Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Маркетинг в посткоронакризис: пандемия не принесла ничего нового

Рекламный рынок ощутил на себе последствия кризиса одним из первых. Большинство рекламных агентств столкнулись с сокращением бюджетов, как только были введены первые коронавирусные ограничения.

По результатам исследований АКАР, рекламный рынок сильно просел в связи с пандемией: в конце марта новые контракты отменили 33% клиентов, в конце апреля — уже 59%. 

О том, как агентства, рекламодатели и потребители отреагировали на кризис и что делать с маркетинговыми бюджетами в новой реальности, рассказала Екатерина Маркова, директор Ассоциации коммуникационных агентств России Урал (АКАР Урал), основатель Brand experience agency «19/84». 

Сначала контент, потом каналы

Вопрос управления бюджетами сейчас заботит всех. Какие бюджеты в какие каналы нести? Что теперь работает, а что нет? Какие медиаканалы эффективны, а про какие стоит забыть? Но если остановиться и подумать, то это вообще не главный вопрос, потому что маркетинг работает не так. Нужно вернуться в точку 0. Главное — это не выбор каналов, а то, что мы говорим. Важен тот самый посыл, который мы доносим через каналы, а не наоборот.

Мне в последнее время близка мысль, что маркетологи и рекламщики чрезмерно увлеклись поиском каналов и погоней за технологическими новинками. Ах, появились чат-боты и рассылки в Viber — давайте скорее бежать туда! Ах, нам срочно нужны автоворонки, IVR и голосовые автопродажи! Ах, а еще же есть подкасты и digital-радио — вдруг они работают лучше таргета и программатика? Так вот мне кажется, что каналы и технологии — это прекрасно, но это не панацея. Если у тебя есть точные данные о своей аудитории, то канал может быть любым. Ну или почти любым.

Если контент интересен, он сам дойдет до нужной аудитории за счет виральности, ему нужно разве что немного помочь. А излишний интерес сугубо к каналам дистрибуции контента выдает маркетолога, который делает плохой контент. Он понимает, что его контент никому не нужен, и думает, как его насильно «впихнуть» аудитории.

Я намеренно утрирую, но разговор о работающих или неработающих каналах вторичен. ТВ, радио, баннерная реклама, наружная — какая разница? Да, есть каналы, которые собирают «горячие» лиды: контекст, таргет, направленный на лидогенерацию. Есть охватные каналы, которые формируют знание: видеореклама, таргет на охват, наружка, ТВ и прочие. Есть каналы, которые работают с лояльностью — тот же SMM. Но все это было и до кризиса.

Инвестируйте силы и время в сообщества, работайте с людьми

Пандемия не принесла ничего нового, она лишь ускорила естественный ход вещей. Возьмем SMM. По данным исследования We Are Social и Hootsuite за январь 2020 года, в среднем люди проводили в социальных сетях, внимание, 2 часа 24 минуты в день в мире и 2 часа 26 минут в России. В прошлом году этот показатель был ниже. По данным Nielsen, люди в пандемию стали проводить значительно больше времени в соцсетях. Соответственно, игнорировать SMM и таргет нельзя. Но далеко не только из-за этого факта увеличения времени.

Тектонический сдвиг заключается в том, что потребители привыкли решать свои проблемы во взаимодействии с компаниями в соцсетях, они воспринимают их как полноценную сервисную площадку и хотят работать с людьми, покупать у конкретных людей. Соцсети стали важнейшим этапом коммуникации с клиентом. И брендам давно пора это понять и решать вопросы клиентов не там и не так, где и как удобно бренду, а в формате, который удобен потребителю. Оперативные ответы на вопросы Маши, Пети и Кати в Instagram, шутки в мессенджерах становятся крайне важны — поскольку каждое такое неотвеченное сообщение разрушает бренд больше, чем мы можем себе представить.

Также в соцсетях клиенты дают ценнейшую обратную связь бренду, указывая на слабые места в его цепочке продаж. А когда бренд публично «отрабатывает» негативный запрос пользователя на его странице, он в первую очередь работает на тех, кто наблюдает за ситуацией со стороны. И даже если сейчас спроса на товар или услугу у них нет, бренд формирует отложенный спрос тем, как общается с потенциальным или постоянным покупателем, как поддерживает его, завоевывая тем самым его лояльность и выстраивая с ним связи. SMM уже давно не просто рекламный канал, а полноценный двусторонний способ взаимодействия со своей аудиторией и формирования сообщества вокруг бренда.

Цель постпандемийного маркетинга для бизнеса — это формирование сообществ со своими потребителями. 

Инвестировать силы и время сейчас имеет смысл в создание вот таких сообществ. Инструменты для этого могут использоваться любые, от соцсетей до email-рассылок, главное — это контент и месседж, которые будет адресован сообществу.

Как сформировать вокруг себя «базу фанатов»? Через создание и продвижение эмоционального опыта взаимодействия целевой аудитории с брендом. Опыта, который зацепит, заставит остановиться, взбудоражит воображение. Это те эмоции, которые остаются в сердце надолго, побуждают рассказывать о них другим людям, делают из простого потребителя адвоката бренда. Вашего бренда. Продвижение такого опыта соприкосновения с брендом становится важнее продвижения самого продукта. У этого направления даже уже есть название — experience маркетинг.

D2C как освобождение от оков маркетплейсов

Эпоха дефицита прошла. Голова потребителя переполнена выбором. Наступила эпоха фильтра. Маркетплейсы и агрегаторы захватили рынок. Всем вашим уникальным отличиям, которые вы придумываете, потребитель перестал верить. Если грубо, молоко — оно и в Африке молоко. Мы сами перекормили людей своими маркетинговыми фантазиями.

Direct to consumer (D2C) — это выход производителя продукта напрямую к своим покупателям. Причем речь идет о всех уровнях: производство, продвижение, продажи, доставка, работа с претензией. Почему это стало так актуально сейчас? Потому что маркетплейсы и агрегаторы всё больше контролируют сознание и внимание потребителей. 

У брендов глобально дальше два пути: либо мириться с white label (white label — модель сотрудничества компаний, при которой одна производит товар или услугу, а другая продает под собственным брендом), либо уходить в D2C. Все истории про shop in shop — это разговоры в пользу бедных (shop in shop — формат аренды бизнесом площади на территории другой компании, например, мини-кофейня в магазине сетевого ритейлера, остров в торговом центре). 

Кому имеет смысл задуматься над D2C? Уникальным продуктам и услугам; тем товарам, которые покупают осознанно; тем брендам, которые потребляются регулярно. В идеале это должен быть один простой продукт, и тогда вы можете подписать своего клиента на то, что каждый месяц в одно и то же время вы будете привозить ему ту самую бритву, и ему больше не нужно об этом думать. Например, на целый год. 

Главное здесь — фокус на основной боли, связанной с потреблением продукта, и простой выбор. Это может быть подписка на косметику, корма, носки, ботинки — на все товары, которые не служат вечно. D2C интересен тем, что это фронтлайн, та самая «передовая линия» коммуникаций, скорость изменения, гибкость, ценовая премия. 

Дополнительное преимущество перехода на D2C в том, что за время пандемии люди привыкли к честным чувствам брендов и дальше будут хотеть такой же человечности. И будут готовы платить за это. Бренды же, в свою очередь, более-менее научились быть искренними. Этот тренд на новую искренность в совокупности с D2C может стать неплохой маркетинговой стратегией — маркетинг с человеческим лицом. 

Структура медиапотребления изменилась

Если все же говорить о каналах коммуникации, то последствия всей паники и ограничений для рекламного рынка следующие:

  1. Уже понятно, что на самоизоляции резко выросло телесмотрение и потребление онлайн-видео. Рекламные бюджеты в этом сегменте падают медленнее всех. 
  2. Упало эфирное радиослушание, потому что никто никуда не ездил — в первую очередь это касалось городов на тотальном карантине. Сейчас эфир начинает понемногу восстанавливаться, но еще не вышел на докризисный уровень.
  3. Подкасты растут, но виден эффект «низкой базы». Денег в этом канале пока нет.
  4. Чрезвычайно вырос интерес к новостям на городских сайтах и порталах. Те, кто стал №1 в репортинге новостей про коронавирус в своем городе, поймали внимание аудитории. Вероятные лидеры здесь — паблики, форумы и другие платформы, на которых можно постоянно обновлять страницу в ожидании свежих новостей. 
  5. Изменилось само медиапотребление. От формата «ленты» с бесконечным количеством источников мы перешли в потребление конкретной «точки», на которой обновляется информация. Выстрелили прямые эфиры и онлайн-трансляции. 
  6. На снятие рекламных бюджетов повлияли задержки поставок из Китая и Европы из-за коронавируса. Нет товаров — нет продаж — нет бюджетов.

Но все равно после кризиса пора перестать думать о рекламных каналах как о главной панацее, потому что давно прошло то время, когда рекламодатели и агентства бегали и думали, в какой журнал лучше поставить свою рекламу. Медиапланирование — важный вопрос маркетинговых коммуникации, но все равно технический. Выбор каналов будет зависеть от контента, и никому не нужную ерунду не спасет никакое размещение. Для монологичной коммуникации подойдет телеграм-канал. Хочешь выстраивать визуальный истории и показывать бекстейдж — развиваешь свой профиль в Instagram. А для конкретного оффера «купи 2 по цене 1» используй баннерную рекламу с высокой частотой и ремаркетингом. Механики достаточно просты и понятны.

Что делают рекламные агентства и их клиенты

Бесполезно сидеть и ждать, когда появится волшебная таблетка, которая всех спасет. Бюджеты урезали все. Конкуренция обострилась. Спрос упал, у людей денег стало меньше. Многие уходят с рынка и конкурируют за оставшийся спрос. Продажи упали. 

АКАР Россия ежемесячно проводит исследования о влиянии коронавирусной пандемии на рекламный рынок. Так, в июне 87% рекламных агентств заявили, что уже столкнулись с отменой, сокращением и переносом рекламных бюджетов на более поздние сроки. Большинство опрошенных прогнозировали падение рекламного рынка к концу 2020 года на 30%. Самая пессимистичная оценка — снижение на 70%. В июле, согласно данным 4-ой волны исследования, ситуация начала улучшаться: 34% агентств отметили рост запросов на использование нового инструментария для создания и запуска рекламных кампаний, на 16% снизилось количество сообщений о заморозке или переносе бюджетов.

Это подтверждает, что рекламодатели убирают неработающие каналы, меняют приоритеты — все фокусируются только на самом важном. Но нужно искать компромиссные варианты, которые будут поддерживать бизнес в плане имиджа, лояльности и прочего.

Например, рекламные агентства идут навстречу давним клиентам и делают для них спеццены на внутренние услуги, поддерживая и себя, и бизнес клиента. Очень важна гибкость ценообразования. Когда клиент стоит перед выбором, убрать рекламу совсем или оставить какой-то канал по специальной цене, всем будет лучше, если будет выбран второй вариант. Можно идти по пути бартера. Например, агентство рекламирует ваши бухгалтерские и юридические услуги, а вы ведете агентству бухгалтерию и консультируете юридически.

Многие компании диверсифицируются, появляются новые направления бизнеса. Это связано с переходом в онлайн: онлайн-доставка из ресторанов, онлайн-обучение. Мы в агентстве открыли Школу для SMM-щиков и интернет-маркетологов. 

Крупные компании сократили горизонт планирования рекламных кампаний. На смену годовым контрактам пришли помесячные и поквартальные планы. При этом в условиях ограниченных бюджетов на первый план вышла креативность и выверенность посылов. Акценты в рекламных креативах теперь должны учитывать новые потребительские привычки.

Этот кризис надолго. Если в апреле многие были уверены, что в июне мы выйдем, и сразу все восстановится, то сейчас уже понятно, что быстро ничего не восстановится, более того, нас ждет с высокой вероятностью вторая волна. Надолго — это не на три месяца, это может быть на год или больше. 

Нужно пересматривать свои бизнес-модели уже сейчас, с учетом этого понимания. Реклама в кризис — это время тестирования гипотез и новых интересных решений, которые помогут остаться на одной волне с потребителями.

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.