий транснациональной компании запланировал рост оборота в следующем году на 50%, а реально оборот вырос на 45%. Это для него трагедия? Он несчастлив? Возможно. Но счастье каждый понимает по-своему.

Игорь Манн vs Джек Траут

— После Джека Траута останутся термины «позиционирование» и «дифференцирование». Что останется после вас?

— «Маркетинг на 100%»! «PR на 100%»! Когда я напишу книгу «Маркетинговая машина: как стать хорошим директором по маркетингу», в обиход войдет словосочетание «маркетинговая машина». Конечно, это не рабочий инструмент, как позиционирование, но это описание того маркетинга, PR или качеств профессиональной команды, к которым вы должны стремиться. Я не ученый, не консультант, как Траут, поэтому новые термины придумывать не буду. Хотя некоторые мои коллеги называют то, что я делаю, «маннкетингом».

— Я слышал, как вы критиковали одно из концептуальных положений Траута, предлагающего позиционироваться «от конкурента» и оценивать результаты своей фирмы в сравнении с его результатами. Есть ли другие идеи Траута, с которыми вы не согласны?

— На мой взгляд, это слабое звено в книгах Траута: если вы будете ориентироваться на вашего основного конкурента, а он будет следить за вами — обе компании забудут о покупателе. Другая ситуация — вы следите за конкурентом, а он — за потребителем. В этом случае получите рыночную информацию с опозданием. Мой вывод: в центре внимания должен быть потребитель, а боковым зрением вы отслеживаете и действия конкурента. Второй тезис Траута, который я ставлю под сомнение, — это необходимость слежки за конкурентами только в своей отрасли. Я предлагаю пристально наблюдать за соперничеством и на других рынках. Скажем, если вы продаете мобильные телефоны, наблюдая за конкурентами, вы ничего нового для своего бизнеса не почерпнете. Смотрите за тем, что делают продавцы автомобилей или эксклюзивной одежды.

— Можете привести пример, как это происходило у вас?

— На самом деле, это происходит так часто и естественно, что мне трудно вспомнить что-то выдающееся. Вот типичная ситуация. Когда мы разрабатывали программу маркетинговой поддержки наших партнеров, я решил не изобретать велосипед, а максимально использовать уже применявшиеся ходы. Попросил маркетинговое агентство, которое с нами работало, просканировать аналогичные программы других компаний. Причем не только в телекоммуникационной отрасли, но и в IT-индустрии, на других рынках. Обещал заплатить сверх обычного гонорара по $100 за каждую идею, отобранную мной для собственной программы. Мне понравились шесть — совершенно не жалею о потраченных деньгах. Прошло несколько лет, — но та программа до сих пор эталонная.

Если же вернуться к Трауту, то, по большому счету, никаких противоречий между нами нет. Я принимаю и разделяю его идеи. Мне довелось писать предисловие к русскому изданию его последней книги. И соревноваться с Траутом по популярности мне ни к чему. Его книги рассчитаны на предпринимателей, разрабатывающих стратегии для своих компаний. Мои — для специалистов по маркетингу. Понятно, что первых больше, чем вторых. В издательстве «Питер» мне сказали, что суммарные тиражи моих книг на втором месте после Траута.

— Не кажется ли вам, что ситуация с тиражами этих книг — симптом неблагополучия русского маркетинга? Наши предприниматели взахлеб читают Траута, пытаясь лично усовершенствовать рыночные стратегии своих компаний. Значит, профессиональные маркетологи (читатели ваших книг!) не играют подобающей им роли в большинстве компаний?

— Маркетер в компании — тактик. Разработка стратегии, развитие бизнеса, привлечение новых клиентов — это прерогатива генерального директора, владельца компании. Если он понимает, что маркетинг может ему помочь, он привлекает хорошего, грамотного специалиста-маркетера. Чаще такого понимания нет. У меня складывается впечатление, что иногда в этом виноваты сами маркетеры. Прочитав книгу Котлера, они приходят к первому лицу компании и говорят: «Вы все делаете неправильно. У Котлера написано, что надо делать вот так и вот так». Мне очень понравился ответ одного предпринимателя, которого маркетологи пытались научить уму-разуму «по Котлеру»: «А твой Котлер за результат ответит?» На самом деле не ответит, он и не должен это делать. А Манн в отличие от Котлера — практик и пишет о проверенных и эффективных тактических ходах. Хотя я честно предупреждаю: приемы, описанные в книге, которые работали у меня, могут не всегда быть эффективными в вашей компании.

И еще один важный момент. Ни в коем случае маркетеру не следует давать советы владельцу компании, поставившему на ноги свое детище. Когда он приходит к маркетеру и попросит совета, что делать в конкретной ситуации — другое дело, это поворотный момент для маркетера. Но впереди батьки лезть в пекло не стоит!

Хороший маркетер четко определит маркетинг в своей компании — это тактика, это поддержка продаж, поддержка развития бизнеса. Маркетер, добившийся успеха в тактике, может очень осторожно переключаться на стратегию.

Если бы Траут предложил вам написать книгу в соавторстве — о чем могла быть эта книга?

— Обычно тот, кто предлагает соавторство, должен предложить и идею. Наверное, это могли бы быть книги серии «Маркетинг на 100%» — «Позиционирование на 100%», «Дифференцирование на 100%», «Специализация на 100%». Это были бы более прикладные, инструментальные книги для практиков. И еще: я предложил бы Трауту расположить фамилии в алфавитном порядке.

— Вы думаете, для него это принципиально?

— Для него, думаю, да. А если серьезно, скорее всего, я бы от такого предложения отказался. Я не знаю маркетинговое позиционирование, дифференцирование, фокус и специализацию так хорошо, как Траут. А у меня есть правило: я не пишу о том, что знаю хуже кого-то. Сейчас есть предложения написать книги «Реклама на 100%» и «Прямой маркетинг на 100%». Если я буду уверен, что смогу написать эти книги в том же стиле и с тем же качеством, как и первую — приму предложение.Что я точно знаю — никогда в жизни не буду соавтором книг «Логистика на 100%» или «Бухучет на 100%».

— Соавторство с Джеком Траутом — это выход на мировой рынок бизнес-литературы. Как вы думаете, вы будете на нем востребованным?

— «Маркетинг на 100%» издан в Болгарии. Сейчас готовится книга в Китае. Это дело издательства. В свое время я написал книгу, чтобы объяснить важнейшие вещи, которые знал сам, своим коллегам — менеджерам по маркетингу из компаний-партнеров по бизнесу. Сейчас, если книга выйдет в Китае, мой коллега из китайского подразделения Alcatel подарит ее своим коллегам, мне будет приятно, но не более того. Прилагать какие-то усилия, чтобы книгу перевели и издали в других странах — мне совершенно ни к чему.

— Ваша книга может быть полезной зарубежным маркетологам? Или она интересна лишь бизнесменам, планирующим работать в России?

— Я написал «Маркетинг на 100%», будучи маркетинговым директором по Центральной и Восточной Европе, Ближнему Востоку, Африке и некоторым странам западной Европы компании Avaya. Коллеги меня спрашивали: «А можно твою книгу издать в европейских странах?» Я отвечал положительно: во всех странах, кроме Германии. Для немца превыше всего порядок, а моя книжка местами призывает к определенному беспорядку.

Его ответ федералам

— Игорь, что сделаете, если вас пригласят на должность начальника отдела маркетинга в екатеринбургскую фирму, вынужденную противостоять экспансии федеральных или транснациональных компаний?

— Скажите, кто будет работать в екатеринбургском филиале федеральной компании, с которой придется конкурировать?

— Екатеринбуржцы.

— Получается, преимущества в качестве рабочей силы у москвичей нет. Скорее всего, екатеринбургские руководители не менее профессиональны, чем противостоящие им московские предприниматели. Единственное их достоинство — финансовые возможности и связанные с этим ценовые преференции. Во всех остальных областях екатеринбургская фирма способна на равных сражаться с московской компанией.

Я на месте екатеринбургских предпринимателей занялся бы самообразованием. Пристально следил за действиями транснациональных и национальных компаний на других региональных рынках. Прогнозировал, что они будут делать здесь. И, наконец, инвестировал бы в собственную команду. Если вы узнаете, чего ждать от «пришельцев» овладеете тем же маркетинговым инструментарием и наконец сумеете сохранить профессиональную команду. Считайте, у вас в кармане 80% успеха в противодействии конкурентам транснационального или национального уровня. Компания, удержавшаяся на рынке, с течением времени сможет конкурировать и на ценовом фронте. Но главное — это люди.

— Как бы вы оценили действия местных ритейлеров, которые в ожидании прихода крупных сетей скупают торговые точки — чтобы «пришельцам» ничего не осталось? И при этом не спешат вкладываться в дорогостоящие системы автоматизации, даже в ущерб собственной управляемости. Из чего следует, что они скорее предпочтут продать собственные сети (читай, площади), чем конкурировать с торговыми технологиями.

— Стратегия скупки площадей мне представляется более простой и потому эффективной. Это хороший, нормальный маркетинговый ход. Зачем тратиться на автоматизацию, если можно занять все ключевые позиции и потом диктовать свою волю «чужакам»? Но важно понять, какие долгосрочные цели преследует екатеринбургский бизнесмен. То ли он хочет подготовить свою сеть к продаже, включив в нее как можно больше магазинов, то ли он желает создать максимальные сложности для конкурентов «при входе» на местный рынок. Но они могут найти и другие места для своих торговых точек. Всегда можно что-то придумать. Практика показывает, что западные фирмы, оказываясь в тупике, добиваются от властей разрешения на изменение правил игры. Могут выбить места под точечную застройку. Вторая стратегия, о которой я говорил выше, — пытаться играть с конкурентом на равных, инвестируя в современные технологии и кадры — предпочтительнее, если вы не собираетесь продавать компанию.

Возможен и третий вариант. Сначала ваши бизнесмены скупают все точки, обеспечивая свое физическое присутствие по всему городу и создавая максимальные проблемы для иногородних сетей, а затем внедряют современные технологии — ERР, Call-центры и т.д. Маркетинговые ходы екатеринбургских бизнесменов просчитаны. Ваши предприниматели, судя по всему, умело используют особенности Екатеринбурга. Молодцы, что я еще могу сказать.

Крестный отец маркетинга

— Ваши последние три места работы — телекоммуникационные компании. Насколько глубоко маркетер должен разбираться в продукции своей фирмы? Вы можете объяснить, чем сетевое оборудование Avaya отличается от аналогичных продуктов Alcatel?

— Нет. Новая книга Траута будет посвящена специализации. Это не случайно. В современной компании невозможно быть хорошим специалистом даже в смежных областях. Особенности оборудования разных видов понимают соответствующие продакт-менеджеры. Если ты занимаешься продажами, ты должен достичь искусства в этой сфере, владея при этом основами маркетинга и базовыми знаниями о своем товаре. Если ты маркетер, ты обязан хорошо разбираться в маркетинге. Перебрось меня сейчас в банк, на предприятие пищевой отрасли, куда угодно — я приду, разберусь в основах этого бизнеса и через короткое время начну заниматься тем, чем должен — помогать продажам. Если у маркетера есть выбор — тратить время на изучение продукта своей компании или на маркетинговые инструменты, я бы предложил все-таки углубиться в маркетинг. В компании есть люди, которые осведомлены об отдельном продукте гораздо лучше и системнее маркетера. Но не должно быть человека, который понимал бы маркетинговую науку лучше самого маркетера.

— Во время мастер-класса вы спрашивали у слушателей, как часто они читают бизнес-книги. Оказалось, что среди них были те, кто проглатывает по 4 книги ежемесячно. А сколько книг ежемесячно вы рекомендуете читать менеджерам?

— Я не могу утверждать, что 4 книги ежемесячно однозначно лучше, чем 1 в год. Все зависит от того, кто и что читает. Первому лицу компании совсем не обязательно читать специализированные книги по маркетингу. Гораздо полезнее такую литературу читать его подчиненным — руководителю отдела маркетинга и его работникам. Чем больше книг будут читать линейные менеджеры, тем лучше для компании. Обыкновенно умные сотрудники вытесняют менее образованных. Лучше всего, если это движение будет направлено снизу вверх.

— Существует ли в маркетинге «мода» на самые распространенные приемы, технологии? И что «модно» сейчас?

— Я этого не замечал. Но на подобные мысли меня натолкнул мой коллега. Он заметил, как меняются ключевые слова в лексиконе маркетеров. Сначала чаще всего поминали маркетинг как таковой, потом заговорили о брендинге, затем переключились на лояльность, позиционирование, анализ конкурентов. Мне кажется, сейчас горячая тема в Москве — лояльность: специальные программы повышения лояльности, удержания ключевых клиентов и т.д. До конца года о ней заговорят и за пределами Москвы. Кстати, книга «Лояльность на 100%» уже пишется.

— Вы автор?

— Нет. Я крестный отец. Как и в случае с книгами «PR на 100%» и «Прямой маркетинг на 100%», я предложил авторам идею. Хорошая будет книга. Любой желающий может стать автором книги «Чего-то там на 100%». Прав на подобные названия у меня нет. Меня часто просят написать предисловие к таким книгам. Я отказываю в половине случаев. Окрестить чье-то детище я соглашаюсь только если уверен, что книга будет стоящей.

 

Пишущий директор

Игорь Манн — директор по маркетингу компании Alcatel (СНГ).

Автор книги «Маркетинг на 100%. Как стать хорошим менеджером по маркетингу», соавтор книги «PR на 100%. Как стать хорошим менеджером по PR».

В1989 г. окончил факультет «Организация управления в машиностроительной промышленности» Московского института управления.

Работал в том же вузе на кафедре «Внешнеэкономическая деятельность и зарубежный опыт управления». Помимо преподавания консультировал, работал в рекламном агентстве — рекламным агентом и копирайтером. В 1993 г. стал менеджером по маркетинговым коммуникациям в московском офисе компании Ciba-Geigy (Швейцария), отделение «Защита растений».

В 1995-1998 гг. был директором по маркетингу в российской компании «Фавор», официальном импортере Konica Corporation.

В 1998-2000 гг. работал директором по маркетингу в московском офисе компании Lucent Technologies. В 2000 г., когда из Lucent Technologies была выделена новая компания Avaya, получил в ней назначение на должность директора по маркетингу в регионе Центральной Восточной Европы, СНГ, Ближнего Востока и Африки.

С 2003 г . — директор по маркетингу компании Alcatel в России, с 2004 г . — Alcatel (СНГ).

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.