Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Переезжаем в онлайн? Как будет развиваться российский ритейл после пандемии

Переезжаем в онлайн? Как будет развиваться российский ритейл после пандемии
Иллюстрация: iStock

«Весной 2020 года, когда в России ввели строгие меры вплоть до QR-кодов, е-ком резко пошел вверх. Но летом, когда режим существенно смягчился, ни один онлайн-ритейлер не показал падение».

Электронная коммерция активно развивается последнее десятилетие. Но в пандемию произошел взрывной рост: за несколько месяцев показатели предыдущих 10 лет развития удвоились. Согласно данным АКИТ, сегодня 50% всех потребителей покупают товары через интернет, хотя еще в начале 2020-го эта цифра составляла 38%. Расширился и список категорий товаров, которые стали приобретать онлайн. Если раньше это были в основном электронные устройства, реже — одежда и обувь, то во время пандемии многие стали заказывать через интернет продукты питания, товары для дома и другие ТНП. Продолжится ли развитие этого тренда по возвращении людей в офлайн? Этому была посвящена дискуссия Гайдаровского форума-2021 «Электронная коммерция: постпандемическое похмелье». DK.RU приводит главное из обсуждения.

_______________________

Участники дикуссии:

Максим Акимов, генеральный директор «Почты России»

Дмитрий Жулин, учредитель «СберМаркета»

Дмитрий Сергеев, генеральный директор AliExpress Russia

________________________

Фокус сместился на местный рынок

До пандемии объем покупок, которые россияне делали за рубежом, был очень высоким. «Почта России» обрабатывала в день почти 1 млн посылок, получаемых из-за рубежа. Пандемия изменила это.

Максим Акимов, генеральный директор «Почты России»: — В ближайшее время е-ком — и в России, и в мире в целом — будет развиваться в контексте трех базовых вещей.

Первая — очевидный фокус на здоровье и безопасность. Многие стали говорить, что этот тренд сформировала пандемия, но она только усилила его, он был и раньше. Население богатых стран стареет. И этот факт сегодня надо учитывать всем, кто планирует развиваться в торговле.

Вторая вещь — нахождение нового баланса между национальным государством и облачными сервисами. Суверен уже не может не учитывать таких гигантов, как, к примеру, Alibaba в Китае.

Третье — общая макроэкономическая стабильность.

Во время пандемии государства выделяли много денег в виде поддержки. Важно понять, куда они выльются, что будет с оценкой бизнесов, что будет с фондовым рынком — как надуются, если надуются, пузыри и как они будут сдуваться. Эти три вещи в ближайшие два года будут сильно влиять на нашу индустрию.

Что касается ситуации в России, в нашей стране в пандемийном 2020-м произошли два фантастических события, которые никто не ожидал и не прогнозировал.

Да, все говорят про рост е-кома — он очевиден. По нашим оценкам, на рынок пришло 10 миллионов новых потребителей. Эти люди раньше вообще никогда электронно ничего не покупали — ни бургер, ни пиццу, ни панталоны. Но, мне кажется, они уже не вернутся в реал, в офлайн-покупки, по ряду категорий товаров.

Но главными для рынка трендами я бы назвал не это. Первая тенценция, которую можно отметить, — колоссальный переток потребителей из трансграна в доместик. Явными бенефициарами стали крупнейшие компании российского рынка, сегодня он сильно концентрируется. Это в итоге здорово повлияло на «Почту России» и на наше продуктовое предложение.

Мы в 2020-й год входили с одним ощущением по итогам 2019-го, с одними планами. Но пришлось быстро перестраиваться, в том числе из-за этого перетока. В 2019-м мы получали из-за границы 350 млн мелких пакетов в год — то, что заказывали россияне на иностранных интернет-площадках, почти 1 млн пакетов в день. В этом году показатели снизились до 240 млн пакетов, приходящих из-за рубежа. Зато на внутреннем рынке прирост больше 12% — местных заказов стало больше. Доместиком мы заменили выпавший трансгран, поэтому выходим с плюсом по сравнению с прошлым годом.

Второй тренд: потребитель изменился. Он уже не хочет ждать неделю. Он хочет получить товар завтра, хочет доставку в течение временного слота, хочет доставку в удобном ему месте. И в этом плане ожидать лояльности, которая, возможно, была раньше, не стоит. Еще в 2019-м было так: я привык к этому маркетплейсу, к этому доставщику — закажу здесь снова. Сейчас все изменилось. Потребитель будет переходить от площадки к площадке, от доставки к доставке, потому что его запросы выросли за пандемийный год.

Дмитрий Сергеев, генеральный директор AliExpress Russia: — Мы — та самая компания, которая в первую очередь занимается трансгран-доставкой. Но реалии 2020 года заставили меняться и нас: мы также переключились на доместик. У нас громадная аудитория, которой мы стали предлагать вместо кросс-бордерных товаров товары локальные — либо произведенные в России, либо продаваемые российскими предпринимателями. Не могу раскрыть цифры, но скажу,  что в этом сегменте у нас рост в десятки раз.

Если говорить об изменениях в поведении покупателей, о том, что многие стали требовательны и ждут мгновенной доставки, — это актуально для больших городов.

Когда речь заходит о развитии электронной торговли как таковой, не стоит выкидывать из внимания такой уникальный российский фактор, как территориальные особенности. У нас огромная страна, и е-коммерс сегодня можно рассматривать не только как какое-то удобство, но и как доступ многих россиян к ассортименту товаров. Это в Москве можно прийти в любой молл и приобрести абсолютно любой товар, разве что кроме особо экзотических. В регионах, особенно в малых городах, такого выбора нет.

Провайдеры туда не особо тянутся — потому что это огромные инвестиции. Зачастую все, что там есть, — это отделение «Почты России». И люди используют онлайн, потому что иначе товар купить невозможно. В таких местах люди готовы подождать, но получить в итоге требуемый ассортимент.

В нашей компании мы отмечаем еще один интересный тренд. Исторически нас ассоциируют с Китаем и доставкой товаров, произведенных в этой стране. Но у нас много позиций из других стран. В 2020-м мы отмечаем большой рост этого сегмента. Товар, которые люди раньше покупали в Европе и привозили в своих чемоданах, сегодня стал недоступен из-за ограничений в путешествиях. В итоге люди стали заказывать это у нас. Хотя, конечно, тренд на уход в локальность есть — и мы стремимся ему соответствовать.

«Конкурировать нельзя сотрудничать» — где ставить запятую

Сегодня многие ритейлеры создают собственные службы доставки. Как это отразится на работе «глобальных доставщиков» — они будут ужиматься или же приложат усилия, чтобы поглотить конкурентов?

Максим Акимов: — Мы стремимся быть комфортными для всех маркет-плейсов. И пандемия только упрочила наши позиции. В 2020-й мы входили, имея долгосрочные отношения только с двумя крупными площадками, а закончили год с полной десяткой: сегодня у нас со всеми крупными площадками есть контакты и есть продажи. Это направление планируем развивать и в дальнейшем, хотя понимаем, что есть мощное развитие кэптивных логистических компаний, пунктов выдачи заказов, служб доставки у всех крупнейших игроков рынка. С этим ничего нельзя поделать — кроме как предлагать лучший продукт по лучшей цене, показывая лучшую эффективность.

Я поддержу Дмитрия Сергеева, который отметил, что е-ком — мощный демократизатор в плане доступности товаров для покупателей.

Но мы все время смотрим на е-ком, на логистику как на доставочную платформу. Но это ведь еще и отправочная платформа! И в этом плане е-ком также выступает как мощный демократизатор, который позволяет десяткам тысяч предпринимателей торговать своей продукцией по всей России, и не только. По нашим подсчетам, более 90 тысяч мелких предпринимателей работают с маркет-плейсами через нас.

В этом плане у нас есть вторая вещь, которую мы хотим развивать, причем совместно с маркет-плейсами — это дроп-платформа, которая позволяет сдать товар, хранить его, упаковать, сделать отправку, выложить в магистраль и доставить конечному потребителю.

Если селлер торгует на разных площадках, мы можем ему дать возможность свой товар хранить в одном месте и отправлять из одного места. То есть мы даем возможность торговать людям, которые работают не в центре, не в Москве с ее огромным количеством складского пространства. Человек, производящий крафтовый товар в поселке под Новосибирском или в Челябинской области, получает возможность отправить его покупателю на другой конец страны.

Доступ наших производителей, предпринимателей на иностранные рынки — это тоже одна из возможностей е-кома. У зарубежной русскоязычной аудитории большой спрос на произведенную в России продукцию — и нам надо дать соответствующий логистический продукт, который позволит товарам дойти до покупателя.

Что касается создания МП своих служб доставки, тут есть предел роста. Все зависит в конечном счете от стоимости одной отправки. Если мы сможем предложить лучшую цену и сервис, то огромные вложения со стороны торговых площадок в создание собственной логистической службы будут, по крайней мере, переосмыслены.

Дмитрий Сергеев: — Еще год назад все е-ком-платформы в разговорах о выстраивании собственной службы логистики говорили, что нужно вкладывать силы в создание всех звеньев этой цепочки. И что мы видим сегодня? Практически все компании отдали пикапойнты (пункты выдачи заказов) в рынок. Потому что франшизный пикапойнт показывает большую экономическую эффективность, чем собственный. Так что все трансформируется исходя из условий рынка.

Дмитрий Жулин, учредитель «СберМаркет»: — Сегодня рынок еще настолько мал, что все игроки развивают его. Офлайн-лидеры ритейла, конечно, продолжат инвестировать и создавать собственные возможности в рамках онлайн. Но мы верим, что сможем с ними сотрудничать. За рубежом есть классный пример компании «Инстакард». Этот доставщик прошел путь от сотрудничества с мелкими офлайн-ритейлерами до того, что все ключевые игроки американского рынка стали сотрудничать с ними. В прошлом году к ним присоеднился Walmart.

Такой пример показывает, что сотрудничество Сбера с крупными ритейлерами в плане доставки вполне возможно. Даже сегодня среди наших партнеров есть ритейлеры с собственной службой доставки — Вкусвилл, Лента, Ашан, Метро. И это не мешает нам развиваться и делать классный сервис для финального клиента.

Рынок станет омниканальным

2020 год показал, что давать любые прогнозы — дело неблагодарное. В том числе и о том, что будет с е-комом после возобновления жизни в обычном режиме — с путешествиями, посещениями торговых и развлекательных центров, шопингом. Однако эксперты считают, что обвал е-кому не грозит.

Дмитрий Жулин: — Все пытаются угадать, что поменяется в будущем. Точного ответа не знает никто, однако с уверенностью можно сказать, что клиенты точно не попросят хуже цену, хуже ассортимент и хуже сервис. Значит, развитие возможно только при условии, что все эти сферы будут улучшаться. В рамках е-кома бенефициаром будет конечный клиент, который получит все эти «лучше». А тот оператор, что сможет обеспечить это, выиграет.

Супербыстрый рост рынка произошел в этом году — е-ком вырос, по разным оценкам, в 1,5-2 раза. 2,5 трлн руб. — это объем сегмента электронной торговли на сегодня. Аналитики прогнозируют, что к 2024 г. он вырастет еще в три раза.

Та ниша, где работает Сбермаркет — е-гросери (доставка продуктов питания и ТНП) — за 2020-й увеличилась до 130-140 млрд руб. Но это это всего 0,8% от офлайн-гросери. По нашим прогнозам, к 2025 г. до 5% всего продуктового ритейла и консьюмерских товаров перейдет в онлайн — в деньгах это более 1 трлн руб. А к 2030 г. от 15 до 20% продаж продуктов и потребительских товаров будет в онлайне.

Здесь важно понимать, что продукты обладают очень высокой частотностью на рынке. Выше, чем у электроники и других товаров. И рост покупок продуктов через интернет означает сдвиг парадигмы потребления.

Потребительские товары — последняя, самая сложная ниша, которая цифровизируется. Потому что люди привыкли выбирать, основываясь на том, что видят глазами. Сейчас это изменилось. Значит, перспективы всего е-ком огромны. При этом е-гросери будет расти даже быстрее основного рынка.

Дмитрий Сергеев: — Я не считаю, что после пандемии все срочно вернутся в офлайн и онлайн-торговля умрет. Равно как и не считаю, что умрет онлайн-торговля или этот сегмент сильно сдуется. Я верю в омниканальную среду, в которой маркет-плейсы будут сотрудничать с ритейлерами. Прогнозы можно делать, хотя бы исходя из такой картины.

Когда весной, в начале пандемии, вввели строгие ограничения, люди не могли свободно выйти из дома, е-ком резко пошел вверх. Летом режим сильно смягчился, но кривая е-кома не поползла резко вниз. Показатели российских онлайн-ритейлеров не упали — люди уже перестроились на другой стиль потребления.

Обсудить

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.