Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

«Возить документы дорого и неудобно». Кому стоит уходить на электронный документооборот?

2020 год и удаленка подтолкнули многие компании к переходу на ЭДО. Однако у части предпринимателей остаются вопросы: насколько удобен электронный документооборот и всем ли он подходит.

В конце 2020 г. в России была утверждена концепция, которая предусматривает поэтапный переход к электронному документообороту во всех сферах: В2G (бизнес — госорганы), B2B (бизнес — бизнес), B2C (бизнес — потребитель), G2C (государство — граждане), а также внутри самих компаний.

Наиболее распространенные варианты применения ЭДО — это, во-первых, B2G — сдача отчетности в электронном виде и взаимодействие с различными контролирующими органами (ФНС, ФСС, ПФР, Росстат).

Во-вторых, B2B — ставший привычным электронный документооборот между компаниями. Взаимодействие происходит либо напрямую между организациями, либо через оператора электронного документооборота. Причем обмен через оператора обязателен для передачи УПД, УКД, счетов-фактур.

При внутреннем документообороте обмен происходит в рамках одной компании или холдинговой структуры. Системы электронного документооборота (СЭД) чаще всего применяются для согласования документов перед отправкой контрагентам. Кроме того, через СЭД удобно подписывать и передавать кадровые документы (приказы, заявления, распоряжения).

Участники ЭДО говорят о том, что у такого варианта документооборота есть масса преимуществ, которые стали особенно очевидны в период дистанционной работы.

В материале на DK.RU эксперты объясняют, как ЭДО может облегчить жизнь бизнеса, каким компаниям в первую очередь стоит задуматься об отказе от бумажной бухгалтерии, сколько стоит переход на ЭДО, а также с какими подводными камнями может столкнуться бизнес при смене формата документооборота.

Преимущества ЭДО

Одно из главных преимуществ ЭДО — мгновенный обмен документами как внутри компании, так с государством и контрагентами. Тем не менее, некоторые бухгалтеры «подстраховываются» и параллельно ведут бумажный документооборот. Эксперты уверены, что со временем страх «что-то потерять» при переходе в электронный формат пройдет. 

«Возить документы дорого и неудобно». Кому стоит уходить на электронный документооборот? 1Николай Женишек, руководитель сектора развития Контур.Диадока:

— 2020 г. показал, что рабочие процессы, к которым мы привыкли, осложняются при дистанционном режиме работы. Многие компании столкнулись с задержками в подписании бумажных документов. Если ответственное лицо работает из дома, работодателю придется организовать доставку документов или выезд сотрудника в офис. А это дорого и неудобно.

Так что логично, что в 2020 г. мы отметили рост интереса к ЭДО. Инициативу проявили клиенты, которые раньше откладывали переход на электронный документооборот. Текущие пользователи стали активнее приглашать контрагентов к обмену электронными документами.

С переходом компаний на удаленку вырос трафик документов: пользователи Контур.Диадока отправили на 29% больше документов в первом квартале и на 31% больше за весь год по сравнению с предыдущими показателями 2019-го. Аналитики Контура оценивают опережение естественного тренда на 2020 г. в 3-7%.

В период пандемии выгоду от перехода на электронный документооборот почувствовали все компании-пользователи ЭДО вне зависимости от объема передаваемых документов. Многие из них выделяют существенную экономию времени на обработку одного документа: 9 минут в электронном виде против 19 минут на бумаге. 

«Возить документы дорого и неудобно». Кому стоит уходить на электронный документооборот? 2Андрей Мелихов, адвокат, заведующий адвокатской конторой № 22 Магнат СОКА:

— Экспертными компаниями (DELPHI, Coopers&Lybrand, Nortan Nolan Institute) подсчитано, что около 15% всех бумажных документов в организации безвозвратно теряется, и сотрудники тратят до 30% своего рабочего времени в попытках найти их.

Кроме того, организации делают в среднем 19 копий каждого документа и почти 7,5% всех документов теряется безвозвратно. При переходе к работе с электронными документами рост производительности труда сотрудников составляет 25-50%, уменьшается время обработки одного документа более чем на 75%, а уменьшение расходов на оплату площадей для хранения документов составляет до 80%.

Основное преимущество ЭДО — это существенная оптимизация бизнес-процессов, сокращается время на рассылку, поиск и создание документов. Кроме того, ЭДО позволяет контролировать не только процесс работы, но и ее результат. Возможно создание в автоматическом режиме реестров, отчетов и статистических документов, что существенно оптимизирует рабочие процессы в компании.

«Возить документы дорого и неудобно». Кому стоит уходить на электронный документооборот? 3Юлия Мазеина, собственник и директор Аудиторской Бухгалтерской Компании «Счетовод»:

— Перевод бизнеса на ЭДО — это не неожиданность. Это очевидное решение государства, обеспечивающее более тщательный контроль законности инструментов ведения бизнеса.

К таким же действиям относится перевод бизнеса на контрольно-кассовые аппараты, ужесточившийся контроль за движением наличных средств и другими операциями. Это помогает развиваться бизнесу в одинаковых условиях и практически уничтожает весь теневой бизнес.

Внутри предприятия ЭДО позволяет, например, обмениваться документами между разными филиалами, налаживать эффективную работу бухгалтерии. А в отношениях с контрагентами ЭДО обеспечивает быстрый и удобный документооборот. 

В остальном же принцип работы везде одинаковый, главное — подобрать необходимую по функционалу систему.

Кому подходит ЭДО?

Андрей Мелихов, адвокат, заведующий адвокатской конторой № 22 Магнат СОКА: 

— Еще лет пять назад для перехода на ЭДО отрасль, в которой работает бизнес, имела значение, так как считалось, что ЭДО полезен в первую очередь для крупных предприятий, имеющих разветвленную структуру подразделений. 

Сейчас системы ЭДО стали настолько доступными, что позволить себе их могут уже субъекты малого и среднего предпринимательства в любых отраслях бизнеса. Более того, в настоящее время, когда субъекты МСП зачастую не имеют собственных юридических, кадровых и бухгалтерских служб, системы ЭДО помогают успешно взаимодействовать с внешними консультантами. 

Если компания использует в своей деятельности помощь внешних консультантов (юристов, бухгалтеров, кадровиков и пр.), то при выборе системы ЭДО необходимо понимать, какая система имеется у внешних консультантов. Повторюсь, использование одинаковых или совместимых систем существенно упрощает работу компании и внешнего консультанта. 

ЭДО в первую очередь необходим для начинающего, мелкого и среднего бизнеса и нужен для минимизации бухгалтерского учета и взаимоотношений с налоговыми органами, для определения и координации всех управленческих решений, для анализа ошибок. У этой категории бизнеса цель ясна — выжить и вырасти.

«Возить документы дорого и неудобно». Кому стоит уходить на электронный документооборот? 4Ирина Мамина, генеральный директор «АКП Маминой», аттестованный аудитор: 

— Форсирование процесса внедрения ЭДО проявилось в конце прошлого года, когда, например, был принят Федеральный закон 371-ФЗ от 09.11.2020 г., который дал старт введению с 01.07.2021 г. системы налоговой прослеживаемости импортных товаров — от момента таможенной очистки до их конечного потребления, включая все этапы перепродаж на территории РФ. 

По этим операциям вводится обязательное оформление электронных счетов-фактур взамен бумажных. Ожидается, что до конца 2024 г. в электронном формате будет обращаться до 95% счетов-фактур.

Еще одним примером ускорения перехода на ЭДО является принятое в конце 2020 г. Постановление Правительства № 2200 от 21.12.2020 г., которым заложены основы перевода транспортных документов по автоперевозкам в электронный вид. Пока разрешен выбор способа оформления транспортных документов — в электронном либо бумажном формате по согласованию сторон договора перевозки. 

Постановлением введены новые базовые правила, по которым все электронные перевозочные документы будут регистрироваться в специальной информационной системе, эксплуатировать которую будет оператор, определенный Правительством. Все участники информационного взаимодействия должны будут заключить договоры с этим оператором, что наверняка приведет к новым издержкам перевозчиков дополнительно к «Платону». 

Николай Женишек, руководитель сектора развития Контур.Диадока:

— На ЭДО успешно переходят как крупные компании, так и малый и средний бизнес. Выгоды ощутимы для организаций любого масштаба, любой отрасли: не имеет значения, сколько в компании сотрудников, есть ли в штате бухгалтер и IT-специалист или привлечены специалисты на аутсорсинге. Даже установка специального программного обеспечения требуется не всегда, все зависит от объема документооборота.

Когда компания решает перейти на ЭДО, то в первую очередь проверяет, пользуются ли ее контрагенты сервисами ЭДО. Главная трудность, с которой может столкнуться организация, — это небольшая доля бизнес-партнеров, подключенных к ЭДО. Поэтому одним из своих приоритетов как оператора ЭДО Контур видит создание условий для обмена данными с контрагентами. В Контуре есть отдел, который помогает компаниям установить связь друг с другом в системе и поддерживает их на протяжении всего времени работы в Диадоке. Мы понимаем, что клиенты получат наиболее ощутимый эффект от перехода на ЭДО, когда максимальная доля контрагентов подключится к обмену электронными документами.

Масштабы документооборота организации повлияют только на выбор способа работы в сервисе ЭДО: через веб-интерфейс или интеграционное решение для любой учетной системы.

Юлия Мазеина, собственник и директор Аудиторской Бухгалтерской Компании «Счетовод»:

— При переходе на ЭДО отрасль бизнеса, по сути, не имеет значения. Важнее оборот компании, наличие бухгалтерии, кадрового отдела и т.д. ЭДО может быть применим ко всем сферам бизнеса. Менее всего склонны переходить на ЭДО ИП, предприятия на упрощенке, маленькие компании. Им проще и экономичнее пользоваться бумагой.

ЭДО обычно выбирают активно развивающиеся, крупные организации, которые хотят автоматизировать и усовершенствовать бизнес-процессы. 

Безопасность

Электронный документооборот уменьшает риски махинаций с документацией и дает серьезную юридическую защиту в случае корпоративных и прочих споров.

«Возить документы дорого и неудобно». Кому стоит уходить на электронный документооборот? 5Андрей Мелихов, адвокат, заведующий адвокатской конторой № 22 Магнат СОКА:

— Как заведующий адвокатской конторой, специализирующейся на защите крупного бизнеса, отмечу важное преимущество ЭДО, с которым сталкивались я и адвокаты конторы — в России, к сожалению, нередки случаи блокирования деятельности компаний с помощью правоохранительных органов, когда в рамках доследственной проверки или возбужденного уголовного дела изымается вся или большая часть рабочей документации. Так вот, при внедренном ЭДО блокировать деятельность компании практически невозможно.

Если системы ЭДО компании-клиента и юридической компании совместимы — это большой плюс в работе. Некоторые проблемы удается купировать еще в зародыше, например, путем выявления в документе юридических противоречий еще на этапе его создания.

В судебных спорах документы, созданные с использованием ЭДО, уже давно принимаются судами в качестве надлежащих доказательств.

Николай Женишек, руководитель сектора развития Контур.Диадока:

— Дублировать электронные документы на бумаге и параллельно вести бумажный документооборот нет необходимости. Электронные документы равносильны бумажным по своей юридической значимости. Закон 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ) устанавливает, что документы, подписанные электронной подписью, равнозначны документам на бумажных носителях, подписанным собственноручно. Соответствующие нормы об электронной подписи имеются и в ГК РФ (статья 160 ч. 2 ГК РФ). Тем самым ЭДО признается юридически значимым, то есть сделка, документально оформленная в электронном виде, легитимна.

При документообороте между компаниями используется усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). Для внутреннего документооборота можно использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись (НЭП) с применением дополнительных регламентов. КЭП и НЭП можно получить в любом аккредитованном удостоверяющем центре.

Цена вопроса

Стоимость перехода на ЭДО будет во многом определяться объемом документооборота. При этом различные операторы подготовили широкие линейки тарифов для бизнеса.

Юлия Мазеина, собственник и директор Аудиторской Бухгалтерской Компании «Счетовод»: 

— Для начала необходимо получить электронную подпись, она может стоить до 5 тыс. руб. Сама программа ЭДО для каждой компании обходится по-разному.

Цена зависит от выбранной программы ЭДО и тарифа, который подбирается на основе предполагаемого количества отправки документов в месяц. Поэтому цена может сильно варьироваться, от тарифа за 1 тыс. руб. до тарифа за 100 тыс. руб. и выше.

Кроме того, надо обеспечить сотрудников техникой, провести обучение — заложить дополнительные расходы, которые необходимы компании. Но, в конце концов, ЭДО поможет экономить компании на канцелярии, принтере, почте.

«Возить документы дорого и неудобно». Кому стоит уходить на электронный документооборот? 6Николай Женишек, руководитель сектора развития Контур.Диадока:

— Системы операторов ЭДО — облачные сервисы, которые позволяют легко обмениваться документами из любой точки при наличии интернета. Если компании нужно только получать документы, то эта опция в Контур.Диадоке бесплатна, достаточно зарегистрировать свою электронную подпись в веб-версии сервиса. Для компаний с небольшим документопотоком также подойдет веб-версия. Оплачивать нужно будет только исходящие документы.

При работе с большими объемами документов суммарные затраты на внедрение ЭДО будут зависеть от информационной системы, в которой работает компания, и пожеланий по автоматизации бизнес-процессов.

В любом случае расходы на бумажный документооборот в совокупности больше, чем стоимость внедрения электронного документооборота на предприятии. Это подтверждают кейсы клиентов Контур.Диадока, демонстрирующие сокращение издержек до 30%.

Как и в мобильной связи, между операторами ЭДО существует роуминг. Если у контрагентов разные операторы и соединение между ними не настроено, обмен электронными документами не состоится. Кому-то из контрагентов придется подключиться еще к одному провайдеру. Чтобы этого избежать, следует проверить, какое роуминговое покрытие у оператора ЭДО. Сколько роуминговых связей настроено с другими провайдерами, можно узнать на сайте ассоциации «РОСЭУ». 

Подводные камни

Главный момент, который волнует большинство предпринимателей, которые только готовятся перейти на ЭДО — полный государственный контроль. Второй момент — защита данных при обмене документами.

«Возить документы дорого и неудобно». Кому стоит уходить на электронный документооборот? 7Юлия Мазеина, собственник и директор Аудиторской Бухгалтерской Компании «Счетовод»: 

— Прежде всего, стоит серьезно отнестись к подбору системы ЭДО. Надо учесть уровень защищенности информации, можно ли в случае необходимости оперативно подобрать иной тариф, наличие или отсутствие сбоев в работе, если такие есть и т.д. Все это необходимо оценить и принять решение о работе с определенной программой ЭДО, чтобы не проводить двойную работу впоследствии, когда придется искать другую программу. 

Дальше как можно более детально продумайте план перехода с бумажного документооборота на ЭДО. Вести двойной документооборот — лишняя трата времени, денег и нервов ваших и ваших сотрудников. 

Даже если вы детально продумали внедрение ЭДО внутри своей компании, подумайте о том, как вы будете работать с контрагентами, подключены ли они к ЭДО. Уточните, какими документами с ними необходимо обменяться, чтобы наладить электронный документооборот. 

Следите за правовой возможностью использования ЭДО. Проверяйте срок действия электронной подписи, пропишите возможность обмена документами в системе ЭДО с контрагентом и т.д.

Андрей Мелихов, адвокат, заведующий адвокатской конторой № 22 Магнат СОКА:

— Основным минусом ЭДО можно назвать опасность проникновения вируса на компьютеры компании и последующую утерю информации. Однако данный минус нивелируется хорошей антивирусной защитой и резервным копированием данных.

Ключевой вопрос ЭДО — контроль со стороны правительства. Государство, с одной стороны, заинтересовано в контроле бизнеса и повышении собираемости налогов. В кризисное время экономика испытывает существенный дисбаланс: какие-то отрасли имеют сверхприбыли, а каким-то отраслям государство вынуждено помогать. В этой связи повсеместный перевод бизнеса на ЭДО позволяет государству не только эффективно контролировать бизнес-процессы, но и своевременно выявлять во времена кризисов нуждающиеся в поддержке отрасли экономики.

С другой стороны, государство пытается стимулировать развитие бизнеса через организованные экономические и правовые механизмы, исключая из делового оборота «черный рынок» с теневыми схемами.

«Возить документы дорого и неудобно». Кому стоит уходить на электронный документооборот? 8Ирина Мамина, генеральный директор «АКП Маминой», аттестованный аудитор:

— Все электронные перевозочные документы необходимо будет подписывать исключительно усиленной ЭЦП. Заинтересованные министерства и ведомства РФ смогут получать документы и сведения обо всех перевозках напрямую из единой информационной системы.

Эти нововведения серьезно реформируют: укрупнят и «обелят» отрасль автоперевозок. Планируется, что до конца 2024 г. в электронную форму будет переведено до 70% транспортных накладных.

Интересно, что в последнем интервью глава ФНС РФ Даниил Егоров рассказал о проектах службы, цель которых собрать все данные бизнеса в электронном виде, необходимые для непрерывного налогового контроля, а также забрать у предпринимательских субъектов функцию по расчету налогов.

Чиновником были озвучены идеи использования самых современных IT-технологий для сбора и обработки сверх-огромного массива данных, в частности блокчейн-платформ, а также перехода в недалеком будущем всего бизнеса — от крупного до малого — на текущий онлайн-налоговый контроль. 

В интервью звучат смелые предложения о полной трансформации бизнеса после введения такого цифрового контроля государства, в частности о том, что не нужна будет бухгалтерия, управление кадрами и даже руководство компанией будет устроено совсем по-иному.

Пока мы видим только рост работы у бухгалтерии, связанный с необходимостью ответов на возросшее количество требований налоговых органов и дополнительных поверок за документами поставщиков после перехода на систему АСК-НДС 2 по контролю за счетами-фактурами.

По крайней мере, уже сейчас следует признать очевидное — ЭДО становится неотъемлемой частью налоговой сферы и проводником перехода на электронное взаимодействие во всех отраслях нашей жизни. 

Самое читаемое
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • Минобрнауки сообщило, сколько баллов ЕГЭ необходимо набрать для поступления в вузыМинобрнауки сообщило, сколько баллов ЕГЭ необходимо набрать для поступления в вузы
  • Запускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афишеЗапускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афише
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.