Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

«Мы сделали это достойно, без долгов и конфликтов» — Илья Борзенков о закрытии «Норда»

В марте 2021 г. закончилась история сети магазинов «Норд». Ее основатель и фронтмен раскрыл детали сделки с РБТ и поделился планами на будущее в эксклюзивном интервью DK.RU.

Илья Борзенков основал «Норд» в 1993 году. Бизнес развивался и в лучшие годы занимал 25% екатеринбургского рынка бытовой техники и электроники. Сеть «Норд» выросла до 82 магазинов. Но год назад появилась информация о ее слиянии с челябинским РБТ. В марте 2021 г. процесс завершился. Незадолго до этого Илья Борзенков сообщил на своей странице в соцсети о переезде в Анапу. Чем многих удивил.

Что представляла собой сеть магазинов «Норд» на момент сделки?

— На этапе максимального роста в сеть входило 82 магазина, большинство из них принадлежало франчайзи, то есть операционно управлялось другими людьми. Как и фирмы, занимавшиеся закупками и оптовой торговлей. Фактически последние 10 лет «Норд» представлял собой конгломерат независимых компаний, работавших под одной торговой маркой. Поэтому я давно перестал называть себя его владельцем.

Я основал этот бизнес и владел им, пока он был маленьким. Потом понял: необязательно быть собственником всего, достаточно иметь рычаги влияния на ключевые бизнес-процессы. Получилась такая командная игра. Этот формат позволил повысить эффективность управления и лучше адаптироваться к конкретным территориям: во всех городах нас воспринимали как своих. Это было, наверное, самой сильной стороной «Норда».

Однако в последние годы не все магазины сети были эффективными. Еще до заключения сделки с РБТ мы закрыли порядка 20 точек. Это произошло как раз к началу пандемии — можно сказать, нам немного повезло. Причины неудач разные: где-то не смогли договориться об адекватных условиях аренды, где-то подвели местные управленцы, а где-то просто не хватило рынка. Наши покупатели последние годы точно не богатели. В итоге где-то бизнес превратился в работу ради работы. А микроскопические доходы или убытки не вдохновляют продолжать дело.

Думаю, у каждой компании должна быть миссия, которая не сводится только к получению прибыли учредителями. Миссией «Норда» было удовлетворение потребности людей в домашней технике в небольших уральских городах. С 2014 г. работать самостоятельно становилось все сложнее и мы начали искать способы интеграции. Спасибо друзьям из РБТ, что они в итоге сохранили наши лучшие магазины. Для покупателей с переходом к ним наших салонов почти ничего не изменилось: тот же магазин, в основном те же товары, те же консультанты, которых многие полюбили.

РБТ и «Норд» всегда были близки друг другу с точки зрения концепции, бизнес-модели, даже ментально. Возможно, поэтому процесс слияния прошел так легко. К РБТ отошли все эффективные магазины «Норд», бренды «Норд», Logo.ru и E96.RU, а также ИТ-система и сайты. В течение года мы спокойно передавали РБТ город за городом. В марте все закончилось. Пришло время «Норду» уйти с рынка, и мы сделали это достойно, без долгов и конфликтов.

«Нас обошли в ключевых вещах»

Информация о слиянии сетей «Норд» и РБТ появилась в марте 2020-го. Планировалось, что объединенная компания нарастит сеть до 450 магазинов, открыв их в большинстве регионов России. Условия закупок станут лучше, что положительно скажется на ценах для покупателей. О поглощении «Норда» сетью РБТ тогда речи не шло.

Сделку «Норда» и РБТ называли то слиянием, то поглощением. Фактически произошло последнее. Какой была концепция на старте?

— Год назад обсуждались разные варианты сделки. В марте 2020 г. я искренне думал, что мы сможем сохранить обе сети. Думал, интегрируем бэк-офис, все, что связано с логистикой, товарными запасами, ассортиментом, а взаимодействие с потребителями, позиционирование брендов оставим конкурирующими. По аналогии с «М.Видео» и «Эльдорадо». Мы обдумывали этот сценарий, но в итоге решили не заморачиваться.

Есть ли у вас ответ на вопрос: почему сеть РБТ поглотила «Норд», а не наоборот?

— У наших компаний много общего. В отличие от других игроков рынка мы начали бизнес с бытовой техники: «Норд» — с продажи холодильников, РБТ — с сервиса по ремонту, и в последующие годы уделяли ей больше внимания, чем электронике. Мы исповедовали одну бизнес-модель и долгое время конкурировали на равных: то «Норд» был сильнее, то РБТ. Но в итоге они обошли нас в ключевых вещах: в развитии СТМ (собственной торговой марки), франчайзинга и территориальной экспансии. Не будем сбрасывать со счетов и то, что стоимость ведения аналогичного бизнеса в Екатеринбурге выше, чем в Челябинске: зарплаты у нас на 20-30% выше.

РБТ первой из региональных сетей сделала ставку на СТМ. В отличие от большинства торговых сетей, выпускающих продукты под собственной маркой на уровне ценового дна, РБТ предложила покупателям более качественный товар. Не дорогой, но далеко и не самый дешевый. Этот был стратегически очень верный шаг, поскольку на продаже брендов типа Samsung или LG, особо не заработаешь.

Я давно не занимаюсь операционным управлением, но помню, что в свое время наценка на Samsung составляла примерно 12%, а себестоимость розничной торговли была около 32%. При этом федеральные компании типа «М.Видео» получали от глобальных брендов преференции, которых нет и не было у нас, регионалов. Формат СТМ позволил предложить потребителю достойный, качественный и современный продукт по комфортной для всех сторон цене. РБТ первой начала производить СТМ в хороших объемах и обошла нас в этом существенно.

Вопрос с передачей франчайзинговой сети тоже решился «удивительно легко», все-таки были затронуты интересы десятков собственников на местах?

— В целом, да. РБТ, как и «Норд», не взимает паушальных взносов, то есть франшиза условно бесплатная. Похожи и схемы взаимодействия с партнерами: головная компания обеспечивает поставки товара. Техника сейчас стоит дорого, поэтому товарное наполнение даже небольшого магазина обходится в 10-15 млн руб., большого — раза в три дороже. Далеко не каждый предприниматель может привлечь такую сумму или достать ее из собственного кармана.

Финансирование «оборотки», товарный бренд, централизованная реклама — этих рычагов франчайзеру достаточно, чтобы контролировать магазины на местах, не придумывая других «поводков» и «ошейников».

Для франчайзи «Норда» мало что изменилось, несмотря на то, что они зашли в другую экосистему. Конечно, произошла некоторая коррекция товарного наполнения и администрирования. Но зарабатывать они будут как минимум столько же, если не больше.

Некоторые магазины «Норд» закрылись. Так произошло в основном в Челябинской области, где мы были исторически слабее РБТ. Кстати, РБТ намерен и дальше наращивать франчайзинговую сеть, потому что это самый понятный способ развития бизнеса за пределами корневого региона. Ответы на многие вопросы виднее на местах. Живое ощущение родного города помогает как в формировании товарного наполнения, так и в подготовке локальных рекламных кампаний, позволяющих отстроиться и противостоять федералам.

«Мы сделали это достойно, без долгов и конфликтов» — Илья Борзенков о закрытии «Норда»  1

РБТ могут стать чемпионами в малых городах 

До начала экспансии федералов доля «Норда» на местном рынке техноритейла доходила до 25%. Сейчас региональному игроку такой кусок в большом городе не откусить из-за сложившейся в этом сегменте «дуополии». Но за глубинку можно побороться, считает Илья Борзенков.

Могут ли региональные сети успешно противостоять федеральным игрокам на рынке техноритейла?

— Для понимания ситуации на рынке назову две цифры: в 2020 г. выручка DNS составила 514 млрд руб., а «М.Видео-Эльдорадо» — 504,8 млрд руб. Фактически отечественный рынок техноритейла представляет собой «дуополию», формируемую этими компаниями-гигантами. По масштабам бизнеса и объемам выручки остальные игроки с ними рядом не стояли. Тем не менее я искренне верю, что с ними можно конкурировать.  

DNS и «М.Видео-Эльдорадо» контролируют около 80% рынка, но они, к счастью, не склонны к демпингу, они абсолютно разные по ментальности и, насколько мне известно, не взаимодействуют друг с другом по координации цен. «М.Видео» — публичная компания (контролируется структурами промышленно-финансовой группы «САФМАР» Михаила Гуцериева. – Прим. ред.), ориентированная на западных инвесторов. Она заинтересована в хорошей отчетности, поэтому не может позволить себе вести убыточные ценовые войны. Если компания уйдет в минус, инвесторы отвернутся.

У DNS хорошая структура управления, стабильные акционеры, доступ к недорогому финансированию и эффективная бизнес-модель, которую никто не смог повторить. Ей тоже ни к чему демпинговать.  

Для жителя условного Алапаевска существует три-четыре магазина по продаже техники — DNS, «М.Видео», «Эльдорадо», РБТ и — до недавнего времени — «Норд». Комбинация практически везде одинаковая. То есть за каждого третьего-четвертого покупателя можно побороться. В крупных городах региональная сеть не может быть чемпионом, другое дело — малые города. Потому что они «САФМАРу» и DNS менее интересны.

Таким образом, РБТ сможет развиваться только при наличии достаточной емкости в глубинке?

— На Урале мы покрыли сетями практически все платежеспособные города. Но в Сибири, на «северах» и на юге еще есть возможность для развития техноритейла. Сегодня РБТ тестирует разные форматы взаимодействия с партнерами на местах. Разумеется, в небольшом городе должен быть только один РБТ — либо собственный, либо франчайзинговый.

Франчайзинг РБТ — это, на мой взгляд, стабильный и понятный бизнес, который ежегодно приносит несколько миллионов фактически при любом рыночном раскладе. Их франчайзинг рассчитан на партнеров, не имеющих большого опыта в техноритейле. Нужно только решать стандартные бизнес-вопросы, связанные с персоналом, соблюдением стандартов и контролем. Грубо говоря, обеспечивать, чтобы свет горел, товары не воровали и тараканы не бегали. Нужны, конечно, и базовые знания в области права и налогообложения. Но, в общем, ничего сверхъестественного. А найти и арендовать подходящее помещение сегодня, в постковидные времена, не проблема.  

Я даже хотел взять франшизу у РБТ на Анапу, куда переехал. Но там у них уже есть магазин.

Wildberries не «убьет» классический техноритейл

За несколько лет крупные маркетплейсы превратились в универсальные площадки, где можно купить все, в том числе любую технику, с быстрой доставкой и по конкурентной цене. В российском сегменте e-commerce присутствуют десятки отечественных и зарубежных компаний. Для большинства из них 2020-й стал годом бурного роста, ведь покупатели по необходимости, а потом и по желанию, уходили в онлайн. Кажется, отмирание традиционных форматов — вопрос времени, причем ближайшего.

Есть ли смысл расширять сети, открывать новые магазины в эпоху маркетплейсов, когда покупатель, где бы ни находился, может заказать что угодно в условном Wildberries?

— Маркетплейс — довольно спорная идея, если у бизнеса нет корневой товарной группы, в которой он очень силен. Для успеха недостаточно создать ИТ-решение, в которое все подряд загружают товары. Насколько я понимаю, великий Яндекс уже зашел с этим делом в тупик и сейчас пытается вдохнуть какую-то жизнь в почти дохлую лошадь под названием «Яндекс.Маркет».

Конечно, e-коммерсы в период появления были угрозой для «классического» техно-ритейла. Люди приходили в условное «Эльдорадо», разглядывали технику, консультировались, а потом заказывали где-то в интернет-магазине. Но сегодня все сети имеют свои вполне эффективные интернет-магазины и стали омниканальными. Так что покупать технику в условном Wildberries нисколько не выгоднее, чем в условном РБТ.

Еще можно в некоторых интернет-магазинах найти какой-то маленький гаджет с дисконтом в 20%, потому что его провезли «в чемодане», не заплатив НДС. Ввезти же «в черную» холодильник или телевизор, думаю, нереально. Если цены на технику сопоставимы, а у покупателя к тому же есть клубная карточка приличной техносети, где копятся бонусы, зачем ему искать левые варианты? Кроме того, производители техники не очень заинтересованы в продажах через маркетплейсы, поскольку они не могут правильно презентовать марку в этом канале, предложить покупателю сопутствующие товары, сделать его лояльным.

Но вот логистика у компаний типа Wildberries и Ozon очевидно лучше, чем у традиционных продавцов техники. Мы, к примеру, могли привезти товар из Москвы за неделю, а они — за пару дней. Скорость, конечно, важна, но, с другой стороны, телевизор или холодильник — не шампунь, который срочно нужен, человек может его немного и подождать.

В последнее время техноритейлеры радикально пересмотрели свои стратегии. Раньше они стремились перетащить покупателя из онлайна в офлайн любой ценой, а в сайтах видели только средство рекламы и первичной коммуникации. 2020 г. ускорил изменения. Доля онлайн-продаж значительно выросла, компании серьезно вложились в развитие дистанционных каналов продаж.

Надо еще отметить, что в малых городах, где региональные игроки зарабатывают основные деньги, доля интернет-продаж поменьше, чем в миллионниках.

Там нет таких пробок, как в мегаполисах, а поход в магазин «ногами» — одно из немногих развлечений. Так что никаких существенных переделов нашего рынка я не жду.

Говорят, из-за глобального и стремительного перехода в онлайн формируется новый феномен: офлайн приобретает статус элитарного, поскольку дает возможность вживую пообщаться, посмотреть, потрогать. При выборе техники это важно…

— Согласен. Бытовая техника вся тактильная. И вещь, с которой ты планируешь постоянно соприкасаться, надо обязательно потрогать перед покупкой. Например, мы с сыном недавно ходили в магазин, чтобы купить ему наушники. Потрогали и купили. Возможно, люди будут уходить от бездушного цифрового мира в духе «Алиса, закажи мне» к чему-то более теплому и «ламповому». Тогда РБТ ждет еще больший успех.

«Норд» — это хорошая история с достойным финалом

Компании редко уходят с рынка без драм, долгов и скандалов. С этой точки зрения владельцы «Норда» создали положительный прецедент. «Сгорел сарай, гори и хата» — не наш метод. Мы никому ничего не должны — ни налоговой, ни поставщикам, ни партнерам», — подчеркивает Илья Борзенков.

Возвращаясь к сделке: сколько вы на ней заработали? Хотя бы порядок цифр.

— Мы продали им какое-то имущество, технику, которая была нужна РБТ, выручив за все это сравнительно немного. Товарные бренды передали безвозмездно. Мы хотели уйти с рынка абсолютно чистыми, без негативного шлейфа, который обычно тянется за компанией после ликвидации. «Сгорел сарай, гори и хата» — не наш метод. Мы никому ничего не должны — ни налоговой, ни поставщикам, ни партнерам. «Норд» проработал 27 лет, с 1993 г. За это время мы помогли улучшить быт миллионам людей. Думаю, это хорошая история с достойным финалом.

Вы всегда говорите «мы», но других собственников «Норда» никто не знает…  

— «Норд» — это довольно большая группа людей. Деньги были врозь, но ключевые решения мы принимали вместе. Я был основателем компании и, по стечению обстоятельств, ее фронтменом. Просто давным-давно мы договорились об этом между собой, чтобы в паблике не было разнобоя в вопросах, связанных с нашим бизнесом.

Ваши планы после «Норда», кроме переезда в Анапу?

— У меня новая компания. С некоторым намеком на «Норд» я назвал ее «Норма». Она будет заниматься управлением активами — магазинами, торговыми и логистическими центрами. Квалификации ее сотрудников более чем достаточны для текущего фронта работ. Возможно, этот комплексный сервис будет интересен кому-то еще, кроме меня. Моя компания может взять в управление коммерческую недвижимость, и ее владелец будет спокойно жить в том же Сочи или, скажем, в Карловых Варах. Мы предложим состоятельным людям эту услугу, как только окончательно разберемся с наследством «Норда», выдохнем и немного придем в себя.

Почему Илья Борзенков переехал в Анапу, и что будет со «Старт-фондом», который он основал вместе с другими уральскими бизнесменами, читайте 20 апреля во второй части интервью на DK.RU.

Интервью: Сергей Дружинин, Виктория Говорковская

Фото: Игорь Черепанов

Обсудить

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.