Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

«Продал ты банк, получил условный миллиард, и что с ним делать? Какой актив приобрести?»

«Рынок испорчен. Надо повышать конкуренцию, снижать долю государства. Мы уверены, основные проблемы происходят как раз с крупными банками». Топ-менеджеры «Нейвы» — о банковском бизнесе в пандемию.

Удивительно, но экономика восстанавливается от коронакризиса быстрее, чем ожидалось в апреле, однако среди малых компаний распространены панические настроения, говорят председатель правления Банка «Нейва» Константин Левушкин и его заместитель Павел Ефремов

В интервью DK.RU они рассказали, как переживает кризис региональный банк, почему клиенты соглашаются занимать дороже, чем в госбанках, какие плоды для размышления дала удаленная работа и готовы ли собственники «Нейвы» продать актив. 

Как «Нейва» приспособилась к новым реалиям? 

Константин Левушкин: Вплоть до конца марта мы работали обычно, все было хорошо в рамках глобальных экономических трендов, которые есть в России: курс доллара — один, евро — другой, ключевая ставка ЦБ постепенно снижается, уровень закредитованности физиков и малого бизнеса чуть подрастает. 

Но в апреле случился карантин, экономика встала на паузу. Относительно марта мы серьезно провалились практически по всем показателям: транзакционная активность и комиссионные доходы упали на 40%. В отличие от валютообменных операций: началась волатильность курсов из-за событий с ОПЕК, и у нас стояли очереди за покупкой валюты. 

В мае началось постепенное восстановление, примерно +20% к апрелю. В июне восстановились на 90-95% от уровня марта, а июль был лучше, чем март.

Август — вообще лучший месяц в этом году, как будто ничего и не было. По всем показателям мы вернулись в докарантинную реальность.

Что интересное мы наблюдали во втором квартале? Несмотря на то, что просрочка по ранее выданным кредитам скакнула, у нас увеличилось количество новых кредитных заявок и на удивление выросло их качество. К нам стали приходить заемщики, которые не получили кредиты в федеральных банках — мы кредитуем по чуть более высокой ставке, но с меньшей морокой и большей скоростью. Видимо, крупные банки, испугавшись пандемии, закрутили гайки и ограничили кредитование. А мы нормально выдавали кредиты, поэтому даже вырос процент одобрения.

Единственное, что сегодня вызывает опасения — это просрочка по кредитам, в первую очередь физлиц. Она прилично скакнула в апреле и мае, в июне стала падать, но оставалась на повышенном уровне. Люди, лишившись работы и доходов, перестали обслуживать кредиты. Плюс государство, приняв 106-ФЗ (О кредитных каникулах), дало им право на реструктуризацию — не платить тело долга в течение шести месяцев, а платить только проценты, и те по сниженной ставке. 

Павел Ефремов: Пропаганда кредитных каникул преследовала благие цели. Но, как обычно, в законе были прописаны конкретные условия, а народ воспринял это, будто всем разрешили не платить.

К. Л.: Мы видим, что, начиная с июля, наши заемщики постепенно возвращались в график. В августе это продолжилось, ситуация нормализуется. 

Но скоро каникулы закончатся, людям вновь придется платить тело кредита и все проценты. Поэтому не исключено, что может повториться рост просрочки.

П.Е.: У нас есть реструктуризированные кредиты как по собственной программе, так и по 106-ФЗ. И тот, и другой портфель — по сути, копейки в общем объеме. Для нас они не фатальны в случае новых просрочек. Основная масса наших клиентов исправно платила по кредитам. Мы осторожны в кредитовании. Но в целом в экономике ситуация с закредитованностью населения сложная.

Бизнесу тоже дали налоговые каникулы и отсрочки, а сейчас приближается «час расплаты». Ты должен будешь в октябре все это заплатить разом, заработал или нет. И, возможно, будут проблемы у малого и среднего бизнеса, косвенно это ударит по физикам, которые там работают — что отразится на качестве обслуживания кредитов. 

В конце прошлого года вы возобновили выдачу корпоративных кредитов, как обстоят дела с ними? 

К.Л: Там свежий портфель, первый кредит бизнесу мы выдали в только январе этого года. Портфель кредитов МСБ, который у нас сейчас сформирован, — порядка 300 млн, примерно 80 заемщиков, и просрочка по нему — ноль! (стучит по столу).

П.Е.: Опять-таки потому, что портфель свежий и основная масса кредитов выдана в условиях коронакризиса, с оглядкой на пострадавшие отрасли и с пониманием, что мир изменился.

Сейчас, когда оценивают бизнес, смотрят: а жизнеспособен ли он в новых условиях? Смотрят не по старым заслугам и оборотам, а проецируя на будущее. К примеру, мы понимаем: если общепит закрыт, то восстанавливаться он будет долго. 

К.Л.: Мы кредитуем малый бизнес на суммы до 10 млн руб. Практически всё это кредитные линии и кредиты на оборотку. Сейчас мало кто готов развивать новые проекты. Занимают для текущего бизнеса: и собственник понимает, из каких потоков он будет закрывать кредит, и мы.

Рассматривая заявки [от юрлиц] на кредит, мы видим много клиентов, у которых есть кредит в Сбербанке или ВТБ, но они идут к нам. И готовы брать деньги, чтобы перекредитоваться, даже по более высокой ставке — на 1-2 п.п. выше. Есть те, кто уходит к нам от федералов, заведомо понимая, что у нас будет чуть дороже. Потому что там долго, неудобно, забюрократизировано, непонятно. 

П.Е.: Говорят: «У меня была кредитная линия в Сбере. Ее срок заканчивается, я ничего не просрочил, подаю новую заявку, прошел месяц — и ничего не произошло». А без кредитного плеча предпринимателю работать некомфортно. 

К. Л.: Берут у нас кредит под 13-14%, переводят обороты. Потому что «надо нормальный банк, который рядом, с которым можно быстро решить любой вопрос». Местные клиенты хотят живого контакта с кем-то более близким им ментально, стоящим с ними на одной ступени. С теми, кто полномочен принимать решение здесь и сейчас.

П.Е.: В торговых точках Сбербанк за счет масштаба может ставить более низкие ставки по эквайрингу и выдавливает всех за счет демпинга: половина оборота терминала приходится на его же карты, по которым он ничего не платит. Де-факто здесь формируется такой же пузырь, как на рынке денежных переводов, который разрушила Система быстрых переводов. У нас есть много клиентов, у которых терминал и эквайринг от Сбербанка, но расчетный счет такие предприниматели заводят у нас, и выручку зачисляют к нам.

Что касается некредитных продуктов, то как изменились запросы малого бизнеса? 

П.Е.: Были точечные запросы, например, от турфирм: у меня не ведется деятельность, не берите с меня комиссии. Ладно, чего мы будем тебя давить — дадим поработать несколько месяцев бесплатно. Из экзотики: по требованиям финмониторинга ЦБ, если по счету предприятия несколько месяцев не проходят операции, ЦБ трактует это как признак сомнительности и требует приостановить удаленный доступ к счету, чтобы банк провел повторную идентификацию. Понятно, что в условиях пандемии и карантина такое грешно требовать: у людей деятельность не ведется, а мы еще счет им блокируем и заставляем идти в офис. Мы проявили определенную гибкость. 

И немного поприседали с отсрочкой срока действия документов. У людей заканчивается срок действия паспортов, и в куче мест в нашем ПО зашиты проверки действительности документов. Пришлось все это оперативно перенастраивать.

К.Л.: В целом мы не заметили, чтобы наша клиентская база по юрикам кричала «помогите!». В начале апреля мы решили отменить плату за расчетно-кассовые операции, дать клиентам бесплатные пакеты на апрель и май, а потом подумали: «Блин, вот мы щедрые, подарили клиентам несколько миллионов рублей. Хотя они и нам бы не помешали». Ну, сделали и сделали. Несколько человек не поленились и написали «спасибо».

П.Е.: Я в апреле был настроен скептически. Вообще, для меня большой сюрприз, что экономика восстанавливается так быстро.

Но опять же, кого-то поставили «на стоп», а очень многие компании и не встали. На больших заводах люди посидели неделю, а потом всех выгнали на работу: стране нужна руда.

С магазинами вообще было шапито: звонишь, как в советские времена, заходишь через заднюю дверь, выбираешь, покупаешь.

Какие-то выводы сделали из удаленной работы?

П.Е.: Удаленка тоже была пищей для размышлений. Польза человека для организации проявляется более ярко. В офисе он вроде ходит, мельтешит перед глазами, а на удаленке все четко: выполнены задачи или нет. 

К.Л.: Однозначных выводов про удаленку нет, и со временем они меняются. Еще в апреле-мае мне казалось, что это вполне жизнеспособно. В июне стало казаться, что пора всех возвращать в офис, потому что работа немного разъехалась: надо всех собрать, чтобы все были здесь, работали, видели друг друга.

Такая встряска была полезна, чтобы посмотреть у себя по отсекам: «А что лишнего? Какой балласт есть?». Задать себе еще раз вопросы, которые давно не задавали. Мы активно поработали над оптимизацией. 

П.Е.: Удаленка сильно зависит от двух факторов: во-первых, от самодисциплины и самоорганизации человека, во-вторых, от условий, которые у человека дома. Какой бы ты самоорганизованный ни был, если дома занимаются трое детей, жена тоже на удаленке, и у вас один компьютер на всю семью — работать тяжело. У нас это было видно: матерый одинокий айтишник заперся и фигачит с утра до ночи. А мать с малолетними детьми в течение дня подбегает и отвечает на письма. Ну и понятно, для многих людей необходимо живое общение — иначе у них что-то теряется.

К.Л.: Но за счет этого мы почерпнули много полезного, у нас стало гораздо больше встреч и совещаний онлайн — это проще и легче, чем собираться очно.

Планируете какие-либо перемены с офисами?

К.Л. В конце прошлого года мы закрыли офис в Магнитогорске и один из двух офисов в Челябинске (оставили тот, который в центре), но это никак не связано с пандемией. Переформатировали ряд региональных офисов, сузив их функционал: в Краснодаре, Самаре, Новосибирске и Казани. Сейчас там совершают валютообменные операции, переводы. Кредитование и вклады убрали: исходя из того, сколько в тех регионах было бизнеса, и нашего прогноза развития, сократили персонал. Через это у нас в регионах сильно выросла доля дистанционных каналов, когда новым клиентам не надо приходить в офис — к нему приезжает наш менеджер и открывает счет, выдает карту. А дальше клиент спокойно работает через мобильные сервисы.

П.Е.: Бизнесу, чтобы пользоваться РКО банка, офис не нужен. Физику, чтобы пользоваться картой и мобильным банком, офис тоже не нужен.

К.Л.: Нужна одна встреча, чтобы пройти первичную идентификацию и подписать договор. Но если наш менеджер к вам приехал, в офис ходить вообще не надо. Во втором квартале и сейчас доля счетов, открываемых без посещения офиса, сильно выросла. 

Здание головного офиса по-прежнему продается?

П.Е.: Продаем, но сейчас рынок коммерческой недвижимости вялый. На рынке жилья ажиотаж, потому что разогрели госсубсидиями на ипотеку. Кто-то за счет льготной ипотеки пытается улучшить свои жилищные условия, кто-то, понимая, что мы входим в полосу нестабильности, пытается уйти в недвижимость как в защитный актив. На рынке коммерческой недвижимости все спокойней. Кто-то ждет, что цены упадут еще и можно будет купить на дне за копейки. Кто-то размышляет, а будет ли оживление экономики, чтобы успеть купить до роста цен. 

К.Л.: Наше здание — крупный объект. Для нас оно избыточно. Нам достаточно половины, чтобы разместиться с комфортом. А когда мы видим, что все дистанционные каналы эффективны, наше желание продать его еще больше усиливается. Хотя учредители говорят: «Такое классное место, такое здание». Да не вопрос, но конкретно для бизнеса банка в нем нет необходимости. 

Как вы в целом видите банковский рынок, что вызывает беспокойство?

К.Л.: В банковском секторе страны сильные диспропорции. Более 80% рынка — это госбанки и квазигосбанки, которые находятся в собственности ЦБ либо аффилированы с государством. То же «Открытие», например. Остальные 20% — несколько сотен частных банков, которые конкурируют между собой в песочнице. Конечно, конкуренцией здесь не пахнет. 

У госбанков главное — осваивать бюджеты, не зарабатывать. Мы — коммерческая организация и работаем с целью получения прибыли. В условиях снижения процентных ставок на рынке мы удешевляем пассивы — исходя из необходимой маржи снижаем ставки по вкладам до 4,5%. И удивляемся, когда, например, Газпромбанк дает 5,2%, выше нас, а кредиты у него под 8,5%. Как так? Это фундаментальная проблема: монополизация государством банковского рынка приводит к неконкурентным правилам работы. 

Например, к 1 октября прошлого года все системообразующие банки обязали вступить в Систему быстрых платежей. А [президент Сбербанка Герман] Греф открыто послал регулятора: когда вступим, тогда вступим. У них свои законы. 

Рынок испорчен, неконкурентен, это мешает. Дополнительно клиентам будоражат голову, мол, обслуживаться надо в федеральных банках, потому что только они надежные. Надо повышать конкуренцию, снижать долю государства в секторе.

Мы уверены, основные проблемы происходят как раз с крупными банками, которые too big too fail («слишком большие, чтобы рухнуть»). По мировому опыту, самые большие риски и проблемы накапливаются у крупных неконкурентных игроков. Просто потом их решают за счет государства, т.е. за наш с вами счет.

Мы относим себя к банковским бизнесменам, а те игроки — чиновничьи банки. Они выполняют задачи государственной политики, распределяют бюджеты. Их цель захватить долю рынка, обозначить необходимость своего существования, а не повышать эффективность. Мы общаемся с коллегами из государственных банков, и ощущение, что говорим на разных языках. 

Проблема [нехватки] конкуренции — это не только проблема банковского сектора, но и фундаментальная проблема всей экономики России во всех секторах.

В последние годы появились «уставшие собственники»: банк прибыли не приносит, купить его желающих нет.

К.Л. Последние события усилили актуальность данной темы. Смысл продолжать тащить убытки сегодня тем, кто и раньше не мог зарабатывать? В последние месяцы количество банков, добровольно сдавших лицензию, выросло.

П.Е.: Сейчас надзор очень внимательно относится к бизнес-модели банка, к тому, на чем банк зарабатывает, и нервно реагирует, если у него нет понятной долгосрочной бизнес-стратегии. Ситуация «У меня есть банк, в ноль закрывается, но зачем он нужен, непонятно» ЦБ не устраивает, и он начинает оказывать давление на руководство банков и собственников: «Либо вы развиваете банк, чтобы у него были внятные источники заработка денег, либо закрывайтесь». Чтобы банк был «про запас», сейчас ЦБ не допускает.

К.Л.: Сейчас ЦБ внимательно изучает бизнес-план банка и его стратегию. Два-три года назад такого не было. Нормативы выполняете, по финмониторингу не косячите — и ладно. А сейчас стратегический план пришлите, потом по нему вопросы, почему такие планы установили, за счет чего будете их достигать. 

Фокус — на жизнеспособность бизнес-модели банков, и если ЦБ не видит, что эта модель может работать, начинает гораздо жестче за банком надзирать. И, соответственно, стимулировать собственников: либо вы работаете, зарабатываете и удовлетворяете ЦБ, либо заканчивайте.

Есть ли у вас какой-то порог, при котором вы поймете, что работать становится неинтересно?

К.Л.: Если пойдет отток клиентов, снижение доходов, и это не локальное снижение, а глобальный тренд, который мы не будем понимать, как исправить. Но сейчас такого нет, тренд положительный, и это нас радует.

П.Е.: Мы коммерческая организация и работаем за деньги. Если денег не будет, это неинтересно ни нам, ни собственникам.

Предложения о продаже банка поступают?

К.Л.: Это вопрос не к нам, а к собственникам. Насколько мы знаем, с такими предложениями к ним регулярно выходят.

Но у них как учредителей нет интереса продавать актив. Всегда возникает вопрос: продал ты банк, получил условный миллиард, и что с ним делать? Положить на вклад? Сложить в тумбочку? Какой актив приобрести? У учредителей нет дефицита расходов на текущую жизнь.

Сейчас они имеют понятный актив, он работает, развивается, приносит прибыль, сформирована управленческая команда, с которой они работают много лет и прекрасно ее знают. Да и просто им это интересно. Зачем продавать?

П.Е.: С точки зрения баланса «Нейва», конечно, выгодное приобретение: у нас нет зарытых скелетов и дыр. Отлично развитые технологии. И желающие купить есть. Вопрос, за какую цену. Сейчас все привыкли покупать банки с дисконтом: 0,7-0,8 от капитала. Понятно, наши собственники за такую цену продавать не готовы. А заплатить премию к капиталу — сейчас такого на рынке нет. Конечно, предложи им 10 капиталов, они, наверное, всплакнут, придут к нам и скажут: «Парни, мы с вами классно поработали, но такое предложение!».

Обсудить

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.