Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Требуется взлом системы». Иван Хохлов об уроках Covid-19, к которым оказался не готов

«Компания разрослась, а основа из костылей и заплаток под нагрузкой начала рушиться. Covid оказался вынужденным аудитом, проверкой всех процессов в боевых условиях», — Иван Хохлов, CEO 12storeez.

«Требуется взлом системы». Иван Хохлов об уроках Covid-19, к которым оказался не готов  1Иван Хохлов, сооснователь 12storeez:

— Последние три месяца мы как бизнес прожили в состоянии пожара. Тушишь в одном месте — загорается в другом. Сейчас мы немного выдохнули, время делать выводы.

У нас есть такая практика: мы делаем работу над ошибками. Не ради того, чтобы найти виноватых, а чтобы факап не повторялся.

Мы задаем себе вопросы:

1. Что произошло? Что пошло не так? В каком процессе произошла ошибка?

2. Как исправить ситуацию?

3. Где еще такая же ошибка может повториться?

4. Как это можно исправить в текущем процессе?

5. Как можно изменить другие процессы, чтобы подобных проблем больше никогда не возникало?

Тут было все и сразу. Когда возникают проблемы, они идут волнами по отделам. Количество заказов резко выросло в три-пять раз, и это начало по цепочке рушить отстроенные на меньший объем процессы. «Падает» склад — жди еще более экстремальной нагрузки на отдел дружбы с клиентами из-за работы над обращениями покупателей. Произошла ошибка и прилетела сотня возвратов — бухгалтерия не успевает их обрабатывать со своей обычной скоростью. Это бутылочное горлышко путешествует по компании, показывает все слабые места.

Вот три урока, над которыми мы работаем прямо сейчас:

Уроки в IT. Первым слабым местом оказался, увы, фундамент. Компания разрослась, а основа из костылей и заплаток под нагрузкой начала рушиться. Всплыли проблемы на уровне интеграции сайта, 1С, склада — много белых пятен, остатки переходили с ошибками, заказы терялись, на сайте можно было заказать модели, которых не было на складе. Сейчас мы заново строим фундамент: перестраиваем блоки обменов между сайтом, 1С и системами подрядчиков, которые занимаются отгрузкой заказов. Мы усилили IT-отдел аутсорсом, и часть времени разработчиков теперь выделена на ту самую системную «перестройку фундамента». Переносили запуск приложения, потому что решили провести дополнительную проверку в виде нагрузочного тестирования: лучше тестировать на готовых к ошибкам пользователях и с помощью специальных программ, чем на живых покупателях.

На системном уровне видим, что в команде должен быть избыточный ресурс на росте. Иначе люди тащат на себе ежедневную текучку и очень мало успевают думать наперед. Понятно, что нельзя на всякий случай иметь в два раза больший ресурс. Но ты должен понимать, как расшивать узкие места. Тут требуются нелинейные решения, взлом системы.

Линейное решение — это «если у нас в два раза больше возвратов, то нам надо в два раза больше сотрудников, чтобы их обрабатывать». Нелинейное — какое? Приходится все время растягивать голову, чтобы решать такие задачки.

Урок про возвраты и ручную работу. Мы раньше не считали возвраты процессом, который надо настраивать. У нас было 30-50 онлайн-возвратов в день, их легко обрабатывал вручную один человек. После закрытия розницы возвратов стало 200-300 в день. 30 и 300 — это разные процессы, это как с самоката пересесть на самосвал: все, что делается вручную, невозможно масштабировать без потери качества. Сейчас заканчиваем работу над тем, чтобы возвраты можно было самостоятельно оформлять через личный кабинет, чтобы не стрессовать всю систему — также это снимет часть нагрузки с отдела Дружбы с клиентами.

Урок в клиентском сервисе. В эти три месяца запросов в отдел Дружбы с клиентами стало больше в три раза. В посте 12 Storeez я предложил писать мне лично в случае сложностей — две недели я сам, можно сказать, частично работал сотрудником Дружбы. Это абсолютно немасштабируемая система, но она помогла понять, что пошло не так: мы смогли найти те несовершенства, которые «исторически сложились» в работе отдела. Весь клиентский сервис строится на двух аспектах: отлаженной работе системы и правильных людях, обладающих правильными знаниями.

Сейчас мы работаем и над тем, и над другим:

— увеличили количество людей на всех участках. Онлайн будет расти, нагрузки будут расти, а клиентоориентированность под критической нагрузкой не работает: ты не можешь быть по-настоящему клиентоориентированным, когда у тебя в очереди двадцать живых людей ждут ответа. В отделе Дружбы было 11 человек, сейчас 25: нанимаем и обучаем новых сотрудников.

— Изменили политику компенсации в пользу клиентов: каждой сложной ситуации присвоили определенный сюрприз, и сотрудникам Дружбы теперь не нужно переспрашивать, какой комплимент можно предложить расстроенному человеку. Есть готовое решение — тратим меньше времени клиента. ⠀

— Увидели проблему: попытку решать сложные кейсы шаблонно, и начали учить сотрудников бизнес-мышлению: условно, как помочь покупателю за 24 часа. Для этого собираем «кружок качества»: где мы разбираем самые непростые случаи, от потерянных заказов до косяков транспортных компаний и курьеров.

— Поняли, что нужно переделывать систему мотивации для отдела Дружбы. Раньше нашим главным KPI была скорость ответа. Сейчас очевидно, что важна не скорость ответа, а скорость закрытия ситуации и то, насколько доволен покупатель. Ответили быстро и невпопад — и клиент в лучшем случае напишет гневный комментарий (и будет прав), а в худшем — закроет окно чата и не вернется больше никогда.

Сейчас мы приняли много мер, они не сработают сразу, но уже видим значительное улучшение в статистике. Ковид оказался вынужденным аудитом, проверкой всех процессов в боевых условиях. Мы такой аудит не просили, но он произошел. Мы бы могли еще долго не увидеть все эти слабые места; спасибо кризису за то, что подтолкнул к переменам.

Материал подготовлен на основе публикации Ивана Хохлова в соцсети Facebook и публикуется с согласия автора.

Добавим, что бренд одежды 12storeez родился в начале 2014 года в Екатеринбурге как аккаунт в Instagram с подачи Ивана Хохлова, его будущей жены Ирины Голомаздиной и ее сестры Марины Голомаздиной. Сейчас у бренда 27 магазинов — в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Новосибирске, Казани, Сочи, Краснодаре, Ростове-на-Дону и в Алматы. В 2018 г. Марина и Ирина Голомаздины стали победительницами премии издания «Деловой квартал» «Человек года» в спецноминации— «Герой города». В апреле Иван Хохлов рассказывал, что после закрытия магазинов компания потеряла 75% продаж, однако уже в мае вышла в небольшой плюс, а июнь, по его словам, будет первым месяцем хорошего роста к прошлому году. При этом себе Иван Хохлов снизил зарплату до 1 рубля до момента, как будет пройден «самый тяжелый период».

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.