Подписаться
Курс ЦБ на 17.12
79,43
93,80

«ИИ пожирает профессии, основанные на алгоритмах. Учить надо и математике, и искусству»

«У естественного интеллекта остается точка конкурентоспособности, связанная с эмоциональным интеллектом. У нас на самом деле есть скрытые интуитивные способности». Аузан — о пределах цифровизации.

Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, рассуждает про образование, пределы цифровизации и о том, почему апокалиптические прогнозы обычно не сбываются.

— Мне нравится фраза Уоррена Баффета «Кризис как отлив: сразу видно, кто купался голый». Мы говорили, что в сфере образования стремительно развиваются новые технологии. На самом деле, между нами говоря, во всем мире онлайн-технологии имели маргинальное значение. Можно сколько угодно говорить, что были созданы базы, Coursera — вы мне покажите людей, которые получили диплом и сделали карьеры, слушая только лекции Coursera. Это был скорее факультатив, глупый интерес. И тут бабах, вся эта ситуация, и тут выясняется, что нет никакой мощной инфраструктуры, которая может это (онлайн-образование) обеспечить. Нет соответствующих методик. В докладе МВФ говорилось, что в первые две недели до 15% обучающихся просто выпали из процесса.

Не буду уже говорить о том, какое количество школ и университетов не смогли выйти за пределы электронной почты — и не только в нашей стране. 

Поэтому здесь, конечно, шок. Интересно понять, что будет дальше. Можно ли из этого удара сделать что-то такое, что повернуло бы развитие? Я помню, что Сергей Гуриев* говорил о перспективах высшего образования в этих условиях, и я, как действующий декан экономического факультета, понимаю бывшего ректора Российской экономической школы: очень хочется, чтобы на нас возник серьезный спрос. К этому есть основания. Дело не только в том, что мир изменился. Вообще-то университеты, кроме исследований и образования, производят еще один удивительный продукт. Замечательный испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в своей мадридской лекции «Мысль об университетах» 90 лет назад сказал, что образование существует для того, чтобы поднять человека, для того чтобы у него возникла картина мира.

Картина мира, которая сначала строилась из античной мифологии, потом из католицизма, теперь из науки. Университеты должны ее производить. Если мир поменялся, люди нуждаются в том, чтобы им рассказали, как он устроен. Но у них есть и гораздо более серьезные основания предъявлять спрос на высшее образование.

>>> Читайте также на DK.RU: Александр Аузан: «Сейчас главное слагаемое — персональные данные. Как земля в 14-м веке»

Цифровая революция, как и все промышленные революции, имеет очень тяжелые социальные последствия. Все промышленные революции уничтожают середину: они оставляют низкоквалифицированных и высококвалифицированных. И у человека дальше два вопроса. К своему правительству: «Как вы это допускаете и как мне жить?», а к университетам: «Как бы мне попасть в высококвалифицированные?» Потому что цифровая революция ему места не оставила, а хочется жить хорошо и даже лучше, чем раньше. 

Как человеку быть способным конкурировать с машиной?

Но почему прогноз может осуществиться, а может и нет? Мы говорим про спрос, что хотят получить люди: картину нового мира и навыки. Но вопрос в предложении. Его проблема в том, что цифровая революция меняет не только формат, с офлайна на онлайн, комбинированный и прочее. Давайте подумаем вот о чем: мы начинаем готовить людей, которые будут работать рядом с искусственным интеллектом. Потому что цифровая революция — это на самом деле доминирование технологий с искусством. ИИ пожирает профессии, основанные на алгоритмах. Он сам не алгоритмическое явление, но питается ровно этими профессиями: юристы-аналитики, финансовые аналитики, психоаналитики — все это пожирается искусственным интеллектом. Все, где есть методика, ИИ сделает чище, быстрее и с миллионом других обобщений. 

Но что мы будем делать с естественным интеллектом? Он же должен быть конкурентопособным. А как, если ИИ будет считать лучше и в миллионы раз быстрее, объединяя базы из разных областей науки?

Для меня ответ состоит в том, что у естественного интеллекта остается точка конкурентоспособности, связанная с эмоциональным интеллектом.

В этом случае я привожу пример. Чем МГУ прекрасен? Тем, что рядом всегда находятся видные представители других наук, каких угодно. Один из них, профессор Дубынин, эволюционный биолог, присутствовал при нашем споре про искусственный интеллект. И он сказал гениальную вещь: «Знаете, лисы намного умнее зайцев. Но за миллионы лет лисы не смогли съесть всех зайцев. Знаете, почему? Потому что лиса не может рассчитать траекторию, по которой побежит заяц. А все зависит от зайца, потому что он сам не знает, по какой траектории побежит». 

У нас с вами на самом деле есть скрытые интуитивные способности, которые связаны не с расчетом, а с другим способом постижения. Причем они тоже развиваются. Давайте о китайцах: в 2017 г., как раз на столетие русских революций, в Петербурге был второй всемирный конгресс по сравнительной экономике, и там был доклад профессора из Гонконга. Он с очень хорошей эконометрикой — все архивы оцифрованы — показывал, почему одни регионы Китая в 21-м веке развиваются гораздо лучше, чем другие. Знаете, где он нашел ответ? В очень далеких веках. Лучше всего развивались те регионы, где гораздо раньше, в 6-7 веках нашей эры, был введен гражданский экзамен для чиновников: обязательные знания стихосложения и каллиграфии. Он существовал как обязательный экзамен с 605 по 1905 год, а придумал его великий Конфуций

Я начинаю думать, что, чтобы обеспечить это предложение, во-первых, мы должны решить проблему конкурентоспособного естественного интеллекта.

Это означает, что учить надо в спектре от математики, потому что она производит алгоритмы, до искусств. Причем не того человека, который будет заниматься искусствами, а того, который будет в этом мире жить и намерен активно действовать. Очень широкая цепочка. Liberal Arts становится не маргинальным направлением, а центровым. 

Как решить проблему памяти поколения Z

Вторая проблема, которую должно решить предложение, называется поколение Z. Скажу, что мы еще увидим поколение C, которое сформировалось в условиях Covid. Поколение, которое, попав под этот удар в возрасте ранней взрослости, 18-25 лет, когда формируются ценности, будет другим. 

Но поколение Z — они другие. Они параллельно мыслят. Я говорю нашим студентам: «Знаете, Юлия Цезаря считали великим человеком не потому, что он великий полководец — великих полководцев в истории как грязи. А потому что он умел делать три дела одновременно. В наших поколениях Дмитрий Быков* умеет делать несколько дел одновременно, и все им восхищаются. У вас каждый второй делает несколько дел одновременно. Вы якобы слушаете мою лекцию, общаетесь в сетях и что-то гуглите».

Но один из студентов мне прекрасно ответил: «Да, мы все это делаем, но мы как утка: ходит, летает и плавает, и все три дела делает плохо». 

Я бы сказал, что мы знаем, в чем слабость поколения Z. Это поколение, рожденное цифровой революцией. Мы знаем, что у них почти не работает память, потому что память у них находится в дополнительных устройствах. Они не могут оперировать большими системами. Но они могут работать параллельно. Мы должны одновременно придумать, как поднять то, что упало у них в условиях удара цифровизации. Но почему надо поднимать, это же четвертая промышленная революция, а не первая? При первой, английской революции, люди начали хиреть, потому что за них работали машины. Англия придумала две вещи: бокс и футбол, чтобы человек поднялся. Нам нужен наш интеллектуальный бокс и футбол, чтобы у человека развивалась память. 

С другой стороны, нам нужно делать ставку на то, что они умеют делать, и что мы умеем гораздо хуже. Выйдя в онлайн, я все лучше понимаю поколение Z, потому что нахожусь сразу в нескольких режимах. Надо придумать, где эта штука сработает наилучшим образом и даст какие-то очень хорошие результаты для внешнего мира. Поэтому я бы сказал, что будет несомненный рост спроса на высшее образование, но нам нужно решить очень небанальные проблемы для того, чтобы перестроить предложение. 

Есть ли предел у цифровизации?

Предел у цифровизации, конечно же, есть. Переживая четвертую промышленную революцию, не худо бы полистать книжки и погуглить, что там было с первыми тремя. Я иногда поражаюсь, насколько история повторяется. Прогноз о том, что человека вытеснят и все за него будут делать автоматы, был сделан еще Чарльзом Бэббиджем в 20-е годы 19-го века. Но потом оказалось, что этого не происходит. Возникло то, что Карл Маркс назвал «экономические границы капиталистического применения машины» — экономика остановила эти вещи. Каждый раз, когда нам кажется, что технология беспредельна, значит, она скоро на что-то наткнется. Может быть, на этические ограничения, экономические, социальные, политические… Что будет? Как обычно, мы представим себе, что мир будет абсолютно новый и в нем не будет ничего похожего, но некоторые процессы волнообразны и кое-что даже вернется на круги своя после взлета цифровой революции.

Если говорить про нашу жизнь, я даже думаю, когда снимут с карантина, мы взахлеб начнем общаться и обниматься, ходить в театры, рестораны, на концерты и прочее, потому что это невосполнимая утрата полноценного человеческого общения. 

Образовался офлайн и онлайн. Конечно, онлайн — прекрасное средство демократизации образования, когда можно послушать лекции и стэнфордского профессора, и оксфордского, и из Сорбонны. Очень здорово! Но офлайн несет другую силу — это театр, где есть энергетика, разговоры в коридоре. В Coursera вы этого не найдете. Кинематограф не убил театр, а превратил его в элитное, довольно дорогостоящее и размножающееся развлечение, даже занятие, очень важное. Две руки: онлайн заведует демократизацией, а офлайн — углублением и комплексностью понимания. Они будут приходить в равновесие, конкурируя и сменяя друг друга. Цифровизация приведет к тому, что мы сначала зайдем далеко в одну сторону, потом начнем возвращаться, понимая, что теряем что-то очень важное, и что, оказывается, для того чтобы хорошо воспринять лекцию, нужно встать, почистить зубы, одеться, прийти в некий социум, с кем-то поговорить, и тогда ты собрал сам себя, сосредоточился и готов учиться. Хотя это возможно и в онлайне — он создал новый способ восприятия. Невозможно же 8 часов сидеть и слушать перед экраном, поэтому студенты смотрят запись в удвоенной скорости. 

Я имел честь дружить с Людмилой Алексеевой, она не только правозащитник, но и замечательный мыслитель, с великолепным юмором, выпускница истфака МГУ, археолог. Людмила Михайловна любила повторять: «Все рано или поздно устроится более или менее плохо».

Уверяю, что ровно так произойдет с цифровизацией. Говорил: «Люда, вы же придумали человеческое иносказание величайшей теоремы институциональной теории 20-го века — теоремы Коулза». Положительные трансакционные издержки создают недостижимость оптимума и неизбежность выбора субоптимальных решений.

По-человечески это значит: «Все рано или поздно устроится более или менее плохо» — возникнут другие равновесия, не очень хорошие. Но это не будет предельная цифровизированность.

Вторая часть текста на основе онлайн-встречи в рамках проекта «Приближая будущее», которую провели Благотворительный фонд Владимира Потанина и The Bell. Модератор — Елизавета Осетинская*.

Обсудить

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.