Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Мы строим долгосрочную модель, и нам крайне важно зарабатывать вместе с клиентами»

«Важен не запуск новых продуктов, а то как ты скомпоновал предложение для каждой отрасли». Как банк «Уралсиб» трансформирует свой бизнес в пандемию и делает ставку на нишевые продукты.

С начала года ПАО «БАНК УРАЛСИБ» нарастил портфель кредитов малому бизнесу на 70% — этот сегмент восстановился после снятия большинства коронавирусных ограничений, и в целом клиенты этой категории хорошо пережили коронакризис, говорит заместитель председателя правления «Уралсиба» Евгений Абузов. Он рассказал, как банк в пандемию перестроил свои процессы и перешел от модели прямого взаимодействия к омниканальной модели, запустил мобильный банк для бизнеса за 5 месяцев, и как сосредоточился на ряде направлений, чтобы делать наиболее востребованные продукты.

Как Уралсиб перестроил подходы к работе с бизнесом в пандемию

— Мы смогли довольно быстро перестроиться и создать новую модель обслуживания, с которой больше фокусируемся не на прямом взаимодействии с клиентом, а на дистанционном: интернет-банк, новый мобильный банк для работы с клиентами, контакт-центр в режиме 24/7, команда дистанционных менеджеров. По сути, от банка, который фокусировался на прямых продажах, мы перешли к полной омниканальности и нашли свои эффективные модели привлечения клиентов и работы с ними. До пандемии было немного страшно менять хорошо работающий канал продаж, но новая реальность не оставила выбора, и мы стали меняться.  Если до коронакризиса прямые продажи занимали доминирующее положение, то сейчас они снизились до 25-30% — все остальное ушло в различные формы дистанционного взаимодействия. 

2/3 активных клиентов не приходят в офис банка ни по каким нуждам, все их потребности мы закрываем с помощью дистанционных сервисов. Новыми моделями взаимодействия наши клиенты довольны: согласно нашим измерениям, NPS (индекс лояльности клиентов) достигает порядка 50%. 

Когда началась пандемия, мы подготовили выпуск нового мобильного банка и запустили его в августе 2020 г. До коронавируса мы больше строили свои бизнес-процессы на доработке цифровых сервисов на основе аутсорсинга.

В 2020 г. мы стали набирать гораздо больше ИТ-специалистов в штат банка, чтобы делать разработку своими силами, перешли к гораздо более коротким спринтам по выпуску продуктов, и выпускаем их быстрее. Мобильный банк запустили за 5 месяцев. Доля клиентов, которые им пользуются, выросла с нуля до 31%, а в прошлом году в среднем по банкам было около 20%.

Как кредитовать малый бизнес

Работа с малым бизнесом занимает немалую долю в балансе банка, и мы решили относиться к действующим клиентам как можно более лояльно. В период пандемии активно реализовывали меры поддержки – как собственные, так и в рамках государственных программ. 

Так, например, по программам реструктуризации кредитов к нам пришло порядка 20% клиентов из нашего кредитного портфеля, что в то время невольно вызвало определенные сомнения по поводу качества портфеля. Однако реальность оказалась лучше ожиданий – через 180 дней практически все стали платить, а в просрочку ушло всего 0,1-0,2%. 

Что касается других форм поддержки, то для части компаний сектора b2c — отменили различные комиссии в эквайринге. И сделали отдельный продукт для медицинской сферы — со сниженными тарифами. Хотелось поддержать тех, кто тогда находился на переднем крае борьбы с коронавирусом. 

Кредитующийся малый бизнес восстановился полностью, и с начала года наш кредитный портфель в малом бизнесе вырос примерно на 70%. Мы видим, что в нашем портфеле он шикарно пережил коронакризис — восстановление очень сильное. Исходя из этого мы сейчас активно кредитуем.

Понятно, что в бизнесе есть индустрии, которые выросли и которые снизились. В первые месяцы пандемии объемы операций в турбизнесе упали на 90%. Но потом был ренессанс: внутренний туризм развился достаточно сильно, возможно, накопил резервы. Прекрасно себя чувствуют отрасль продажи автомобилей, производство строительных материалов. Есть индустрии, которые еще восстанавливаются, как сфера услуг: модели потребления клиентов серьезно изменились, они все больше уходит в онлайн, а офлайн как минимум не растет такими темпами, как онлайн-сегмент.

Большое количество клиентов избежали долгосрочных последствий пандемии, и их можно кредитовать. Они верят в свой бизнес и готовы вкладывать в него собственные средства. Потому что в малом бизнесе сложно разграничить, что является бизнесом, а что является личной собственностью человека. А для банкира, конечно же, тоже важно, чтобы клиент верил в свое дело.

Мы видим, что банки все чаще начинают кредитовать малый бизнес, используя модели для физлиц, и происходит переход от индивидуального анализа к скорингу. Сейчас зачастую многие малые бизнесы не кредитуются в банках, а используют другие источники фондирования – займы у друзей, родственников, потребкредиты. Потому здесь также есть источник роста.

Как поменялись запросы клиентов

Клиент хочет получать больше продуктов в цифровом виде, и мы активно работаем над тем, чтобы перенести максимум продуктов в дистанционный формат.

Что касается самих продуктов, то по всему рынку сильно растут объемы выдаваемого лизинга. Бизнес, в том числе малый, стал гораздо чаще закрывать свои потребности с помощью лизинга, требования по которому мягче, чем по кредитам. Отмечается также рост активности малого бизнеса в госзакупках. В связи с этим серьезно вырос спрос на гарантийные продукты. 

Мы запустили новый пакет услуг «Макс» для бизнеса и приурочили его к выходу нашей рекламной кампании с Максимом Галкиным*. Заложили туда довольно большое количество услуг за небольшую стоимость. Нам кажется, что это очень выгодный пакет для малого бизнеса. Для нас он – практически на грани рентабельности, но это интересное предложение для бизнеса, и мы сделали много усилий по изменению своих процессов, чтобы этот продукт запустить.

 Уралсиб всегда был универсальным банком. Мы пытаемся собирать различные сервисы с отдельным ценообразованием, с различными фишками для отдельных индустрий. Потребности медицинской отрасли сильно отличаются от потребностей торговли, а производственной сферы – от парикмахерской возле дома. Сегодня важно не то, что мы запустили какие-то новые продукты, а то как скомпоновали предложение для какой-либо отрасли. Мы стараемся фокусироваться на отдельных индустриях и нишах, и это у нас неплохо получается. 

Гарантия за час

Малый бизнес стал активнее участвовать в госзакупках. За 9 месяцев мы выдали малому бизнесу столько гарантий, сколько за весь прошлый год — у клиентов очень высокая потребность в гарантийных продуктах.

Сегмент работы с госзаказом – тоже нишевая вещь. Клиентам гарантии нужны быстро, счет идет на часы, и мы даем клиенту гарантию действительно за считанные часы. Если ты будешь выпускать гарантию за несколько дней, а в другом месте клиенты будут получать ее за час, твой продукт никому не будет интересен. 

Дальнейшее развитие банка 

Мы видим своей целью не развитие цифровой экосистемы, нам скорее интересны партнерства в отдельных продуктах. Мы стараемся фокусироваться на отдельных нишах, партнеры там могут быть совершенно разными. Коллаборации для нас более эффективны.

Мы хотим оставаться банком, с которым можно взаимодействовать как онлайн, так и офлайн. Чтобы у клиента при этом оставалась возможность получить все продукты в дистанционном формате. Но не хотим отказываться от возможности взаимодействовать с клиентом через отделения или отказываться от регионального присутствия клиентских менеджеров.

98-99% платежей сейчас проходят через дистанционные каналы, но все-таки остаются клиенты, которые хотят обслуживаться офлайн, и мы хотим разобраться, почему. Но пока у клиентов есть такая потребность, мы должны давать им такой сервис, понять, чем онлайн их не устраивает.

Для одних клиентов важны тарифы, для других — качество сервиса. Тарифы, как и сервис — краеугольный камень взаимодействия с клиентом. Мы часто делаем пилотные проекты, и если они успешны, то масштабируем их. Чтобы понять, в каких нишах нам работать, мы отстреливаем порядка 80% гипотез на этапе пилота.

Как банк мы не занимаемся тем, что в конечном итоге не приносит нам прибыль. Но стараемся выстроить все так, чтобы это приносило прибыль и нам, и нашим клиентам, чтобы была устойчивая долгосрочная модель. Нам неинтересно построить модель, в которой мы краткосрочно заработаем, а наши клиенты обанкротятся. Нам крайне важно зарабатывать вместе с клиентами, чтобы они росли, а мы предоставляли им сервис. 

 
* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.