Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Нельзя списывать все на буллинг. А то неумелые борцуны любой конфликт будут так называть»

«Конечно, я не верю, что стрелков замотивировали анекдоты про Вовочку, который школу взорвал, но в образовании сейчас колоссальное напряжение». Эксперт по детской безопасности о трагедии в Казани.

Анастасия Беренова, эксперт по детской безопасности и руководитель проекта по профилактике травли АНО «Территория безопасности»:

«Нельзя списывать все на буллинг. А то неумелые борцуны любой конфликт будут так называть» 1

— По поводу стрельбы в школе в Казани

Из того, что я уже нашла/прочитала, что на страничках в ВК было много сигналов, говорящих об отверженности, непопулярности, но, опять же, самое важное здесь — не пытаться абсолютизировать найденную причину. Поэтому начну опять с того, что НЕ работает.

1. Уповать на турникеты и охрану. Сколько их должно быть? Два, три, забор с проволокой? Если человек захочет, он найдет способ зайти в помещение с оружием. Не подсказываю, но, например, в окно первого этажа. При этом с каждым новым турникетом теряется положительный образ школы — именно то, что может остановить [преступника].

Про положительный образ школы отступление, хоть и не в тему, но накипело. Рассказывают мне, что в школе детям во дворе после уроков запретили гулять. А я прямо говорю: как они будут решать проблемы в классе (там травля и конфликты, вызванные незнанием, как общаться) если у них нет позитивного опыта контакта вне уроков, например, игры на школьном дворе? Зато место, на котором сидят, у завуча прикрыто и как-бы-чего-не-вышло в действии.

2. Мониторить странички в социальных сетях. Это работает обратным образом! Представьте, у вас проблема с общением, вы ученик 7-8 класса, у вас прыщи и низкая самооценка, мало друзей и есть признаки начинающейся депрессии, короче, вам плохо.

С родителями общаться не получается или не хочется, потому что вы вошли в период сепарации, и это нормально. У вас есть классный руководитель или учитель, который занимается с классом. Вы расскажете о своих проблемах человеку, который просматривает странички через приложения и пишет отчеты? Нет, конечно. Чтобы у человека была возможность опереться на взрослого вне семьи, нужно, чтобы этот взрослый хотел и умел быть авторитетным взрослым. То есть перед педагогикой стоят совершенно иные задачи, нежели сейчас пытаются поставить.

3. Списывать все на буллинг. Я сама работаю с буллингом и очень боюсь, что на волне нового события поднимутся неумелые борцуны с явлением, а также что любой конфликт или отшельничество, непопулярность будут называть буллингом. Этого и так уже полный амбар, будет еще. Чем плоха такая абсолютизация? Мы не видим комплекс проблем, мы не видим систему закономерностей. К тому же, подогреваем вину остальных — это они не так посмотрели, обозвали, и все!

Плюс остается один из самых важных факторов за кадром — отношения в семье, эмпатия, принятие.

4. Запрещать информацию или создавать тепличные условия. Важнее этого и первично — дать навыки и способы выдерживать трудности и справляться с внутренними демонами, болью и переживаниями. Этому важно и нужно учить детей и подростков!!!

5. Вводить новые контролирующие должности.

Что нужно сделать прямо вчера:

1. Провести реформу психиатрической помощи и диагностики, снять стигму с диагнозов. Несколько рисковых категорий, которым нужно уделить профессиональное внимание: людям с травматическим опытом и психопатией. Не буду углубляться в диагнозы, это не моя компетенция. Сейчас, к сожалению, очень много вопросов к амбулаторной помощи. Например, какого рожна ребенок, попадающий в больницу с суицидальным риском, лишается личных вещей — одного из самых поддерживающих факторов? Не у нас, но в Тюмени такое есть. К тому, что родители, даже зная диагноз, избегают лечения (ой, вредные же таблетки) или назначаются лошадиные дозы, потому что это попытка подавить невыносимое для взрослого, но важное жизненное у подростка.

Итак, снять стигму и повысить уровень помощи для подростков. А психологам хотя бы выучить МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра).

2. Дать информацию родителям и педагогам по внешним признакам расстройств, депрессий и зависимого поведения. Чуткий педагог должен не по страничкам лазать, а наблюдать за ребенком здесь и сейчас, быть открытым для диалога, принятия и обладать знаниями, в том числе инструкцией, что делать, которая написана разумно.

3. Работать с травлей в коллективах комплексно, честно и открыто, не заметая под ковер. Мое абсолютное убеждение — службы медиации должны быть независимыми от школ, финансироваться из фондов и иметь нужный уровень компетенции. То есть это не просто психологи, это опыт+знания+терапия+супервизия, причем знания еще и по психиатрии, виктимологии, криминологии. Есть идеи, попробую внедрять, пока что мы это делаем от случая к случаю бесплатно, но, конечно, надо понимать, что компетенция как школьного психолога, так и такой службы требует ооочень большой зарплаты и вложений. Потому что хотя бы одна личная терапия в месяц и одна супервизия в месяц — это 10000 руб.

4. Формировать, уж простите за банальщину, положительный образ школы. Нет, конечно, я не верю, что стрелков замотивировали анекдоты про Вовочку, который школу взорвал, но такое чувство, что в образовании сейчас колоссальное напряжение.

5. Создавать прозрачные и честные социальные лифты. Потому что обратная сторона их отсутствия — это безнадега, токсичное лидерство (добейся или пропадешь) и низкая ценность жизни.

6. Говорить о ценности жизни. Да. Вообще тут много всего, конечно, умение справляться с трудным, да. Внедрять программы по эмоциональному интеллекту и прочее. Конечно, про семью много всего еще. Нет никакого портрета семьи, где выросли стрелки, но радость от жизни и ощущения, что ты нужен, это всегда должно быть.

Я не знаю, что здесь делать. Просто не знаю. Давить правилами, как жить, на семью и школу нельзя. Ни на кого нельзя. Уметь слушать себя — это путь личной терапии, опять же, а те, кто не готов, их куда? Видимо, стоит уповать только на постепенное взросление общества.

И да, ситуация может быть изменена только тогда, когда вместо контроля многослойного будет со-присуствие и со-принятие авторитетных взрослых, такая педагогика настоящая, а не вот это все как-бы-чего-не-вышло.

Материал подготовлен на основе поста Анастасии Береновой в Facebook. 

>>> Читайте также на DK.RU: «В школе травля, а конкурс в 1 класс зашкаливает — такого в здоровом мире не может быть»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.