Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Взгляд на бизнес поменялся. Я много раз задала себе вопрос: «Для чего мне это?»

«Взгляд на бизнес поменялся. Я много раз задала себе вопрос: «Для чего мне это?»
Иллюстрация: личный архив Елены Макушевой

«Я идеалист, плюс очень доверяю интуиции. Во главе угла идея, и только потом — план действий и расчеты. Так выбираю города и локации: ищу подходящую пульсацию!». Интервью Елены Макушевой на DK.RU.

Рестораны в том виде, в каком они существуют сегодня, придумали в Китае. Первые заведения там уже были в период правления династии Тан (618-907 гг.). Отечественный ресторанный бизнес еще очень молод: он процветал в дореволюционной России, но 1917-й год стал водоразделом.

Новая эра отечественной ресторанной индустрии началась в 1990-е гг., когда государство утратило монополию на общественное питание. С тех пор российский рынок имеет устойчивую тенденцию к росту. Екатеринбург не стал исключением. Один из ярких его представителей — Елена Макушева, ресторатор, соучредитель пироговых «Штолле», пельменной «Пельмени Клаб», ресторана «Север Греет» и других заведений.

В интервью DK.RU г-жа Макушева рассказала, почему не боится открывать проекты, опережающие время, и как «коронакризис» изменил бизнес и ее саму.

«Сначала идея, потом расчеты»

Елена Макушева рассказывает, что пришла в ресторанный бизнес из сферы недвижимости:

— С 1999 г. я занималась развитием недооцененных или заброшенных объектов. Их нужно было переосмыслить, чтобы сделать привлекательными для инвесторов и арендаторов. К ресторанной деятельности я пришла в 2006 г., не имея больших финансовых средств, но имея желание создавать и преобразовывать.

Еше в 2004-м мы с Павлом Бабиным (партнером по ресторанному делу) обсуждали, что на Урале нет достойного национального продукта, формирующего гордость за мастерство и за традиции родного края. Так родилась идея пекарни-пироговой — я увидела не свободную нишу для бизнеса, а незакрытую задачу для города! Целый год я приставала с этой идеей к рестораторам. И в итоге решила, что хочу открывать заведение сама — с партнерами по недвижимости. Как только идея созрела — появилось и решение: нам предложили сотрудничество с пекарней «Штолле» из Санкт-Петербурга. Быстро состоялась встреча с ее создателем, Александром Бордюгом, и договоренность о партнерстве. Они как раз начинали развитие своей франшизы. В Екатеринбурге «Штолле» открылась примерно в одно время с Москвой. А теперь ее знают в разных уголках нашей страны.

Первая пироговая на Урале появилась на ул. Горького, 7а, в бизнес центре «Сенат». На тот момент локация не была привлекательной для рестораторов, потому что не было ни пешеходного, ни автомобильного трафика — но чутье подсказало открываться именно там.

Значит, выбор оказался удачным?

— Да, за первые 1,5 года мы окупились и вышли на очень хорошие показатели. Я оказалась права: национальную идею можно выстраивать через пироги! Очень скоро мы открыли вторую точку — на ул. 8 марта, а затем начали выстраивать сеть и за пределами Екатеринбурга. Но повторюсь: я лишь хотела привнести интересный продукт в жизнь города, а вышло так, что ушла в ресторанный бизнес на десятилетие. Сегодня я — управляющий, вдохновитель, идеолог и инвестор наших ресторанов. И мне удалось собрать вокруг себя команду настоящих профессионалов, с которыми можно заниматься любыми проектами, какими бы сложными они ни были.

Когда я занималась недвижимостью, в моей команде работало десять человек. В ресторанном бизнесе поначалу — 55, потом — 105, а в итоге в разных городах — уже 450 человек! Это огромный вызов, и я была обязана меняться, обучаться, изучая каждый город, в который приходит наша компания, потому что в разных городах разная культура: ценности, речь, деловые отношения.

За проекты не стыдно: сначала занимались экспансией «Штолле» в города России, потом появился магазин фермерской продукции. Мы поучаствовали в создании фабрики уральского чая «Можно» и бренда иван-чая «Величай». Открыли сыроварню, затем пельменную «Пельмени Клаб» и сейчас — «Север греет», который создан уже на фундаменте знаний предыдущих ресторанов. Мы пошли в изучение Севера и взяли широкую географию кухни от Карелии до Камчатки. Это преждевременный проект для города: посмотрим, как он покажет себя со временем.

Какие инвестиции нужны для собственного заведения в сфере питания?

— Это зависит от типа заведения. Открытие одной кофейни с площадью 100-150 кв. м. стоит от 2,5 до 7,5 млн руб. Пироговая с площадью 300-350 кв. м. —10-15 млн руб., а ресторан, такой как «Север Греет», с площадью 140 кв. м. — от 9 до 18 млн. руб. Наш ресторан имеет дополнительные вложения, потому что присутствует концептуальная история, которую надо развивать. От 1,5 до 3 млн руб. нужно выделять на операционную деятельность в первые 3-6 месяцев: проектная часть, инженерные сети, ремонт, отделка и декор, мебель, посуда, оборудование кухни и бара, инвентарь, заработная плата команды, отработка блюд, настройка сервиса, фирменный стиль и элементы брэндинга, а также аренда. Это основные статьи вложений. Инвестиции немалые, но к моменту, когда я вошла в ресторанную деятельность, у меня уже была недвижимость и накопления.

Есть ли у вас какие-то особые маркеры для принятия решения об открытии нового заведения?

— Я идеалист, плюс очень доверяю интуиции. Во главе угла идея, и только потом — план действий и расчеты. Таким же образом я выбираю город и место для открытия: хожу, ищу локации, где есть определенная пульсация (это сложно описать словами), которые могут отозваться и быть интересными для гостя.

Например, в 2010 г., когда мы входили в Тюмень, мне понравилось одно помещение. Увы, буквально накануне его взяли в аренду, там открылась джелатерия (кафе-мороженое с итальянскими традициями, прим.ред.). Проходит два месяца — мне звонит собственник этого помещения и предлагает обсудить открытие «Штолле» вместе с джеталерией! Казалось, что открыться было невозможно, но, видимо, идея оказалась действительно хорошей.

Вы сказали, что «Север Греет» — преждевременный проект для города. Есть ли инструменты, позволяющие форсировать развитие спроса?

— Конечно, для этого и существует маркетинг. У нас он имеет несколько составляющих. Одна из них — коммуникативная: например, звонки гостям, которые уже знают другие наши гастрономические проекты. Вторая — прямое взаимодействие гостя с заведением: аромат, звук, форма, которые встречают человека при входе, фактуры и цвета, подача блюда, вкус, сочетание продуктов. И, конечно, уникальные дикие продукты, которые есть у нас в меню, но редкие в городе. В общем — всё то, что сформирует впечатление, которым гость поделится с родными и друзьями.

Нас отличает философия уважения к природе, разумное потребление ее благ и трепетное взаимодействие — управление отходами и их переработкой, выбор артелей и семейных хозяйств в качестве поставщиков. Гостей мы приглашаем в путешествие по Сибири и Уралу через гастрономию. Блюда рождаются в союзе с природой, с ее ритмами.

Есть время для ягод, трав и овощей, для северных морепродуктов, есть время для грибов и дичи. Например, ранней весной делаем заготовки молодых шишек и еловых побегов, майской крапивы. Потом идёт пора разнообразной съедобной зелени, ягод, лисичек, дикой рыбы. Вот сейчас, к примеру, томаты зреют — заготавливаем, вялим на зиму.

Есть маленькие новинки, которые появляются спонтанно — мгновенная реакция на то, что выросло в саду или лесу, а есть плановые новинки, которым дается большее время на проработку. Какие-то блюда могут точечно корректироваться автором. Это живой процесс.

Северная кухня внутри концепции работает следующим образом: мы либо берем северное блюдо и делаем его современным, но близким к прообразу, либо берем любимое известное всем блюдо и делаем его из северных продуктов.

шеф-повар

Аркадий Кузеванов, шеф-повар «Север Греет»

Читайте на DK.RU: «Мажоры» и «быдло» у нас не приживаются». История «Ньюбара» — заведения с авторскими напитками и сценой для инди-артистов, ставшего за 12 лет культовым для андеграундного Екатеринбурга.

«Альтернатива QR-кодам — личная дисциплина»

Пандемия коронавируса и ее последствия не могли не отразиться на ресторанном бизнесе. В частности, заведения общепита приостанавливали работу, для них устанавливались особые режимы посещений, вводили пропуска по QR-коду и т.д. Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщал, что на фоне пандемии коронавируса в 2020 г. в России закрылись 20% кафе и ресторанов.

Елена Макушева рассказывает, что 2020-й ускорил процессы, которые команда запустила еще до пандемии:

— Традиционно доставка и самовывоз в «Штолле» занимали 60% оборота. Дальше мы должны были дойти до 75%, и эта задача стояла еще до пандемии. В 2020-м мы докручивали процессы, связанные с работой по гостевой базе, с активными продажами, с возвратностью гостя и разносторонностью его заказа, с качеством услуг и постсервиса. Это получилось: сотрудники молодцы, очень быстро перестраивались. Оказалось, что мы можем работать в очень сжатых сроках и стрессовых ситуациях.

Но страх был тоже. В какой-то момент я поняла, что в шаге от того, чтобы остаться без дохода и в долгах. Есть выплаты зарплат сотрудникам, плата за электричество и аренду, обязательства поставщикам, налоги. Если просто остановить бизнес, то это обойдется в 1-2,5 млн за один ресторан. Я «зависла» на сутки от этой мысли, но потом все обдумала и приняла решение: буду продолжать работать.

Я верю, что любой кризис ведет к улучшению, если человек выбирает трудиться и преодолевать его. Так вышло и у нас: в 2021 г. стало легче, финансовые результаты выровнялись. Появилось желание и силы открывать новые проекты.

А еще поменялся взгляд на бизнес. Я много раз задала себе вопрос: «Для чего мне это?». И пока я не ответила — не смогла двигаться дальше. Только материальной составляющей мне недостаточно. Есть много бизнесов, которые будут выгоднее в наше время и проще в управлении — но там нет драйва.

Сейчас вновь смотрю на управление недвижимостью, мне нравятся недооцененные места и их неожиданные смыслы. Придет время — и я вновь займусь этим делом. Сегодня спрос на хорошую загородную недвижимость превышает предложение, этим нужно заниматься профессионально.

«Взгляд на бизнес поменялся. Я много раз задала себе вопрос: «Для чего мне это?» 1

Посещение ресторанов сокращается во всем мире. Как вы справляетесь с этой проблемой?

— Посещаемость уменьшилась точно. Нам пришлось убрать кухню в тюменском и новосибирском «Штолле»: оставили только бар и пироги, потому что на кухню не было постоянного спроса, а на переменный спрос нельзя полагаться. Она стала отягчающим ресурсом, а в долгосрочном периоде — неоправданным.

На посещаемость внутри мы перестали ориентироваться. Провал был с марта 2020 г. — он длился полтора месяца. В конце мая мы снова начали выходить на нормальные цифры. Это произошло благодаря интенсивной работе с гостями. 60-80 звонков ежедневно в первые два месяца пандемии добавляли от 8% до 18% в разных городах к выручке в неделю. Мы подняли контакты с 2006 г., общались с гостями, спрашивали, как они, можем ли мы быть полезны, поддержать словом или делом.

Очень многим нужно было выговориться. В какой-то момент мои сотрудники говорили: «Мы работаем не в пироговой, а в службе психологической помощи».

Еще мы поддерживаем пирогами медицинских сотрудников. В первые месяцы карантина — снабжали санатории, где были изолированы российские граждане после перелетов.

В пельменной с апреля по начало июня было грустно, посещения были запрещены. А магазинчик с ремесленными пельменями работал и на доставке, и на самовывозе. Потом людям надоело бояться: стали выходить из дома и заглядывать — как раз разрешили летние веранды.

Некоторые города вводили QR-коды, ограничивающие посещение общепита. Вас не пугает такая перспектива?

— На случай если рестораны в Екатеринбурге начнут закрывать и вводить коды, у нас разработана стратегия работы через доставку и выездное обслуживание. Это уже совсем другой бизнес, но такой вариант нужно иметь в арсенале.

На мой взгляд, альтернатива QR-кодам — дисциплина людей. Это санитайзеры, маски, обработка поверхностей. Все рестораторы ужесточили правила к состоянию здоровья сотрудников. Ничто не повлияет на ситуацию с коронавирусом лучше, чем личная ответственность. И наша задача, как предпринимателей, формировать ее у сотрудников и гостей.

Читайте на DK.RU: «Капитан-антимаркетинг». Как музыкант из Екатеринбурга открыл кофейню в Петербурге

Обсудить

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.