Подписаться
Курс ЦБ на 19.12
80,03
94,25

«Предпринимательство — риск, который человек берет добровольно. Причем тут господдержка?»

«Если бы предприниматели всегда считали цифры, отслеживали ключевые метрики и контролировали финансы, то реально управляли бы своим бизнесом, готовясь заранее к различным вариантам развития событий».

С начала года количество предпринимателей в России сократилось на 5,9%. Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, на январь 2020 г. было зарегистрировано 5,9 млн бизнесов. В августе общая численность субъектов предпринимательства упала ниже 5,5 млн, а количество создаваемых бизнесов сократилось более чем в два раза от средних значений по году — до 527 тыс. Затем наблюдалось постепенное восстановление. К декабрю количество созданных за месяц бизнесов достигло отметки 762 тыс., а общее количество субъектов МСП — 5,7 млн. Но показателей начала года пока достичь не удалось. 

Василий Алексеев, генеральный директор образовательной компании Like Центр, уверен, что настоящий предприниматель в закрытии бизнеса должен винить исключительно себя. «Многие говорят об отсутствии господдержки, но при этом не используют инструменты, которые позволили бы бизнесу удержаться на плаву даже в таких сложных условиях», — считает он. Каких ошибок следует избегать предпринимателям, он рассказал DK.RU.

Василий Алексеев

— Пандемия сработала как фактор естественного отбора в эволюции российских предпринимателей. Непрерывное изменение — это естественный процесс живой природы. Виды, неспособные адаптироваться, погибают. Так же и в бизнесе. Если предприниматель или бизнес меняются медленнее, чем другие, то его «сожрут» более сильные особи. Поэтому я абсолютно уверен, что пандемия позитивно скажется на эволюции предпринимателей. Слабый и неэффективный бизнес уже покинул рынок, остальные — станут сильнее.

Вопрос в том, кто приходит на смену ушедшим бизнесам. Смогут ли они учесть ошибки предшественников? Безусловно, пандемия как форс-мажорная ситуация «обескровила» некоторые сегменты. Но в большинстве случаев сложившаяся ситуация лишь высветила структурные проблемы бизнеса, обусловленные откровенной недоработкой предпринимателей.

В чем же «проседает» малый бизнес и каких компетенций не хватает предпринимателям для устойчивости?

Во-первых, отсутствует привычка беспрерывно тестировать идеи и искать новые пути развития. Например, предприниматель привык, что клиентов стабильно приводит наружная реклама. Но в пандемию все изменилось, наружная реклама резко перестала работать. Тупик. Однако если бы кроме основного канала, который обеспечивал пусть даже 90% трафика, у предпринимателя были задействованы или как минимум заготовлены другие, то при изменении внешних обстоятельств ситуация не стала бы критичной.

Второй момент — невнимание к тенденциям рынка. Регулярный анализ конкурентов дает возможность не упустить момент, когда кто-то из игроков запустил новое решение, продукт или начал интенсивно расти. Это позволяет вовремя сориентироваться, перенять успешный опыт, не отстать или даже вырваться вперед — если смотреть шире и оперативно внедрять лучшие практики бизнеса.

Третий и абсолютно парадоксальный момент в том, что представители микробизнеса не умеют считать и не стремятся оцифровать бизнес.

Тех, кто внедрил систему сквозной системы аналитики или сводит юнит-экономику, можно пересчитать по пальцам. Но если бы предприниматели всегда считали цифры, отслеживали ключевые метрики и контролировали финансы, то реально управляли бы своим бизнесом, делали прогнозы и готовились к различным вариантам развития событий заранее.

И последнее — работа с командой. Например, в компании несколько ключевых сотрудников, на которых завязаны основные бизнес-процессы. Все было хорошо, но вдруг кто-то уходит на больничный, а кто-то увольняется. Людей не хватает, оперативно найти достойную замену не получается, сроки горят и все рушится.

Но если бы в компании была выстроена система непрерывного найма и адаптации, то в подобной ситуации предприниматель мог бы перестраховаться или оперативно вывести недостающего специалиста из резерва.

При соблюдении вышеназванных пунктов вопрос о достаточности государственных мер поддержки бизнесу и их необходимости во вторую волну решается сам собой. В последнюю очередь предприниматель имеет моральное право рассчитывать на помощь. Бизнес — это всегда риск. Предприниматель идет на него добровольно, а значит, отвечает за свое дело на каждом этапе и при любых обстоятельствах.

Со стороны властей объективно можно ожидать мер нефинансовой поддержки, подразумевающей создание благоприятных условий и формирование стимулов развития. Я выделяю три ключевых вектора: открытость, снижение давления и формирование предпринимательских сообществ.

Открытость подразумевает, что бизнес и власть существуют в едином информационном пространстве. Важна открытость в том, что делается и планируется предпринимать в борьбе с пандемией. Нужно вести диалог между бизнесом и властью, учитывать мнения предпринимателей и быстро реагировать на потрясения. Открытость влияет и на клиентов.

Если люди боятся выходить из дома и тратить деньги из-за неопределенности, то в первую очередь страдает бизнес. Прозрачность действий властей оказывает терапевтический эффект на покупательскую активность населения.

Пятая часть в структуре ВВП страны приходится на малый бизнес. Бюджеты всех уровней заинтересованы в налоговых поступлениях. Но сейчас именно то время, когда предпринимателям нужно дать возможность спасти бизнес, максимально снизив административное давление. Понятно, что требования Роспотребнадзора, которые влияют на ситуацию с пандемией, выходят на первый план. Но точно есть возможность «смягчить» некоторые моменты, контролировать только в минимально необходимом объеме и не давить в остальном.

Еще одно направление — кластеризация или формирование сообщества предпринимателей на местах. Власти могут быть катализатором объединения предпринимателей, формирования практики обмена опытом и успешными кейсами. Таким образом, у предпринимателей сформируется чувство общности и ощущение поддержки, а также появятся условия для совместной работы над той или иной проблемой и, как следствие, нарастания темпов развития бизнеса.

>>> Читайте также на DK.RU: «Свои же сопротивляются!» Угроза растущего бизнеса в том, что сотрудники не хотят меняться

Обсудить

Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.