Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Рынок недвижимости — один из последних аппаратов искусственного дыхания для экономики»

«Мы давно вывели такое правило: падение ставки на 1 п.п. увеличивает объем продаж на 10%. Отрасль остается мотором для экономики, который можно завести в ручном режиме», — Филипп Третьяков, КОРТРОС.

Филипп Третьяков в конце августа 2020 г. был назначен на должность вице-президента ГК «КОРТРОС» по маркетингу и продажам. Ранее он руководил коммерческим блоком группы компаний, а в 2015-2017 гг. два года провел в Екатеринбурге, будучи заместителем гендиректора «РСГ-Академическое». Тогда он занимался самым большим проектом девелопера и одним из первых в России проектов комплексного освоения территории — районом Академический. Первое интервью в новой должности Филипп Третьяков дал DK.RU.

Филипп Третьяков

Мы разговариваем с Филиппом Третьяковым, когда он вновь посетил «Академический» в Екатеринбурге — проект, с которого началась его работа в ГК «КОРТРОС». По дороге в аэропорт он рассуждает, какие приемы, отработанные в Екатеринбурге, помогают продвигать московские проекты, рассказывает, за счет чего компания во время пандемии перевыполнила бизнес-план на 2020 г. и над чем недоработали конкуренты.

С новой должностью ваша работа поменялась?

— Нет. Поменялся уровень ответственности и доверия руководителей. Если говорить с точки зрения функционала, то сейчас я по-прежнему руковожу реализацией всех строящихся и построенных объектов во всех регионах присутствия компании.

Проект в Екатеринбурге по-прежнему — самый крупный для компании?

— С точки зрения площади — это наш основной драйвер и наша фабрика жилья, дающая более 60% объемов строительства. А с точки зрения денег — нет. По маржинальности на первое место у нас вышел московский регион при существенно меньшем объеме стройки. Это и понятно: в Екатеринбурге средняя цена за кв. м — 62-63 тыс. руб., в Москве — порядка 220-240 тыс. руб.

Что из того опыта, что вы получили в Екатеринбурге, можно использовать в Москве?

— Начну с того, что в 2015 г. поехать в Екатеринбург и познакомиться с «Академическим», который на тот момент не имел аналогов такого комплексного проектирования в России — для меня это был челлендж. Я много слышал про этот проект еще задолго до прихода в ГК КОРТРОС.

Смотрите, как, например, застроилась Москва. Площадок в столице не было — застройщики выходили за МКАД и строили панельные микрорайоны без школ, детских садов, дорог и других необходимых инфраструктурных объектов — кафе, магазинов и т.д. В проекты они, конечно, закладывались, но потом чаще всего не реализовывались.

Первые этажи стояли пустые. Я сам продавал такой квартал еще до работы в ГК «КОРТРОС», и было огромной проблемой реализовать эти помещения. Продуктовые магазины, аптеки — что еще там можно сделать? Люди не верили, что эти площади могут быть востребованы, и у застройщика они висели мертвым грузом, продавались намного дешевле жилья.

В «Академическом» ситуация отличается тем, что здесь была создана добавленная стоимость за счет, казалось бы, эфемерных показателей — среды, благоустройства. Сейчас это стало общим трендом, а когда 15 лет назад «КОРТРОС» этот проект начинал, таких прецедентов в стране не было.

В «Академическом» был выращен продукт, в котором составные части — это не только то, что делает девелопер, но и то, что делает город. Здесь есть дороги, школы, детские сады. Застройщик не пожадничал и оставил место под общественное пространство.

Общественные пространства в Академическом

Мое первое потрясение было связано с тем, что большие пространства, во-первых, создают постоянный поток людей. Выходишь — на внутренней аллее, которую не пересекают автомобильные дороги, может гулять 10-20 мам с колясками. Эта картинка сама по себе «продает» район молодой семье, которая ищет, где купить квартиру. Второе: эти общественные пространства позволили не превратить район в спальный, чем грешит московский регион.

Это первый момент, который я для себя взял из «Академического»: среда позволяет поддерживать достаточно высокие валовые темпы продаж. «Академический» продает много — порядка 130-150 тыс. кв. м в год: если взять среднюю площадь квартиры 50 кв. м, получается около 3 тыс. квартир в год. Если семейная аудитория — это почти 10 тыс. человек.

Академический

Проблемы были, но связанные в основном с тем, что люди в район не приезжали, а верили тому, что пишут на форумах. И наша первая задача была — привлечь людей, чтобы они увидели все своими глазами. Мы стали проводить масштабные мероприятия — сделали свою площадку на День города и приглашали больших артистов. И в прошлом году привлекли больше аудитории, чем любая площадка Дня города, — у нас собралось 60 тыс. человек, притом, что в самом районе 40 тыс. жителей. Все, кто приехал, увидели район, а для жителей — это праздник и гордость. А мы очень хотим, чтобы люди все больше понимали, что это создано и их усилиями в том числе.

Это второй момент, который я взял из «Академического» — важность создания общности людей, коммьюнити. Люди должны учиться управлять территорией, на которой живут.

Почему мы еще любим семейную аудиторию? Покупая трехкомнатную квартиру, они воспитают там как минимум поколение своих детей — это 15-20 лет. Для них это реально покупка всей жизни. Они и относятся к району, как к родной земле, к месту, в которое и сами готовы что-то вкладывать. Поэтому у нас достаточно много повторных покупок, и их процент растет с каждым годом.

Третий момент — создание контура безопасности, в котором дети и взрослые чувствуют себя спокойно. Все это мы сейчас используем и активно продвигаем в продуктах Москвы, притом, что там это более высокий класс жилья. Но представьте: в столице даже в формате бизнес-класса во многих проектах этого нет.

«Подсобрали то, от чего добровольно отказались наши коллеги по рынку»

Ситуация с пандемией коронавируса и ограничительными мерами, говорит Филипп Третьяков, заставила больше внимания уделить функциональности планировок. К примеру, предусматривать в жилых комплексах коворкинги на первых этажах — с общей зоной и кабинетами, где можно проводить совещания онлайн или деловые встречи.

— Пандемия показала, что нужно учиться быть более мобильными. Несмотря на инертность девелоперского бизнеса, мы пришли к тому, что нужно ускорять процессы диджитализации и выхода в онлайн. Жизнь заставила нас продавать дистанционно, потому что планы продаж никто не отменял.

Как лично мы отреагировали? Во-первых, в первые дни пандемии мы вывели новые объемы — это сработало в плюс, потому что все затихли, а мы получили большой спрос. Многие компании растерялись и подумали, что раз все закрывается, посчитаем-ка план меньше и снимем рекламу, потому что никто не будет покупать. А мы наоборот — с упавшими в три-четыре раза расценками смогли разместить большой объем рекламы.

Мы вышли в онлайн, поскольку не смогли продавать офлайн: когда покупатель растерян и не понимает, что происходит, необходимо поддерживать с ним связь. Мы стали проводить еженедельные эфиры, в которых показывали квартиры и динамику стройки, общались со всеми, с кем только можно было (строителями, продажниками, финансистами, банками), обсуждали наш продукт, запускали акции. Потеряв возможность что-то рассказывать в офисе, мы, по сути, сами пришли домой к каждому покупателю. За пять эфиров у нас было почти 30 тыс. целевых показов в московском регионе — для наших двух проектов это очень большой охват. В Екатеринбурге тоже была проведена серьезная работа в онлайн, и мы не потеряли в темпах реализации квартир.

Наш стресс-сценарий предусматривал минус 25% по поступлениям на три месяца, и, по факту, весь рынок на эти цифры и упал. Если посмотреть данные Росреестра, то практически по всем регионам падение в количестве сделок в среднем на 37% к предыдущему году.

У нас же получилось так, что мы не упали, а шли ровно по бизнес-плану. В июле-августе, когда у всех произошел всплеск активности, мы тоже повысили продажи и сейчас примерно на 10% опережаем годовой бизнес-план. Но при этом понимаем, что часть спроса из будущего периода уже перетекла на текущие продажи. Вполне возможно, что ноябрь-декабрь будут менее активны, чем в 2019-м. И мы к этому тоже готовимся.

В одном из своих эфиров, подводя итоги за семь месяцев работы, вы как раз говорили, что получили рекордный объем денег за всю историю компании — на расчетных счетах находилось 15,6 млрд руб. (+15% к 2019 г.).

— Да, у нас была ситуация, когда в мае каждая проектная компания «КОРТРОС» выполнила план по заключенным договорам. А в августе перевыполнила планы по поступлениям денежных средств. Сыграла льготная ипотека и всплеск активности после пандемии. У многих людей были опасения — ситуация непонятная, кого-то беспокоили упавшие ставки по депозитам и они снимали деньги, кто-то боялся, что рубль сильно упадет. Факторы были разные, но в целом стратегия не уходить в тень, а оставаться активными, сработала. За счет этого мы подсобрали то, от чего добровольно отказались наши коллеги по рынку.

«Пандемия стала бодрящим пинком под одно место»

Весной застройщики в очередной раз говорили о пессимистичном сценарии и предрекали падение спроса на жилье. Это стало одним из аргументов для введения программы субсидирования государством процентных ставок по ипотеке. До ноября 2020 г. была введена ставка 6,5%. Позволить такой важной отрасли, как стройка, рухнуть не может ни государство, ни застройщики, говорит Филипп Третьяков.

— Рынок недвижимости — это один из последних аппаратов искусственного дыхания для экономики. И государство научилось регулировать эту отрасль. Льготная ставка ипотеки сразу дает взрыв спроса. Мы давно вывели такое правило: «Падение ставки на 1 процентный пункт увеличивает объем продаж на 10%». Уже второй кризис мы не падаем, потому что у нас есть такой инструмент стимулирования. И отрасль в целом остается неким мотором для экономики, который можно завести в ручном режиме.

Люди

Все сырьевые производства зависят от внешних факторов. А здесь мы можем регулировать спрос тем, что государство дает покупателю деньги, чтобы он пошел и купил квартиру. За счет этого начинают двигаться другие сегменты экономики: банки, производство и т.д. И в данном случае так и получилось.

Самое важное: по сравнению с прошлым кризисом власть приобрела опыт антикризисного управления. В прошлый раз мы ждали мер поддержки гораздо дольше. В этот раз буквально за две недели были приняты очень правильные меры, был объявлен список системообразующих предприятий (ГК «КОРТРОС» туда вошла), принято решение по ставке ипотеки. Стройку хотя и останавливали, но одними из первых ограничения были сняты именно со строительного сектора. Потому что все понимают, что строительный цикл прерывать нельзя — если стройку остановить на один-два месяца, потребуется еще столько же, чтобы запустить ее вновь. Можно сказать, что остановка никак не повлияла на сроки — по всем объектам мы идем с их соблюдением.

Нынешнее время можно назвать кризисом? В прошлом интервью DK.RU вы говорили, что само определение кризиса сформировано в информационном поле.

— Да, это экономический кризис, но на текущий момент мы все вместе отделались легким испугом. А если говорить про сегмент недвижимости в частности, то я бы даже отметил положительные моменты, потому что ситуация простимулировала нас видоизменять систему управления бизнеса. Такси, рестораны, доставки — у вас все есть в телефоне. А в недвижимости все гораздо более инертно, но сегодня и мы в эту сторону активно идем. И настолько близки к покупателю, как сейчас, мы никогда не были.

И с самим рынком происходят большие системные изменения. Рынок недвижимости профессионализируется — остаются крупные компании, маленькие и средние с подходом временщиков, которые раньше пытались, что называется, банкануть, сорвать куш и пропасть, вымываются. Были, конечно, средние компании — и достаточно профессиональные, но они сейчас просто физически не вытягивают по финансовым моделям. Им тяжело в условиях, во-первых, сегодняшней экономики, во-вторых, принятых поправок в 214-ФЗ, который полностью защищает покупателя и серьезно лишает девелопера маржинальности.

Тот же Екатеринбург — больше 50% жилья строят три-четыре основных лидера, а других застройщиков становится все меньше. То же самое происходит и в других регионах, просто Москва — самый крупный рынок, там больше застройщиков, туда идут и из регионов, но в целом ситуация движется в сторону структурного изменения рынка.

Эти процессы идут уже несколько лет. Думаете, пандемия существенно их ускорит?

— Да, пандемия стала бодрящим пинком под одно место — мы все сейчас находимся в тонусе. Мы понимаем, что завтра может быть хорошо, а может быть и не очень. И к тому, что будет «не очень», нужно быть готовым и жить дальше. Мы не имеем права поднять лапки и сказать: все — минус 20%, снимаем рекламу.

Мы должны продолжать строительный цикл, не останавливаться в продажах, а для этого нам нужно искать новые решения. Что мы должны такого завтра сделать, чтобы даже несмотря на эту ситуацию продавать? Все всегда спрашивают, что будет дальше. Я не знаю. Ждать можно чего угодно (ведь 2020 еще не закончился) — вплоть до пришествия инопланетян.

Обычно застройщики говорят: цены будут расти, покупайте сейчас.

— Я скажу по-другому. Сейчас самая льготная ставка по ипотеке в истории. Это очень существенные вливания государства. Поэтому большинство людей понимает, что льготную ипотеку нужно брать сейчас.

Фото: ГК «КОРТРОС», Игорь Черепанов, DK.RU

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.